КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программа
Основное общее образование (5-9 классы) .Обязательный минимум содержания 1. Культурно-исторические основы. 2. Психолого-педагогические основы. 3. Медико-биологические основы. Пояснительная записка включает характеристику образовательной области «ФК», а также цель обучения и задачи. Целью обучения образовательной области «ФК» в основной школе является формирование ФК личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью. Задачи: 1. Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями ИВС; 2. Совершенствование функциональных возможностей организма посредствам направленной общеприкладной и спортивно-рекреационной подготовки. 3. Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей поведения в коллективном взаимодействии; 4. Создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования. 5. Обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены. 6. Формировать практические умения в организации и проведении самостоятельных форм занятий. Цель и задачи базируются на «Обязательном минимуме образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности школьника: теоретическая, практическая и физическая подготовка. Особенности программы: - основу учебного предмета составляет содержание физкультурной деятельности с обшеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью и включает два соответствующих раздела; - содержание 1 раздела представлено «базовыми» видами спорта (гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика и спортивные игры). 2 раздел представлен содержанием ИВС. В зависимости от подготовленности учителя, материально-технических условий, климата школа избирает вид спорта. При этом из раздела «Способы физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью» изымается соответствующий учебный материал и объем отводимых на его освоение часов, которые включают на освоение ИВС. Содержание программы (340 ч) для основного общего образования
Среднее (полное) общее образование (10-11 класс) Обязательный минимум содержания 1. Культурно-историческое содержание 2. Психолого-педагогические основы 3. Медико-биологические основы Программа Пояснительная записка Целью обучения образовательной области «ФК» в средней (полной) школе является формирование физической культуры личности юношей и девушек посредством овладения ими основами физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. Задачи учебного предмета: - расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных ОРУ в различных формах занятий ФК, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности; - расширение объема знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности; - формирование адекватной самооценки личности; - формирование потребности в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; Особенности программы: - направленность на реализацию принципа вариативности, позволяющего учитывать возрастно-половые особенности занимающихся, материально-техническую оснащенность учебного процесса, климатические условия; - основные разделы программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности» (информационный компонент), «способы физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью» (операционный компонент), «требования к уровню подготовки выпускников» (мотивационный компонент). - логика программы: от общего к частному, от частного к конкретному; - объем знаний, средств и форм физкультурной деятельности основан на профессионально-прикладной и индивидуально-ориентированной физической подготовке учащихся с использованием профессионально-прикладных и оздоровительно-корригирующих средств; - в связи с тем, что в программе представлены основы систем физических упражнений (атлетическая гимнастика и шейпинг, атлетические единоборства и ритмическая гимнастика с основами хатха-йоги), каждая система представлена комплексом знаний и физических упражнений. Содержание программы (136 ч.) для среднего (полного) образования
Программа “Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей” (1993г.) Авторы: В.И.Лях, Г.Б.Мейксон
Эта программа также используется нами при подготовке студентов к практике в школе, поскольку дает более дифференцированный материал по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств детей разного возраста. Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей учащихся 1-11 классов, в изложении программного материала. Как считают авторы, данная программа особенно будет полезна в тех случаях, когда перед учителем остро стоит задача существенно повысить физическую подготовленность учащихся. Дополнительно следует отметить, что программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре. Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока рекомендуется использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры. При оценке результатов учеников предлагается в большей мере ориентироваться на индивидуальные темпы развития их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Итак, в пояснительной записке данной программы оговаривается, что обязательный курс физического воспитания школьников осуществляется на уроках по физической культуре. Данная программа имеет следующие компоненты содержания и структуру: 1. Цель и задачи физического воспитания учащихся 1-11 классов; 2. Базовая часть содержания программного материала уроков в: а) в 1- 4 классах (организационно-методические указания и программный материал б) в 5 - 9 классах (организационно-методические указания и программный материал); в) в 10 - 11 классах (организационно-методические указания и программный материал). 3. Вариативная часть содержания программного материала уроков; 4. Показатели физической культуры учащихся. Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). В пояснительной записке оговаривается, что уроки физической культуры должны дополняться другими формами: физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня, внеклассной работой, спортивно-массовыми мероприятиями (7-12 часов в неделю - мальчики, 4 - 9 часов - девочки). Раздел “Базовая часть содержания программного материала” имеет подразделы: - организационно-методические указания (дается краткая физиологическая, психическая характеристика каждой возрастной группы детей, приведены особенности организации и методики проведения урока; указаны способы и компоненты контроля и оценки успеваемости учащихся каждой возрастной группы). В заключении дается сетка часов (распределение времени на разделы учебной программы), которая имеет отличия в каждой возрастной группе: на базовую часть в 1 - 4 классах отводится 52 часа; в 5 - 9 классах - 48 часов; в 10 - 11 классах - 42 часа; на вариативную часть в 1- 4 классах отводится 16 часов; в 5 - 9 классах - 20 часов; в 10 - 11 классах - 26 часов; программный материал (отдельно для 1 - 4 кл., 5 - 9 кл., 10 - 11 кл.) содержит основную направленность уроков и состав средств для решения поставленных задач. Вариативная часть содержания программного материала уроков (с учетом региональных и национальных особенностей, желаний учащихся): соотношение видов физических упражнений может быть различным, а последовательность прохождения и конкретный материал вариативной части разрабатывает учитель, ориентируясь на структуру изложения базовой части. Показатели физической культуры учащихся представлены в разделах: - знания; - двигательные умения, навыки и способности (по видам двигательной деятельности). Для мальчиков и девочек представлены свои тестовые показатели низкого, среднего и высокого уровней физической подготовленности. Безусловно важной является система урочных занятий (вне зависимости от программы, которую избирает для себя учитель в качестве основной), поскольку именно такая система: - позволяет соблюдать закономерности построения процесса обучения двигательным действиям; - позволяет учитывать особенности развития физических качеств в различные возрастные периоды; - обеспечивает преемственность учебного материала, систематичность его преподавания и усвоения учащимися, а также определяет эффективность протекания процессов краткосрочной и долговременной адаптации. Успешность функционирования любой системы (в том числе и системы урочных занятий) обеспечивается наличием в ней элементов контроля и коррекции, учетом возрастно-половых особенностей детей, а также материально-технической базой и квалификацией учителя, который в соответствии с ней имеет право выбора для своей работы одной из представленных выше программ физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Далее рассмотрим нормативные основы физического воспитания в общеобразовательной школе, которые отражены в различных нормативных документах и всероссийском комплексе “Физкультура и здоровье”. Среди нормативных документов основным является “Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы”. Этот документ имеет разделы: - Общие положения, где оговариваются задачи школьного физического воспитания; основы организации и содержания физического воспитания, которые регламентируются программой по физической культуре, программой по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; раскрывается система обязательных взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников, которую составляют уроки по физической культуре, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школы, обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы и по выбору учащихся; - Организация физического воспитания, где указывается, что общее руководство физическим воспитанием школьников осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и местными органами народного образования. Далее рассматривается ответственность организаций народного образования различного уровня за состояние физического воспитания в общеобразовательных школах. За организацию физического воспитания в школе несут ответственность директор, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и учитель физической культуры; - Врачебный контроль: он осуществляется в соответствии с действующей Инструкцией о работе медицинского персонала в школе.
Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию (М.: Просвещение, 1984 г.) содержит также следующие методические рекомендации и положения: - об организации занятий по физической культуре со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; - по проведению гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр на переменах, дней здоровья; - положение о коллективе физической культуры общеобразовательной школы; - о порядке организации спортивных соревнований среди школьников; - правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах. Документом, регулирующим деятельность в области физической культуры и спорта, является федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, который вступил в силу с 6 мая 1999года. Закон содержит цели и задачи настоящего Федерального закона, основные понятия,принципы государственной политики, меры государственной поддержки развития ФК и спорта; он также содержит характеристику системы ФК и спорта в Российской Федерации. В разделе “Физкультурно-оздоровительная работа и развитие спорта высших достижений” рассматривается вопрос развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, где говорится, что данная работа должна строиться на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”, оговаривающем, что образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Подчеркивается также важность проведения оценки физической подготовленности детей на основе всероссийского комплекса “Физкультура и здоровье”.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |