Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование спроса и стимулирование сбыта товаров




Функции классного руководителя

Вопрос №19

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

- учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

- классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, т.е. имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);

-классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель);

- в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель; опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Классный руководитель выполняет несколько функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.

Аналитическая функция включает в себя:

- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в I класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;

- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI-x классов -с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (сочинение типа «Наш класс»);

- анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;

- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти (триместра), в старшей - через полгода (или в конце триместра). Подводить итоги и корректировать деятельность -личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данной классе.

Организационно-кооррдинирующая функция предполагает: -установление и поддержку связи школы и семьи (лично, вместе с социальным педагогом, через социального педагога, вместе с психологом);

- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);

-работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII-x) классов - с воспитателями группы продленного дня;

- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.

Коммуникативная функция заключается:

- в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе;

-в формировании оптимальных отношений в системе «учитель - ученик». Здесь классный руководитель высыпает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить так называет: «компромисс Иггина» - третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны (конфликты чаще всего происходят из-за «несправедливой» оценки и нарушения дисциплины на уроках);

- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми.

Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:

- получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;

- контролировать успеваемость каждого ученика;

- контролировать посещаемость учебных занятий детыми;

- координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);

- организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

-выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

- приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

- получать помощь от педагогического коллектива школы;

- определять индивидуальный режим работа с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);

- отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

- организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

- оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

- установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.

Направления работы классного руководителя

Основное в работе классного руководителя - воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности. В классном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотношения в мире взрослых.

Воспитание коллектива невозможно без формирования межличностных отношений в нем. Система взаимоотношений в коллективе складывается из деловых и личных отношений, тесно связанных и взаимовлияющих.

Деловые отношения складываются автоматически с момента организаций коллектива (класса). Организационно класс оформляется для достижения определенных учебно-воспитательных целей. Он включает в себя нормированное количество детей одного паспортного возраста. С оформлением класса задается подсистема деловых отношений.

Личные отношения симпатии, безразличия, неприязни возникают между людьми в условиях пространственной и временной близости в результате взаимодействия, имеющего своим содержанием сопереживание, информационный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий.

Положительные межличностные отношения - именно их должен формировать классный руководитель - это устойчивые эмоциональные и смысловые контакты учащихся класса, складывающиеся в ходе совместной деятельности, при которых каждый член данного коллектива имеет как можно больше друзей, а с остальными одноклассниками его связывают отношения взаимной симпатии, доверия и уважения, а также чувство сопереживания. Эти отношения имеют своим содержанием информационный обмен и достижение деловых целей в совместной деятельности.

Совместная деятельность во внеурочное время (внеклассная работа) может быть очень разнообразной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их положительным интересам и склонностям и одновременно формировать новые интересы и склонности.

Наиболее эффективной является деятельность, которая выполняется всем классом. Это может быть классный театр, кружок (наиболее успешно работают кружки по изучению истории искусств, кино, театра, творчества писателя или поэта), «музыкальный салон», «литературная гостиная», кружки, связанные с защитой окружающей среды, благотворительная деятельность (помощь одиноким пожилым людям, инвалидам, детям-инвалидам). Благотворительная деятельность помогает формированию чувства сопереживания, стремления оказать помощь, развивает навыки общения и приучает к социально приемлемому поведению.

В выборе вида деятельности классный руководитель практически не ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют положительный стереотип поведения.

Развитие коллектива идет не прямолинейно вверх, а волнообразно. Оно имеет спады и подъемы. Обычно спад наблюдается перед возрастными кризами, перед сменой одного периода в детском развитии другим. Затем, после возрастных кризов, наступает подъем. Спады и подъемы психологического развития у детей происходят не одновременно, а в зависимости от специфики их индивидуального развития. Поэтому подъемы и спады развития коллектива проходят более мягко. Организуя деятельность коллектива класса, педагог должен учитывать данное обстоятельство и соответствующим образом планировать работу, постепенно усложняя ее формы.

Деятельность коллектива не должна замыкаться в относительно узких рамках класса. Нужно, чтобы она органически вписывалась в общешкольную общественную жизнь через участие в различных мероприятиях: праздновании памятных дат, юбилеев деятелей науки и культуры, традиционных школьных праздников, общих праздников, конкурсах, в других делах.

Дети могут участвовать в работе кружков домов творчества, других внешкольных организаций, например в скаутских отрядах. Нужно, чтобы они принимали участие в классной деятельности, выполняя разовые поручения.

В старших классах - X-XI - внеклассную работу организовать сложнее, потому что дети много времени и сил отдают подготовке к поступлению в вуз. Они учатся в профильных классах системы «школа - вуз» или посещают подготовительные курсы. Многие проходят тестирование в избранном вузе до окончания школы и сдают выпускные экзамены, уже будучи студентами. Тем не менее старшеклассники вполне могут участвовать в традиционных общешкольных мероприятиях.

Традиции коллектива - классного, школьного - очень важны для воспитания коллектива и личности. Они формируют положительный стереотип поведения.

Совместная деятельность учащихся позволяет классному руководителю не только формировать позитивные межличностные отношения, но и управлять ими. В процессе деятельности у детей нивелируется отрицательное отношение к кому-либо из одноклассников, формируется положительное отношение к нему. В классе вообще складываются новые отношения, которые выполняют компенсаторную функцию: снимаются стрессы, вызванные неуспешностью в учебной деятельности, конфликтами в семье.

Управление взаимоотношениями в классе идет через информацию о гуманистических взаимоотношениях между людьми, через расширение нравственных понятий детей и закрепление знаний в повседневном общении детей.

Педагогическая поддержка - деятельность классного руководителя и других педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.

Превентивная помощь направлена на предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и общения ребенка, формирование умения вести себя в необычной жизненной ситуации, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств оказывается выключенным из привычной системы взаимоотношений.

Оперативная помощь - своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации и направление развития событий в оптимальный педагогический режим.

Наиболее важна превентивная помощь детям.

Она реализуется при помощи ряда педагогических средств, в частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение знаний и умений в повседневном общении). Здесь необходимы педагогический такт, т.е. чувство меры в воспитательном воздействии на ребенка; стиль, или совокупность приемов общения и поведения классного руководителя в коллективе учащихся. Классный руководитель должен говорить коротко и определенно, избегая повторений и тем более длинных нравоучений. Нужно избегать длительных словесных баталий как с отдельными учениками, так и со всем классом; из этих баталий педагог выходит измотанным и без каких-либо стратегических преимуществ. Наказывать (если необходимо) надо не в момент досады, или раздражения, а в спокойном состоянии и только для того, чтобы направить поведение ребенка на правильный путь. Нужно позволить ребенку быть самим собой, уметь взглянуть на происходящее его глазами.

Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек, Привычки ребенка полностью обусловливаются личностью педагога, в данном случае - классного руководителя, определенностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером.

К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе и другим, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека.

Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, каких-либо жизненных коллизий, книг. Главное - приучить детей читать. Русская педагогика традиционно относит коллективное и индивидуальное чтение к одной из самых действенных форм работы с детьми.

Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных газет, что по силам ученикам IV класса (если есть база, можно выпускать газету типографским способом).

Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и возможность раскрыть их способности, повысив тем самим их престиж в среде сверстников - наиболее оптимальной для развития ребенка среде.

Оперативная помощь может заключаться в конфеденциалъной беседе классного руководителя с учеником. При ее проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, если он не прав, предложить ему подумать о своих отношениях со сверстниками, о своем поведении. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической метафоре», одному из приемов детской позитивной психотерапии, которую еще называют «психологией возможностей». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование (рефрейминг) и бессознательное обучение адекватному поведению. Основное -использование метафоры, вида символического языка. Метафора в психотерапии всегда обращена к внутреннему миру ребенка. Она показывает, что он сам может справиться со своими проблемами. Это пробуждает в ребенке потребность в самовоспитании. Для детей подойдут сказки и короткие бытовые истории, для старших подростков и юношей - философские притчи.

Классный руководитель может попросить школьного психолога поработать с ребенком или посоветовать ребенку самому обратиться к психологу. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой поработать с семьей ученика (что не исключает работу с семьей, например беседу самого классного руководителя). Иногда бывает необходимо побеседовать с учителями данного класса, объяснить им ситуацию, посоветовать более внимательно отнестись к ребенку, помочь ему.

Существует еще одна форма педагогической поддержки - превентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции (ПСР).

К формам превентивно-оперативной помощи детям относятся также ролевые игры. Их лучше проводить с детьми младшего школьного и младшего подросткового возраста. Ролевые игры формируют соответствующий принятым нормам способ поведения.

Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми.

Она проводится в общем контексте воспитательной работы, но имеет свою специфику.

Социокультурная и педагогическая запущенность - длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с негативным воздействием на него микросреды, преломляющимся через внутренние условия (психосоматическое нездоровье, индивидуальные особенности, степень сопротивляемости и т.д.).

Социокультурная запущенность -- недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентации, мотивов, потребностей, минимальный социальный опыт, низкий культурный уровень как производное от низкого образовательного уровня родителей, низкой общей культуры микросреды, где растет ребенок.

Педагогическая запущенность - это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей и родственников алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершение ими преступлений и отбытие наказания в виде лишения свободы), а также следствие педагогических ошибок профессиональных педагогов начиная с детского сада.

Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведении, общении, ведущих видах деятельности.

«Возрастной ценз» социокультурно-педагогической запущенности значительно снизился. В I класс приходят дети с достаточно глубокими формами запущенности. Среди них все больше девочек, у которых педагогическая и социокультурная запущенность имеют более скрытые, чем у мальчиков, формы, и от этого становятся гораздо опаснее. Девочки быстрее, чем мальчики, проходят путь от социокультурно-педагогической запущенности до совершения правонарушений. Девочки-правонарушительницы намного более жестоки и изобретательны, чем мальчики; они хитрее и изворотливее. Поэтому запущенность у девочек представляет собой большую опасность, и классные руководители должны обратить на это внимание.

Социокультурно и педагогически запущенные («трудные», де-виантные, дети «группы риска», «проблемные» дети) в последнее время стали очень агрессивными. Имеется в виду агрессивность как свойство личности, возникающее и развивающееся под влиянием деструктивных социальных и психологических факторов и вызывающее поведение, которое можно назвать агрессивным. Агрессия - тип поведения, эффектом которого является причинение ущерба другому лицу (физическая или вербальная атака, а также негативизм и подозрительность; признаками скрытой агрессии являются обидчивость и раздражительность). У таких детей отмечаются фрустрация до снижения сложности поведения почти до уровня регрессии, так как затормаживаются более тонкие и сложные структуры регуляции деятельности; ригидность (затрудненность), преимущественно когнитивная и мотивационная; тревожность (общая, «размытая»), неадекватная самооценка.

Жесткий педагогический прессинг, авторитарный сталь работы могут только усугубить ситуацию. Таким детям нужна помощь и поддержка.

Педагогическая и социокультурная запущенность детей развивается на фоне равнодушного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, знакомых. Дети глубоко переживают это безразличие. Они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными. В этом случае наносится ущерб личности, часто необратимый.

При работе с девиантными детьми классному руководителю необходимо определить оптимальную позицию по отношению к ним и убедить учителей класса принять ее. Таким образом сформируется единая воспитательная система, которая сама по себе благотворно влияет на ребенка.

Оптимальная позиция по отношению к девиантным детям в самом общем виде должна отвечать требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность - умение педагога видеть и понимать индивидуальность ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость - способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его развития и в связи с различными изменениями его жизни. Такая позиция должна быть не только изменчивой в связи с изменениями в личности ребенка, но и предвосхищающей.

Прогностичностъ означает, что стиль общения педагога с детьми должен опережать появление их новых психических и личностных качеств. Только на основе прогностичности позиции можно установить оптимальную дистанцию, снять шаблонность в поведении по отношению к ребенку.

В работе с девиантными детьми очень важно восстановить у них уверенность и самоуважение, не снижая при этом требований к поведению. Классному руководителю нужно заранее трезво определить, что он хочет и чего не хочет от ребенка. Ребенок должен знать, что приемлемо, а что неприемлемо в его поведении. Педагогу нужно быть абсолютно уверенным в том, что ученик в состоянии выполнить требуемое. Требование невозможного - источник постоянных конфликтов: педагог не оставляет ребенку выбора.

Если конфликт возник, то надо как можно скорее погасить его, обсудить и объяснить, к каким последствиям ведет его поведение, обязательно подчеркнуть, что он ответствен за свое поведение.

Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Самая распространенная ошибка педагогов - отказ в признании независимости и зрелости подростков и юношей, против чего они протестуют доступными им средствами, чаще всего негативными. Надо предоставлять детям самостоятельность, конечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от негативных поступков и нелепых выходок, которыми пытались доказать свою значимость.

Классному руководителю следует постараться получить помощь от семьи. Сделать это трудно, потому что подавляющее большинство социокультурно и педагогически запущенных детей -выходцы из педагогически несостоятельных семей, и их родители не стремятся к тесным контактам со школой. Тем не менее, нужно попытаться превратить родителей в союзников.

Таким образом, будет создано единое воспитательное пространство, в котором реабилитация (перевоспитание) педагогически и социокультурно запущенных детей будет весьма успешной.

К работе с такими детьми и их родителями надо обязательно привлекать психолога. Эффективную помощь классному руководителю в работе с «неблагополучными» семьями может оказать социальный педагог. Он может организовать помощь семье через социальные учреждения и органы попечительства и опеки.

У части учеников имеются большие трудности в обучении. Они проявляются уже в начальной школе. Об этом учитель должен информировать администрацию школы и по согласованию с ней и школьным психологом направить ученика на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для решения вопроса о целесообразности продолжения его обучения в школе. Данный вопрос согласовывается с родителями.

В особо сложных случаях классному руководителю, психологу, социальному педагогу и администрации надо организовать помещение ребенка в центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр). Такие центры работают во всех крупных городах.

ППМС-центры принимают безнадзорных детей, но в них - на некоторый срок, определяемый персоналом центра после всестороннего обследования - можно направить детей, с которыми крайне трудно в семье и школе. В центре дети учатся, трудятся, получают помощь психотерапевта и специфически медицинскую помощь (медикаментозную), что иногда крайне необходимо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.