Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен «демонстративного» потребления

Феномен «стильного» потребления

Стиль потребления

Лекция Человек как потребитель товаров и услуг.

· Феномен «стильного потребления»

· Феномен «демонстративного потребления» как показатель социального статуса

· Феномен «модного потребления»

Полезные функции потребления - 3 способа трансляции потребительских установок: рассмотрение потребителя не только как пассивного действующего субъекта на рынке товаров и услуг, но и как активную личность, использующую эти товары и услуги для выражения своих личностных черт.

Ж. Бодрийар - общество постмодерна.

Постмодерн характеризуется ценностной диффузией различных социальных сфер. Невозможно определить четкие границы тех или иных явлений и процессов. Потребление проникает во все сферы жизни. Потребительская культура насаждается в области политики, культуры, искусства.

В таких условиях индивид утрачивает себя как личность.

Происходит ее исчезновение как субъекта социального развития. Остро встает вопрос идентификации и самоутверждения индивида. Находясь в активном поиске своего я, личность выражает себя через наиболее развитую сферу – сферу потребления, тем более что оно дает широкие возможности для этого.

Человек показывает свою уникальность и индивидуальность.

Индивидуальность, неброскость, сдержанность

Аксессуары, одежда, автомобиль

Потребление может выступать одним из способов проявления индивидуальности человека.

Оно несет в себе знаковый код отличительности и индивидуальности.

Насаждается иллюзорная «стильность» через постулирование особенности тех или иных серий посредством рекламы, средств массовой информации и моды.

Вещь потребляется в своем знаковом значении.

Знак сообщает информацию об индивиде: статусе, классовой принадлежности, образе жизни.

оппозиция двух понятий – «модель» и «серия».

Модель – нечто уникальное. она задает тон «стильного» потребления.

«стильное» потребление выражается в стремлении человека потреблять уникальные модели, что будет выступать его знаком отличия среди окружающих.

Однако модель ограничена и не всегда доступна.

современное общество – это общество тиражирования

выбор моделей сильно ограничен, а предложение серий носит неограниченный характер.

человек стремится к индивидуализации потребления.

Джинсы - абсолютно доступная вещь. перестала быть моделью.

В таких условиях важным аспектом выступает цвет, форма, фактура и принадлежность к той или иной марке (лэйбл)

Торговая марка, «ваша марка».

Т. Веблен - «демонстративность» высшего слоя общества. Недостаточно иметь богатство, необходимо выставлять его напоказ, демонстрировать свой статус, служит для самоутверждения, личностного роста в собственных глазах.

Т. Веблен выделяет особые отличительные знаки, показывающие статус человека - геральдические изображения, медали, почетные украшения, Индия – статус на лбу. дорогой сотовый телефон, автомобиль, модная дорогая одежда.

В развитии дифференциации потребления Т. Веблен выделяет следующие стадии:

1. В хищнические времена привилегия потребления уникальных вещей принадлежала мужчинам. Женщины и дети - подчиненные позиции. что оставалось от мужчин.

2. По мере развития института собственности потребление стало приобретать классовый оттенок. Граница стала проходить между высшим и низшим классом. Высокосортные вещи потреблялись праздным классом с целью показать ими свой социальный статус. отчасти сохранилась половая дифференциация. Привилегия потребления дорогих уникальных вещей принадлежала преимущественно мужчинам из высшего сословия.

3. стадия приобретения потреблением всеобщего характера. сегодня можно наблюдать все большее стирание границ между различными системами потребления. Даже финансовая сторона перестает играть важную роль. Потребительская дифференциация приобретает символический характер и выражается в стремлении человека выделиться через уникальность стиля потребления. Стирание финансовых границ в потреблении способствует развитие института кредитования

элементы «демонстративного» потребления:

- одежда

- пища

- жилье и его обстановка.

Водораздел потребления проходит по качеству потребляемых вещей.

«Потребление товаров более высокого качества есть свидетельство богатства, оно становится почетным, и наоборот, несостоятельность в потреблении товаров должного качества и в необходимом количестве является признаком низкого положения».

 

Другой формой «демонстративного» потребления выступает показ через потребляемые товары принадлежности к социальной группе (униформа, казенная одежда, фирменной одежды, значков и ливреей)

В современном обществе хорошо одетые в определенную форму сотрудники компании могут демонстрировать ее преуспевающее положение.

внешненаправленный характер «демонстративного» потребления.

Главное - признание со стороны окружающих.

Без их мнения самовыражение теряет смысл.

Потребление красивых вещей, не обладающих видимой полезностью, должно быть подчинено требованиям красоты и дороговизны.

 

Другой аспект - в требовании уникальности вещи.

Для показного потребления характерно потребление не только дорогих, но и особых уникальных товаров

Это должна быть уникальная дорогая красивая вещь.

Часы - швейцарские, ручки - паркер, дипломат

еще один аспект потребления – постоянное сравнение своего стиля и направления потребления со стилем и направлением потребления других людей.

Сравнивая себя с другими, мы либо стремимся отличаться от окружающих, либо стремимся найти единомышленников – клубы = ищем других уникальных

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объединения предприятий | Феномен «модного» потребления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.