КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие интеграционных процессов в Западном полушарии. Нафта, меркосур и андское сообщество
Успешное развитие интеграционных процессов в Западной Европе стало фактором, повлиявшим на возникновение объединительных союзов в иных регионах мира. В Западном полушарии возникло несколько зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) Наиболее мощным интеграционным объединением в полушарии стала появившаяся в 1994 г. Североамериканская Ассоциация свободной торговли (НАФТА). Начиная с определенного времени, США перестали довольствоваться объемом существующих торгово-экономических связей с соседней Канадой и налаженным сотрудничеством обоих государств с Западной Европой. США стремились расширить масштабы интеграционных процессов. Поскольку конкурентоспособность американских товаров уступала японским и западноевропейским, а Япония и Западная Европа активно использовали интеграционные процессы в своих интересах, США решили использовать методы экономических соперников. Итогом этого стремления стало подписание договора о североамериканской зоне свободной торговли, вступившей в силу 1 января 1994 г. В НАФТА, кроме США и Канады, вошла Мексика. На обширной территории свободной зоны проживают более 370 млн человек; ее мощный экономический потенциал делает альянс весомым игроком на мировом рынке. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 6,8 трлн дол. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли. Подписанное соглашение базируется на следующих принципах: • поэтапная (в течение 15 лет) отмена таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; • защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; • либерализация инвестиционного режима путем снятия запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике, существовавшего со времен мексиканской революции; • создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. Североамериканская интеграция в отличие от европейской не предусматривает совместного решения проблем социальной сферы. Также Североамериканская зона свободной торговли выделяется отсутствием наднациональных институтов, обладающих властными полномочиями. В то же время между тремя участниками НАФТА нет таких глубоких противоречий, которые были свойственны участникам европейской интеграции в послевоенное время. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, составленная из представителей трех стран на уровне министров, которая наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при трактовке документа. Она также курирует работу более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА. Рабочие комитеты и группы НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на их ранней стадии развития, помогают избежать серьезных конфликтов. В течение первых месяцев действия договора США и Канада пошли на отмену тарифов на импорт из Мексики 84 и 79% товаров соответственно (кроме нефтепродуктов), а Мексика сняла тарифы с 43 и 41% товаров, ввозимых из США и Канады. В последующие годы были сняты большинство оставшихся тарифов. Создание НАФТА приносит американской стороне немалые преимущества и выгоды. Так, до вступления НАФТА в силу, страны, расположенные южнее Панамского канала, устанавливали на импортируемые из США товары гораздо более высокие тарифы, чем американцы - на латиноамериканскую продукцию. Сегодня эта ситуация ушла в прошлое. Исчезли также высокие тарифы, препятствовавшие экспорту американской сельскохозяйственной продукции в страны Центральной Америки. Наибольшую выгоду от заключенного соглашения получили потребители торгового блока за счет снижения цен на широкий круг товаров. Возрастание притока дешевой рабочей силы играет на руку американским промышленникам прежде всего в таких секторах экономики, как производство электроники и компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. Что касается американских фермеров, то для них обострение конкуренции на рынке цитрусовых и зимних овощей приносит довольно ощутимые убытки. Во внешнеполитическом аспекте подписание договора о создании НАФТА повлекло за собой определенное обострение американо-бразильских отношений. Бразилия претендует на роль регионального лидера и ориентируется на МЕРКОСУР как инструмент защиты своего влияния на всем латиноамериканском континенте. Интеграционный импульс США торопится использовать и Япония для оправдания своей дальнейшей активизации в Латинской Америке и Карибском бассейне. В США не без оснований опасаются, что расширение интеграции с Мексикой приведет к сокращению рабочих мест или нанесет ущерб американскому мелкому бизнесу. В этой связи тогдашний президент США Б. Клинтон настоял на подписании дополнительного трехстороннего протокола, призванного защитить рабочие места в США и Канаде. Мексика пошла на подписание договора, рассчитывая с помощью НАФТА ускорить темпы своего экономического развития (примерно 1,62,6% годового прироста ВВП), сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет. Кроме того, Мексика (полуиндустриальное и развивающееся государство) повысила свой международный авторитет, вступив в союз с двумя членами "большой семерки". Мексиканцам удалось в ходе переговоров зафиксировать признание различий уровней экономического развития своей страны, США и Канады. В результате Мексике был предоставлен более льготный порядок налогообложения для ее экспорта. Мексиканцы также сумели вывести из сферы действия договора те отрасли, которые согласно их Конституции подпадают под исключительную компетенцию государства (энергоносители, железные дороги, радиоактивные полезные ископаемые). В рамках национальных границ лишь мексиканцы по рождению могут приобретать земельные и водные угодья. Мексика сохраняет право на сохранение системы прямых субсидий своим сельхозпроизводителям (при условии их строгой регламентации). Третий партнер альянса - Канада - меньше всех выиграл на первом этапе действия договора. Связи канадской экономики с мексиканской все еще довольно невелики. Однако по мере развития НАФТА Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка. Канадские бизнесмены прежде всего рассчитывают на возможность успешной конкуренции на мексиканском рынке в таких важных областях, как телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, производство оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетики, а также в производстве продовольствия. Благодаря НАФТА уже произошел рост реального валового экспорта Канады на 37% с 1993 г. Своим ростом канадская экономика во многом обязана экспортным показателям, выросшим в три раза быстрее, чем соответствующие показатели по валовому доходу. Впрочем, первые годы функционирования НАФТА не оправдали надежд американцев на создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. США были также крайне недовольны резко негативной позицией партнеров по НАФТА в связи с принятием антикубинского закона Хелмса-Бартона, затрагивающего интересы канадских и мексиканских предпринимателей. Вашингтон не ожидал также столь интенсивного и быстрого вторжения мексиканских товаров на свои рынки, где они сразу же завоевали популярность по причине их низкой стоимости и сравнительно высокого качества. Американские власти в нарушение положений НАФТА пытаются оградить собственных производителей, особенно в приграничной с Мексикой зоне. Непросто обстоит дело с организацией новых рабочих мест в США, предусматривавшейся соответствующими положениями НАФТА. Напротив, вместе с мексиканскими товарами на территорию США хлынул и мощный поток нелегальных (и легальных) эмигрантов, надеявшихся найти работу в Америке. Их число только в 1996 г. превысило 1 млн 300 тыс. человек. А общая численность "мексиканской колонии" в США по данным разных источников колеблется от 14 до 15 млн человек, вызывая недовольство значительной части населения. Однако создатели альянса оптимизма не потеряли, указывая, что наличие НАФТА позволило справиться с тяжелейшим экономическим кризисом в Мексике в 1994 г. Страны Ассоциации рассчитывают к 2010 г. создать полноценный североамериканский общий рынок, который впоследствии мог бы быть расширен. В перспективе, по мысли ряда американских экономистов, должен появиться самодостаточный панамериканский торговый блок, доходящий на юге до Огненной земли. В договоре имеется специальная статья, предусматривающая возможность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноамериканской страны. В принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик - Колумбии, Коста-Рики, Эквадора. Это сотрудничество при дальнейшей поддержке Мексики, учете интересов членов МЕРКОСУР и постоянном диалоге с Бразилией, выдержанном в духе максимального сужения круга противоречий, приведет к тому, что соглашение о создании панамериканской зоны свободной торговли может стать реальностью.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |