Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие интеграционных процессов в Западном полушарии. Нафта, меркосур и андское сообщество




 

Успешное развитие интеграционных процессов в Западной Европе стало фактором, повлиявшим на возникновение объединительных со­юзов в иных регионах мира. В Западном полушарии возникло несколько зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Наиболее мощным интеграционным объединением в полушарии стала появившаяся в 1994 г. Североамериканская Ассоциация сво­бодной торговли (НАФТА). Начиная с определенного времени, США перестали довольствоваться объемом существующих торгово-эко­номических связей с соседней Канадой и налаженным сотрудниче­ством обоих государств с Западной Европой. США стремились рас­ширить масштабы интеграционных процессов. Поскольку конку­рентоспособность американских товаров уступала японским и запад­ноевропейским, а Япония и Западная Европа активно использовали ин­теграционные процессы в своих интересах, США решили использо­вать методы экономических соперников. Итогом этого стремления стало подписание договора о североамериканской зоне свободной тор­говли, вступившей в силу 1 января 1994 г. В НАФТА, кроме США и Канады, вошла Мексика. На обширной территории свободной зоны проживают более 370 млн человек; ее мощный экономический потен­циал делает альянс весомым игроком на мировом рынке. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 6,8 трлн дол. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.

Подписанное соглашение базируется на следующих принципах:

• поэтапная (в течение 15 лет) отмена таможенных пошлин на то­вары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;

• защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и евро­пейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

• либерализация инвестиционного режима путем снятия запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских ком­паний в банковском и страховом деле в Мексике, существовавшего со времен мексиканской революции;

• создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Североамериканская интеграция в отличие от европейской не пре­дусматривает совместного решения проблем социальной сферы. Так­же Североамериканская зона свободной торговли выделяется отсут­ствием наднациональных институтов, обладающих властными полно­мочиями. В то же время между тремя участниками НАФТА нет та­ких глубоких противоречий, которые были свойственны участникам ев­ропейской интеграции в послевоенное время. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, составленная из пред­ставителей трех стран на уровне министров, которая наблюдает за осу­ществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разре­шать споры, возникающие при трактовке документа. Она также куриру­ет работу более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА. Рабочие комитеты и группы НАФТА создают арену для обсуждения спорных воп­росов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на их ранней стадии развития, помогают избежать серьезных конфликтов.

В течение первых месяцев действия договора США и Канада по­шли на отмену тарифов на импорт из Мексики 84 и 79% товаров соот­ветственно (кроме нефтепродуктов), а Мексика сняла тарифы с 43 и 41% товаров, ввозимых из США и Канады. В последующие годы были сняты большинство оставшихся тарифов.

Создание НАФТА приносит американской стороне немалые пре­имущества и выгоды. Так, до вступления НАФТА в силу, страны, расположенные южнее Панамского канала, устанавливали на импор­тируемые из США товары гораздо более высокие тарифы, чем аме­риканцы - на латиноамериканскую продукцию. Сегодня эта ситуа­ция ушла в прошлое. Исчезли также высокие тарифы, препятство­вавшие экспорту американской сельскохозяйственной продукции в страны Центральной Америки.

Наибольшую выгоду от заключенного соглашения получили потре­бители торгового блока за счет снижения цен на широкий круг товаров. Возрастание притока дешевой рабочей силы играет на руку амери­канским промышленникам прежде всего в таких секторах экономики, как производство электроники и компьютерного обеспечения, строй­материалов, автозапчастей и др. Что касается американских ферме­ров, то для них обострение конкуренции на рынке цитрусовых и зим­них овощей приносит довольно ощутимые убытки.

Во внешнеполитическом аспекте подписание договора о создании НАФТА повлекло за собой определенное обострение американо-бра­зильских отношений. Бразилия претендует на роль регионального ли­дера и ориентируется на МЕРКОСУР как инструмент защиты своего влияния на всем латиноамериканском континенте. Интеграционный им­пульс США торопится использовать и Япония для оправдания своей дальнейшей активизации в Латинской Америке и Карибском бассейне.

В США не без оснований опасаются, что расширение интеграции с Мексикой приведет к сокращению рабочих мест или нанесет ущерб американскому мелкому бизнесу. В этой связи тогдашний президент США Б. Клинтон настоял на подписании дополнительного трехсторон­него протокола, призванного защитить рабочие места в США и Канаде.

Мексика пошла на подписание договора, рассчитывая с помощью НАФТА ускорить темпы своего экономического развития (примерно 1,6­2,6% годового прироста ВВП), сократить период реформирования сво­ей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с по­лувека до 10-15 лет. Кроме того, Мексика (полуиндустриальное и раз­вивающееся государство) повысила свой международный авторитет, вступив в союз с двумя членами "большой семерки". Мексиканцам уда­лось в ходе переговоров зафиксировать признание различий уровней эко­номического развития своей страны, США и Канады. В результате Мек­сике был предоставлен более льготный порядок налогообложения для ее экспорта. Мексиканцы также сумели вывести из сферы действия договора те отрасли, которые согласно их Конституции подпадают под исключительную компетенцию государства (энергоносители, же­лезные дороги, радиоактивные полезные ископаемые). В рамках на­циональных границ лишь мексиканцы по рождению могут приобретать земельные и водные угодья. Мексика сохраняет право на сохранение системы прямых субсидий своим сельхозпроизводителям (при усло­вии их строгой регламентации).

Третий партнер альянса - Канада - меньше всех выиграл на первом этапе действия договора. Связи канадской экономики с мексиканской все еще довольно невелики. Однако по мере развития НАФТА Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка. Канадские бизнесмены прежде всего рассчитывают на возможность успешной конкуренции на мекси­канском рынке в таких важных областях, как телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, производство оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетики, а также в производстве продовольствия. Благодаря НАФТА уже произошел рост реального ва­лового экспорта Канады на 37% с 1993 г. Своим ростом канадская эко­номика во многом обязана экспортным показателям, выросшим в три раза быстрее, чем соответствующие показатели по валовому доходу.

Впрочем, первые годы функционирования НАФТА не оправдали на­дежд американцев на создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Положительное торговое сальдо в тор­говле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. США были также крайне недовольны резко негативной позицией партнеров по НАФТА в связи с принятием антикубинского закона Хелмса-Бартона, затрагивающего интересы канадских и мексиканских предпринимателей.

Вашингтон не ожидал также столь интенсивного и быстрого втор­жения мексиканских товаров на свои рынки, где они сразу же завоевали популярность по причине их низкой стоимости и сравнительно высокого качества. Американские власти в нарушение положений НАФТА пыта­ются оградить собственных производителей, особенно в приграничной с Мексикой зоне. Непросто обстоит дело с организацией новых рабочих мест в США, предусматривавшейся соответствующими положениями НАФТА. Напротив, вместе с мексиканскими товарами на территорию США хлынул и мощный поток нелегальных (и легальных) эмигрантов, надеяв­шихся найти работу в Америке. Их число только в 1996 г. превысило 1 млн 300 тыс. человек. А общая численность "мексиканской колонии" в США по данным разных источников колеблется от 14 до 15 млн человек, вызывая недовольство значительной части населения.

Однако создатели альянса оптимизма не потеряли, указывая, что наличие НАФТА позволило справиться с тяжелейшим экономическим кризисом в Мексике в 1994 г. Страны Ассоциации рассчитывают к 2010 г. создать полноценный североамериканский общий рынок, который впоследствии мог бы быть расширен. В перспективе, по мысли ряда американских экономистов, должен появиться самодостаточный пана­мериканский торговый блок, доходящий на юге до Огненной земли. В договоре имеется специальная статья, предусматривающая возмож­ность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноа­мериканской страны. В принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик - Колумбии, Коста-Рики, Эквадора. Это сотрудничество при дальнейшей поддержке Мексики, учете интересов членов МЕРКОСУР и постоянном диалоге с Бразили­ей, выдержанном в духе максимального сужения круга противоречий, приведет к тому, что соглашение о создании панамериканской зоны сво­бодной торговли может стать реальностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.