КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеграция в Восточной Европе: от СЭВ к ЕС
Среди интеграционных объединений стран Центральной и Восточной Европы Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949-1989 гг. занимал особое место. Он объединял государства с плановой экономикой, а экономические связи между странами-членами строились на нерыночных основах. В 1949 г. в СЭВ вошли СССР и страны Центральной и Восточной Европы (кроме Югославии); позднее присоединились неевропейские - Монголия, Куба, Вьетнам. Основным методом организации и осуществления экономического сотрудничества стран СЭВ была совместная плановая деятельность, а основной формой экономического сотрудничества - взаимная торговля. В 1958 г. удельный вес взаимного экспорта составлял 70,6%, импорта -74,1%; в начале 80-х гг. - 47,6 и 47,0% соответственно. Торговые отношения с третьими странами были развиты слабо. Страны СЭВ активизировали взаимную торговлю за счет специализации и крупномасштабного производства с ориентацией на рынок СЭВ. Например, большая часть тракторов производилась на крупном польском тракторном заводе, автобусов - на крупном заводе в Венгрии, Магнитогорский сталеплавильный завод производил половину стали СССР; белорусский (крупнейший в мире) завод производил 90% полистирола. Торговля в рамках СЭВ осуществлялась на основе цен, резко отличавшихся от мирового рынка. Особенно переоценивались промышленные товары при низком качестве по отношению к мировым стандартам, а сырье оценивалось ниже мирового уровня. Фактически экспортеры сырья субсидировали экспортеров промышленных товаров. В последние годы существования СЭВ была предпринята попытка перейти на прямые связи между предприятиями и на договорные цены с широким использованием национальных валют. В 1989 г. страны СЭВ определили в общих чертах курс на постепенное формирование объединенного или общего рынка, перешли на оплату в твердой валюте, предложение которой было недостаточным. В первые два десятилетия расчеты между странами СЭВ и взаимное кредитование осуществлялись на основе клиринговой системы, т. е. взаимного погашения встречных требований и обязательств соответствующими товарными поставками. Эти отношения были преимущественно двусторонними. В 1963 г. был введен переводной рубль как мера стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчетов. Переводной рубль не конвертировался в национальные валюты; не было и взаимной конвертации национальных валют. Переводной рубль использовался только в банковских расчетах между странами-членами, его формой существования были запасы на счетах Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Международного инвестиционного банка (МИБ). Для определения внешнеторговых цен мировые цены в СКВ переводились в переводные рубли по среднегодовому курсу в соответствии с его золотым паритетом, который составлял 0,987412 г чистого золота и был выше паритета доллара на 12%. В качестве меры стоимости переводной рубль использовался для оценки совместно сооружаемых объектов и в других сферах сотрудничества. Функционирование валютной системы, основанной на переводном рубле, осуществлялось через два банка СЭВ - Международный банк экономического сотрудничества и Международный инвестиционный банк. Существовавшая на протяжении 20-30 лет модель международного социалистического разделения труда оказалась неспособной обеспечить решение таких актуальных для интенсификации экономик стран СЭВ задач, как ускорение научно-технического прогресса; осуществление глубоких структурных сдвигов в экономике, решение социальных вопросов. Это проявилось, прежде всего, в консервации отсталой структуры взаимного товарооборота, преобладании в нем сырья, а также в резком снижении его темпов с 10-11% (в 1976-1985 гг.) до 2,0% (в 1986-1987 гг.), причем товарооборот СССР со странами СЭВ за эти последние годы возрастал в среднем на 0,9% в год. После распада СЭВ в 1989 г. СССР оказался должником европейских стран-членов СЭВ (в 2000 г. - 14 млрд дол.), с высокой дебиторской задолженностью со стороны неевропейских стран (Вьетнам, Куба, Монголия), возврат которой в полном объеме весьма проблематичен. Эксперты обращают внимание на то, что СЭВ с самого момента создания был искусственной организацией, сформированной исключительно в политических целях, что и стало одним из факторов его распа- да. Не способствовало его укреплению и объединение в рамках организации практически не связанных между собой Кубы, государств Юго-Восточной Азии, Монголии и стран Восточной Европы. После распада СЭВ и СССР образовались страны с экономикой, переходной к рынку. Стратегия открытой экономики и структурно-рыночные преобразования открыли новые возможности для развития экономической интеграции. Страны Центральной и Восточной Европы в 1990 г. образовали свою объединительную группировку "Вышеградскую тройку", в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия (после распада Чехословакии на Чехию и Словакию она трансформировалась в "Вышеградскую четверку"). В январе 1996 г. группа пополнилась Словенией. С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА), предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Такой ход был вызван в общем недостаточно широкими отношениями с ЕС (несмотря на существующие так называемые "европейские соглашения" с каждой из стран "Вышеградской четверки"). С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что "внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друг друга". Членом СЕФТА может стать любая страна, состоящая во Всемирной торговой организации и обладающая договором о свободной торговле с ЕС и каждым членом СЕФТА. Ряд экспертов уверены, что в начале XXI в. в СЕФТА могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн человек. При этом только 30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Балтийские государства (Латвия, Литва, Эстония) образовали Балтийскую зону свободной торговли в 1993 г. Страны Центральной и Восточной Европы, включая балтийские государства, взяли курс на вступление в ЕС. Интеграция в рамках созданного 12 бывшими республиками СССР Содружества Независимых Государств пока что развивается слабо. В середине 1990-х гг. определилось разноскоростное развитие стран СНГ по направлению к экономической интеграции. Дальнейшее углубление интеграции стран СНГ связано с рыночными преобразованиями и темпами экономического развития, которые должны сформировать заинте- ресованность во взаимодействии (подробнее об интегральных процессах в СНГ см. соответствующий раздел). В середине 1992 г. была учреждена новая международная региональная организация с участием ряда европейских государств - Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), оказавшееся примером сотрудничества бывших республик СССР, стран Восточного блока и членов НАТО. Целью организации провозглашено: • превращение Черного моря в море мира и благосостояния путем развития дружеских и добрососедских отношений; • углубление дву- и многостороннего сотрудничества; • содействие экономическому, технологическому и социальному прогрессу и свободному предпринимательству; • соблюдение специфических экономических интересов государств-участников, в особенности стран с переходной экономикой; • использование всех возможностей для развития и диверсификации их сотрудничества в экономике, промышленности, науке, технологии и охране окружающей среды. Членами ЧЭС стали 11 государств (Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдавия, Румыния, Турция, Украина и Россия). Интерес к участию ЧЭС проявляют также Казахстан, Узбекистан, Франция, Иран. В конце 1993 г. было принято решение об образовании Черноморского банка сотрудничества, торговли и развития. На практике соглашение 1992 г. лишь формально оформило пятилетнее сотрудничество. Однако в полной мере ЧЭС так и не развернулась. И помимо экономических недоговоренностей этому мешают серьезные территориальные споры участников, внутриполитическая нестабильность и различный подход к сепаратистским движениям (Косово, Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Курдистан). В марте 1998 г. начались активные переговоры ЕС с группой стран, претендующих на вступление в Союз. Будущими новыми членами ЕС должны стать Польша, Кипр, Мальта, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония. Активизировалась Турция, уже не один год стремящаяся войти в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение о тамо-женном союзе Турции с ЕС, а в 2001-2002 гг. турки внесли ряд изменений в законодательные нормы своей страны с целью их приближения к стандартам Западной Европы. Нельзя не заметить, что все новые претенденты на членство в ЕС, за исключением Кипра, Мальты и Турции, представляют еще только реформирующийся на рыночный лад постсоциалистический регион Центральной и Восточной Европы. Большинство претендентов серьезно отстает по своим показателям от ЕС. Летом 2001 г. Евростат опубликовал отчет о развитии стран-кандидатов в 2000 г. Хотя в целом по группе показатель роста ВВП (5%) оказался выше, чем в ЕС, где он составил 3,3% (в Турции экономический рост составил 7,2%, Латвии - 6,6%, Эстонии - 6,4%, Венгрии и Болгарии - 5,2%, Кипре - 4,8%, Словении - 4,6%, Польше - 4%, Литве - 3,3%, Чехии - 3,1%, Словакии - 2,2%, Румынии - 1,6%). Следует помнить, что и стартовые позиции претендентов существенно ниже. Показатель ВВП в расчете на душу населения по паритету покупательной способности был наиболее близок к среднему по ЕС (на Кипре - 82%, т. е. выше, чем в Греции - 68%, Португалии - 74%, Испании - 81%). В Словении этот показатель составляет 71%. Однако пока еще практически вполовину ниже среднесоюзного остаются показатели наиболее продвинувшихся в рыночных реформах Чехии - 58%, Мальты - 53%, Венгрии - 52%. Показатели Болгарии, Румынии, Турции, Литвы и Латвии в 2000 г. были ниже отметки в 30% от среднего по ЕС уровня. Серьезнейшие претензии предъявляются к Турции по степени демократичности ее политической системы, а в конце 2002 г. один из видных европейских политиков напрямую заявил, что вступление Турции в альянс совершенно неприемлемо в обозримом будущем. Затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут весьма высокими. На первых порах предполагалось, что ЕС будет ежегодно на эти цели выделять около 1,7 млрд дол. в год. Начиная с 2000 г., эта сумма удвоилась. В основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства, развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды, на обеспечение безопасности атомных элетростанций (АЭС) и финансирование других отраслей. Теоретики западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития экономической интеграции "на разных скоростях" и "Европы концентрических кругов". Что касается концепции "Европы разных скоростей", то интеграционные процессы в Европе движутся, по крайней мере, на пяти скоростях. Самая быстрая - это 12 членов валютного союза. Затем идут Великобритания, Швеция и Дания, воздерживающиеся пока что от введения евро. За ними следуют претенденты, в ряду которых Турция является последней. В апреле 2001 г. Испания направила в Европейскую комиссию меморандум о недопустимости расширения ЕС в ущерб помощи бедным регионам стран-членов. По мнению испанского правительства, вхождение новых стран, более бедных, чем старые члены ЕС, создаст эффект "искусственно ускоряемого сближения" между ними и нынешним Союзом, но это сближение будет не реальным, а статистическим. Нет сомнения, что испанцы в данном случае лоббируют не только свои интересы. Любопытно и то, что Великобритания, упорно не соглашающаяся на ту степень интеграции, на которую пошли большинство членов ЕС, является как раз активной сторонницей расширения. Многие эксперты полагают, что настоящей целью Великобритании является как раз ослабление альянса. По поводу притока рабочей силы (в случае расширения Союза за счет Восточной Европы) компромисс был достигнут в 2001 г. - каждая страна-член ЕС с первого дня после расширения рынка труда имеет право вводить или не вводить собственные ограничительные меры. Через два года каждая страна должна проинформировать Европейскую Комиссию относительно ситуации на рынке труда, после чего будет принято решение - продолжать ли этой стране использовать подобные меры или открывать рынки для стран ЦВЕ. Через пять лет после их расширения страны, желающие продлить ограничительные меры еще на два года, обязаны представить в Европейскую Комиссию описание тех "серьезных трудностей", которые имеют место на национальном рынке труда. В целом переходный период не распространяется на передвижение услуг, но Германии и Австрии позволили семь лет вводить ограничения на некоторые сферы услуг. Свои претензии в ходе переговоров предъявляют и кандидаты в "новобранцы" ЕС. Например, Союз настаивает на закрытии Игналинской АЭС в Литве к 2009 г., а литовцы заявляют, что к этому сроку не сумеют обеспечить страну альтернативными источниками энергии. Напомним, что Литва уже получила от ЕС 43 млн евро на закрытие АЭС. Окончательное решение о расширении на восток в 2004 г. было принято на Копенгагенском саммите ЕС во второй половине 2002 г. И главным оказывается то, что экономические соображения уступают политическим. Речь все чаще идет о создании "европейского государства" -будущей "Объединенной Европы". В этих условиях восточноевропейцы получают дополнительные козыри при переговорах. Шантажируя ЕС возможным провалом референдума о вступлении в Союз, польское правительство сумело добиться 1 млрд евро в год в качестве дотаций на региональные цели и 50% от уровня Франции дотаций сельскому хозяйству. Без Польши расширение ЕС может сорваться, а так в штаб-квартире ЕС решили не рисковать. В качестве компенсации недовольным таким подходом старожилам ЕС также выделят компенсации: пограничным с новыми членами ЕС районам будет выделено 16 млрд евро (из них 11 млрд - восточным землям Германии, 1 млрд - Австрии, 4 млрд - другим районам). Одновременно с целью снизить рыхлость расширенной интеграционной группировки страны ЕС пошли на серьезные политические преобразования в Союзе. Происходит переход от процедуры консенсусного голосования к процедуре рейтингового голосования. Это делается с целью избежать ситуации, когда любое маленькое государство сможет парализовать работу альянса в целом. Активизировались разговоры о централизации власти либо путем сосредоточения больших полномочий у европейских чиновников в Брюсселе, либо путем избрания президента Европы. Большинство экспертов полагают, что уже первые пять лет существования расширенного ЕС покажут, насколько верным и эффективным оказалось решение выйти за рамки альянса, успешно создававшегося на протяжении второй половины XX в.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 5306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |