Тема урока: Устная нумерация чисел в пределах 100.
1. Формирование у учащихся умения определять разрядный состав числа.
Присчитывайте по одному, начиная с числа 10, до числа 20.
- Сколько десятков в числе 11? Сколько единиц? (В числе 11 – 1 десяток и одна 1).
- Как получили число 11? (К десяти прибавили один).
- Сколько десятков в числе 12? Сколько единиц?
- Как получили число 12? (К десяти прибавили два). И т.д.
Работа с учебником.
Задание 1
- Сколько палочек на каждом рисунке? (На первом рисунке, 13 палочек, на втором рисунке 31 палочка).
- Сколько в каждом из этих чисел десятков? Сколько единиц? (В числе 13 – 1 десяток и 3 – единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица.)
Задание 2
Назовите число, в котором:
1 десяток 8 единиц;
3 десятка 1 единица;
2 десятка 5 единиц;
10 десятков.,
Конкретная наглядность (наборное полотно, рисунки в учебнике) и элементы схематической и графической наглядности.
Тема урока: Однозначные и двузначные числа
1. Изучение нового материала.
На доске записаны числа: 15, 51, 7, 70, 5, 2, 13, 1, 9, 10, 99.
- Что заметили?
- На какие группы можно разделить все числа?
(На доске учащиеся выписывают числа в две группы:
7, 5, 2, 1, 9.
15, 51, 70, 13, 10, 99).
- Вспомните, как называются числа, в записи которых присутствует один знак (одна цифра). (Однозначными)
- Как называются числа, в записи которых присутствуют два знака (две цифры)? (Двузначными).
Если дети затрудняются вспомнить названия чисел, то учитель напоминает им, что числа, в записи которых присутствует один знак или одна цифра, называются однозначными, а числа, для записи которых используются два знака (цифры), – двузначные.
- Допишите группу однозначных чисел.
- Добавьте несколько чисел в группу двузначных чисел.
2. Упражнение в сравнение чисел.
При сравнении чисел важно, чтобы дети объясняли состав каждого из сравниваемых чисел, при сравнении именованных чисел необходимо повторить, что 1 дм = 10 см.
Например:
16 * 60
16 – это 1 десяток и 6 единиц.
60 – это 6 десятков.
1 десяток 6 единиц меньше 6 десятков, значит, 16 < 60
7 дм * 70 см
7 дм – это 70 см (или: 70 см – это 7 дм), значит, 7дм = 70 см
Схематическая и графическая наглядность и конкретная.
Тема урока: Сложение и вычитание в случаях 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30
1. Изучение нового материала
Учащиеся знакомятся со сложением и вычитанием в случаях вида 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 таким образом: 30 + 5
30 – это 3 десятка, 5 – это 5 единиц;
3 десятка и 5 единиц – это 35, значит,
30 + 5=35
35 – 5
35 – это 3 десятка и 5 единиц.
Из 3 десятков 5 единиц вычесть 3 десятка, получится 5 единиц, значит,
35 – 30=5.
(При выполнении данной работы дети пользуются пучками палочек и отдельными палочками.)
Затем учащиеся под руководством учителя рассматривают аналогичные случаи сложения и вычитания:
10 + 2=12
3 + 20=23
12 – 2=10
23 – 3=20
12 – 10=2
23 – 20=3
Далее выполняется задание из учебника с подробным объяснением.
Например:
К числу 40 прибавили число 3.
40 – это 4 десятка.
3 – это 3 единицы.
2. Работа с моделями чисел.
Учитель предлагает составить равенства по схемам:
∆∆ - ∆=∆ 0, ∆0 + ∆ = ∆∆, ∆∆- ∆0 =∆
3. Поисковые задания.
- Составьте двузначное число, в котором количество десятков больше количества единиц на 2. Сколько таких чисел вы составили? Как можно составить модель такого числа? (рассматриваются разные варианты моделей)
4. Закрепление знания нумерации чисел в пределах 100.
Назовите по порядку числа:
от 52 до 63;
от 79 до 93;
от 73 до 58.
Рассмотрите ряды чисел:
90, 80, 60, 40, 30, 20, 10;
11, 12, 14, 15, 17, 18, 19.
- Какие из чисел пропущены в каждом ряду?
Конкретная наглядность (пучки палочек и отдельные палочки, разрядная сетка). И на уроке учитель использует схематическую и графическую наглядность.
Тема урока: Метр
1. Знакомство с единицей измерения длины метром.
Учитель спрашивает детей, как можно узнать длину карандаша, книги и т.д. (Измерить).
- Что поможет нам выполнить эту работу? (Линейка).
- Какой единицей длины будете пользоваться?
- А теперь нам надо измерить длину класса.
- Удобно ли будет пользоваться миллиметром? Сантиметром? Дециметром?
- Почему?
Для измерения длин больших предметов существует единица измерения – метр.
1 метр – это 10 дм или 100 см
Запись на доске:
1 м = 10 дм = 100 см
Затем учитель демонстрирует учащимся метр и просит с помощью метра измерить длину и ширину класса, ширину двери, длину доски и т.д.
После этого учитель просит учащихся сравнить 1 метр с 1 дециметром и 1 сантиметром и определить, на сколько 1 метр больше 1 дм (см)
Учащиеся, рассуждая, сравнивают 1 м с 1 дм и с 1 см (в случае затруднения ученики могут пользоваться палочками или пучками палочек).
1 м – это 100 см (100 – это 10 десятков).
1 дм – это 10 см (10 – это 1 десяток).
10 дес. – 1 дес. = 9 дес. (9дес. = 90).
Значит, 1 м больше 1 дм на 90 см.
1 м – это 100 см.
Числу 100 на числовой прямой предшествует число 99.
100 – 1 = 99, значит, 1м больше 1 см на 99 см.
Далее ученики выполняют задание в учебнике с подробным объяснением.
2. Упражнения по составлению схем числа.
- Пусть 1см – это одна единица. Изобразите на отрезках числа 5, 14, 48. (Дети чертят схемы чисел:
5 – это отрезок длиной 5см, 14 – схема этого числа состоит из отрезка длиной 10см и отрезка длиной 4см, 48 – схема состоит из 4-х отрезков длиной 10 см и отрезка длиной 8 см.)
Схематическая и графическая наглядность, сохраняющая свойство конкретных предметов.
На этапе изучения чисел в пределах 100 ученики уже приобрели опыт установления взаимнооднозначного соответствия между элементами конкретных конечных множеств и отрезком натурального ряда чисел, усвоили общий способ получения числа из предыдущего и единицы, то есть получили некоторые обобщения. Это означает, что уже на этом этапе происходит абстрагирование от несущественных признаков. Поэтому здесь уместно использовать наглядные пособия более высокой степени абстрактности: графическую и схематическую наглядность.
Между тем, ученики еще имею небольшой опыт в выполнении абстрагирования, поэтому наглядность высокой степени абстрактности на этой ступени неуместна.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление