КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР
Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В 1959 г. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) подготовила проект создания латиноамериканского общего рынка, однако развитие интеграции в итоге пошло по пути развития субрегиональных экономических группировок. В начале 1960-х гг. был подписан ряд договоров с целью формирования зоны свободной торговли или общего рынка. В их числе Латиноамериканская ассоциация свободной торговли в составе 11 стран; Центральноамериканский общий рынок - 5 государств; Андский пакт - 5 государств; Карибская зона свободной торговли - 11 государств. В 1975 г. был подписан договор о создании Латиноамериканской экономической системы, охватившей почти все страны региона. Реализация договоров проходила с большим трудом и существенным отставанием от намеченных планов, многие договоры пересматривались в сторону продления сроков или вообще не действовали. С конца 1980-х гг. латиноамериканская интеграция обретает новое дыхание. Возрождаются старые группировки, меняются их названия, пересматриваются договоры, подключаются новые участники, создаются новые объединения. В 1986 г. образовался Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) в составе Аргентины, Бразилии; в 1991 г. к нему присоединились Парагвай и Уругвай. В 1996 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о свободной торговле с Чили, в 1997 г. ассоциированным членом стала Боливия. Взаимная торговля стран-членов организации возросла за 1990-1997 гг. в 5 раз, и ее доля в общем экспорте со- ставила 25%, что свидетельствует о серьезных успехах интеграции. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагались пошлинами, а оставшиеся тарифы предполагается отменить в начале XXI в. Интеграционный процесс распространяется также и на гуманитарную сферу. Заключены четырехсторонние соглашения о взаимном признании аттестатов, дипломов и других документов о среднем и высшем образовании. В июле 1998 г. группа экспертов-членов МЕРКОСУР подготовила проект образца единого паспорта для граждан стран-участниц, обеспечивающий их правовой статус и гарантирующий беспрепятственный выезд за рубеж. Впрочем, остается немало проблем социального характера: не удалось добиться решения таких вопросов, как свободное перемещение трудящихся, обеспечение социальной защиты, разработка совместных постановлений в области трудового законодательства. Кроме того, ждут решения задачи ускорения интеграционного процесса в финансовой сфере, сближения налоговых систем стран-участниц и облегчения налогового бремени на неимущие слои населения. За последние годы МЕРКОСУР перешел на более высокий интеграционный уровень и трансформировался из торговой зоны в таможенный союз. Его участники предприняли ряд шагов для превращения этого экономического сообщества в политический блок. Так, соглашения о взаимодействии с ЕС (декабрь 1995 г.) и Андским сообществом (февраль 1997 г.) закрепили официальное положение МЕРКОСУР в качестве субъекта международного права. В июне 1996 г. на саммите в Потреро-де-лос-Фунес (аргентинская провинция Сан-Луис) представители МЕРКОСУР внесли в "Асунсьонский договор" статью "о демократических гарантиях", которая предусматривает санкции против ее членов в случае нарушения конституционного порядка в какой-либо стране. В этой статье фиксируется, что "действие в полном объеме демократических институтов является основным условием кооперации в рамках МЕРКОСУР, а их изменение представляет собой непреодолимое препятствие на пути этой кооперации". Побудительным мотивом разработки механизма, призванного содействовать развитию демократии в субрегионе, послужили драматические события, имевшие место в Парагвае в июне 1996 г., когда мятежный генерал Л. Овь-едо угрожал свергнуть законное правительство страны. И лишь в результате солидарного демарша президентов Бразилии, Аргентины и Уругвая конституционный порядок в Парагвае удалось сохранить. На форуме в Сан-Луисе был принят документ политического характера - "Мальвинская декларация", в котором государства МЕРКОСУР, Чили и Боливии подтвердили свою поддержку "Законным правам Аргентины на суверенитет над Мальвинским архипелагом в Южной Атлантике", что получило одобрение со стороны всех стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Единодушное одобрение получила также инициатива лидеров сообщества о создании "зоны мира" на территории МЕРКОСУР, Чили и Боливии. В "Декларации Ушуая" (Аргентина, июнь 1998 г.) подчеркивается, что на указанной территории ни при каких условиях не будут допущены гонка вооружений или военные приготовления, угрожающие сохранению мира. Для руководства процессом интеграции в МЕРКОСУР были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган - Группа общего рынка, функционирующая постоянно (со штаб-квартирой в Монтевидео); 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. Решения принимаются только на основе консенсуса. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по типу ЕС поддержки стран-участниц пока что не получила. Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем внутриблокового экспорта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре раза, в то время как суммарный экспорт государств-участников интеграционной группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%, при этом доля внутри блокового экспорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%. В интеграционный процесс вовлечены крупнейшие промышленные компании стран-членов МЕРКОСУР. Кооперация и сотрудничество, взаимные инвестиции получили значительное распространение в машиностроительных отраслях и металлургии. По мнению специалистов, тесная увязка развития этих отраслей с внешнеторговыми операциями -одна из важнейших причин динамичного роста регионального товаро- оборота. Предпринимаются меры по реализации объединения энергосистем и совместной эксплуатации крупных энергетических объектов, таких как бразильско-парагвайский комплекс "Итайпу" и аргентино-уруг-вайский "Сальто-Гранде". Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например, японская корпорация "Тойота моторз", вложившая в сооружение автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн дол., намерена выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия, производимые бразильскими предприятиями. В ноябре 2002 г. страны МЕРКОСУР создали собственную "шен-генскую зону". Отныне граждане стран группировки могут перемещаться по территории МЕРКОСУР и проживать там без оформления визы. Для этого достаточно иметь действующий паспорт одной из стран-участниц, свидетельство о рождении, справку об отсутствии судимости и источнике средств существования. Предполагается, что безвизовая зона поможет решить проблемы 300 тыс. аргентинцев, проживающих в соседних странах, и нескольких сот тысяч парагвайцев, чилийцев, уругвайцев, боливийцев и бразильцев, нелегально живущих в Аргентине. Однако дело не только в этом. Экономический кризис, потрясший континент в 2000-2002 гг., показал необходимость поисков более успешной модели существования. И, похоже, за модель будет взят опыт ЕС - создание единого визового пространства впоследствии должно быть дополнено единой валютой и общей стандартизацией. Создание МЕРКОСУР не только привело к резкому увеличению взаимной торговли, но и способствовало расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками. Произошел существенный рост инвестиционной активности (как внутренней, так и зарубежной). Успеху МЕРКОСУР способствовала волна демократизации и краха диктатур, но эксперты указывают, что и достижения южноамериканского общего рынка стали фактором обеспечения политической стабильности в регионе. Большую роль в интенсификации интеграционного процесса в Латинской Америке играет образование двух конкурирующих центров интеграции - американского (НАФТА) и бразильского (МЕРКОСУР). США с 1950-х гг. проявляют большой интерес к латиноамериканской интеграции. В 1994 г. президент США Буш (старший) выступил с инициативой создания зоны свободной торговли стран Западного полушария (ФТАА). Следует отметить, что если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше тянутся к блоку НАФТА, то ныне ситуация изменилась. После присоединения к МЕРКОСУР Чили и Боливии (как ассоциированных членов) продвинулись вперед переговоры о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР - создание в недалекой перспективе южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА), простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива. Важную роль в интеграционных процессах в Латинской Америке играет бразильский фактор. Лидирующая роль региональной супердержавы Бразилии в системе МЕРКОСУР обусловлена рядом следующих экономических и геополитических причин: к 1997 г. страна вышла на седьмое место в мире по объему ВВП (880 млрд дол.); финансовая стабилизация сочетается с восстановлением темпов экономического роста; имеют место значительные успехи в освоении полезных ископаемых, развитии промышленной инфраструктуры, ракетостроения, выпуске современных средств информатики и вычислительной аппаратуры; рост индустриального потенциала сопровождается увеличением экспортной продукции и улучшением ее качества. Бразилия провозгласила "Амазонскую инициативу", предполагающую создание еще одной интеграционной группировки - МЕРКАНОРТЕ ("Меркадо комун дель Норте"), которая включит Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Боливию, Эквадор, Перу, Гайяну и Суринам. Бразилия относится отрицательно как к самой НАФТА, так и к ее расширению. Во многом это связано с принятием в США закона Хелм-са-Бэртона, вызвавшего резко негативную реакцию Бразилии как попытка нарушения права суверенных государств на свободное развитие торгово-экономического сотрудничества; обвинение Бразилией Соединенных Штатов в тяжелом финансовом кризисе ООН и невыполнении ими своих обязательств перед этой организацией; решение правительства Бразилии об объявлении одностороннего моратория на экспорт противопехотных наземных мин и его настойчивые призывы к принятию универсального моратория такого рода, в то время как у вашингтонской администрации имеются существенные оговорки по этому поводу и т. д. Если США стремятся ускорить создание ФТАА, то Бразилия с этим не торопится, считая, что ее промышленный сектор пока не готов к свободной конкуренции с сильным северным соседом. Более того, страна угрожает обратиться во Всемирную торговую организацию, если неадекватные торгово-экономические отношения с США не будут изменены, как и несбалансированный объем торговли (в 1997 г. бразильский импорт из США составил 14 млрд, а экспорт в США - только 9 млрд дол.). Бразильское руководство неоднократно заявляло, что целью его усилий является сближение МЕРКОСУР с Андским сообществом и МЕР-КАНОРТЕ с последующим слиянием этого мощного торгово-экономического блока с Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР) и Карибским сообществом (КАРИКОМ) для формирования континентального общего рынка, центром и движущей силой которого должна стать Бразилия. Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку - 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран-членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов, создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности - производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина - 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины. В 2001 г. страны ЕС и МЕРКОСУР договорились о введении с 2004 г. зоны всеобщих преференций. Принятые меморандумы о взаимопонимании устанавливают размеры финансовой, экономической и технической помощи ЕС странам МЕРКОСУР до 2006 г. (более 200 млн евро). Продолжаются переговоры о создании ЗСТ между странами ЕС и МЕРКО-СУР. Предполагается постепенное снижение таможенных пошлин, а сель-хозсектор (самый чувствительный для МЕРКОСУР - 2/3 экспорта в ЕС) станет объектом таможенных преференций и квот. Аналогичные переговоры проводятся между ЕС и Чили. Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам-участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США. Андский пакт (Андское сообщество) Андское сообщество (АС) появилось в соответствии с Картахен-ским соглашением в 1969 г. В него вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Андское сообщество было создано в момент застойного развития первого латиноамериканского интеграционного объединения - Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), куда входили и андские страны. Кризис этот был связан, прежде всего, с противоречиями между крупными и малыми странами, а также вызван несовершенным и сложным механизмом принятия решений. Основными целями интеграции андских стран были провозглашены индустриализация, повышение степени независимости от промышленных центров, замена значительной части торговли с США внутризо-нальным товарообменом. Если ЛАСТ предполагала лишь наличие ЗСТ, то андские страны нацелились на создание таможенного союза. Также планировалась быстрая торговая либерализация путем автоматического снижения пошлин во взаимной торговле. Налицо была наивная вера в то, что интеграция сама по себе способна решить основные экономические проблемы, и недооценка практической ее реализации для государств, экономика которых мало связана между собой. На первом этапе интеграции (1969 - начало 1980-х гг.) андские страны пытались осуществить "этатистскую" модель интеграции, предполагающую активное участие государства в экономической жизни общества. Они добились определенного прогресса в области либерализации взаимной торговли, координации экономической политики, регулирования деятельности иностранного капитала, совместного планирования промышленности. В эти годы внутризональный товарообмен вырос в 15 раз, хотя составил всего 4,8% общей стоимости экспорта стран-членов по сравнению с 1,5% в 1968 г. (В абсолютных цифрах объем зональной торговли достиг в 1982 г. максимального уровня со времени создания группировки - 1240 млн дол.). Важную роль на первом этапе интеграции играл принятый в 1970 г. общий режим в отношении иностранного капитала, который первоначально был призван установить эффективный контроль над деятельностью иностранных компаний, сохранить за национальным капиталом основные отрасли экономики. Основные препятствия на пути интеграции были тогда связаны со спорами о степени либерализации взаимной торговли, различиями в административных и налоговых режимах. Развитие интеграции сдерживали и политические факторы, в частности, неурегулированность пограничных споров между Колумбией и Венесуэлой, Перу и Эквадором. На втором этапе (1982-1988 гг.) АС, как и регион в целом, испытало глубокий кризис интеграции. Объем внутризональной торговли сократился в 1988 г. до 990 тыс. дол. В результате кризиса все латиноамериканские страны пошли на смену модели экономического развития и интеграции, перейдя к либерализации внутренней экономической политики и к большей открытости в отношении мирового рынка. Этатистское АС было вынуждено отказаться от многих решений, выработанных с большим трудом и рассматривавшихся как достижения интеграции, в том числе от единого режима регулирования иностранного капитала и совместных программ промышленного развития. В 1989 г. начался третий этап развития группировки. Предполагалось двигаться в направлении создания сообщества стран по примеру ЕС. Была разработана новая программа интеграции АС, включавшая создание в субрегионе к 1991 г. зоны свободной торговли и образование в 1995 г. таможенного союза. На этом этапе в АС были проведены существенная трансформация и модернизация. В 1992 г. в основном было закончено создание ЗСТ андских стран, что привело к росту внутризональной торговли, по сравнению с 1989 г., более чем вдвое - до 2,2 млрд дол. Ее доля в общем объеме экспорта андских стран увеличилась до 8%. Однако процесс формирования ЗСТ андских стран считается незавершенным, так как списки изъятий из режима свободной торговли еще очень велики. В декабре 1991 г. на совещании президентов стран АС в Картахене было решено ускорить на три года создание таможенного союза и начать введение единого внешнего таможенного тарифа (ЕВТТ) с 1 января 1992 г. Страны-члены объединения договорились, что ЕВТТ должен быть не выше 20%, составляя для различных групп товаров 5,10 и 15%. Однако переговоры о введении ЕВТТ проходили трудно. Перу и Боливия настаивали на более низком уровне ЕВТТ на ряд товаров, поскольку стремились к удешевлению их импорта, в то же время Колумбия и Венесуэла, располагающие более диверсифицированной экономикой, хотели защитить свое национальное производство и выступали за более высокие внешние тарифы. Если Перу и Боливия были противниками субсидирования экспорта, то Колумбия и Венесуэла проводили политику всемерного поощрения экспорта. В этих условиях Колумбия и Венесуэла решили независимо от других государств-членов ввести с 15 марта 1992 г. ЕВТТ двух стран. Его структура была простой: ЕВТТ повышался по мере возрастания уровня обработки товара и варьировался от 5 до 20%, а для автомобильной промышленности составлял 40%. В середине 1992 г. Эквадор принял новый национальный таможенный режим, в основном соответствовавший предварительным договоренностям относительно ЕВТТ в АС. Однако при этом сохранялся обширный список изъятий, состоявший в основном из сырьевых товаров и различных видов оборудования. Национальные тарифы на эти товары были ниже ЕВТТ, ибо Эквадор был заинтересован в удешевлении импорта в целях снижения стоимости национальных товаров, производимых с их применением. Политический кризис в Перу в апреле 1992 г. (роспуск парламента) повлек за собой отмену преференциального режима в торговле с партнерами по АС. Венесуэла и Колумбия ввели ответные меры против Перу. В дальнейшем Перу строила свои торговые отношения с другими странами группировки на двусторонней основе, приостановив членство в АС. В июне 1992 г. Перу проголосовала против предложения относительно ЕВТТ, а затем отказалась выполнить общее решение. В итоге в середине 1992 г. образовался таможенный союз в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии и Эквадора (первый в Латинской Америке, хотя и несовершенный, с большими изъятиями из ЕВТТ). Перу не принимала участия в работе руководящих органов АС до конца 1995 г. Тем не менее, ее торговля со странами группировки развивалась поступательно, некоторое снижение было отмечено лишь в 1993 г. ЕВТТ трех стран официально вступил в действие в феврале 1995 г. Боливия, пользуясь статусом менее развитой страны, получила право применять свои национальные тарифы, более низкие, чем ЕВТТ -на уровне 5-10%. Сфера действия андского ЕВТТ ограничена. Он распространяется на 88% согласованной таможенной номенклатуры, включающей 6650 товаров. Список исключений у Венесуэлы и Колумбии состоит из 230 названий, у Эквадора - из 800. Перу в торговле со странами группировки применяет национальный таможенный тариф, ставки которого колеблются от 15 до 25%, составляя в среднем 16%. Внутри АС успешно развивается интеграция между наиболее развитыми Колумбией и Венесуэлой. Их взаимный товарооборот составляет более половины внутризональной торговли в группировке. Кроме того, в последние годы быстро возрастает торговля между Колумбией и Эквадором. Большое значение для перспектив региональной интеграции АС придает взаимоотношениям с другими интеграционными объединениями. Выбор между НАФТА и МЕРКОСУР оказывается для АС нелегким. Венесуэла, Колумбия и Эквадор в своей торговле ориентируются в основном на США и объективно тяготеют к НАФТА. Одно время эти страны планировали присоединиться к НАФТА одними из первых, а Венесуэла и Колумбия даже создали совместно с Мексикой "Группу трех". Эквадор также вел переговоры о присоединении к "Группе трех", которые не дали результатов. Образование в 1994 г. Ассоциации карибских государств (АКГ) с участием Венесуэлы и Колумбии тоже ориентировало последних на ЗСТ, формирующуюся вокруг НАФТА. Боливия же, находящаяся в самом центре континента, экономически и географически более связана с МЕРКОСУР, чем с АС. Ассоциированное членство Боливии в МЕРКОСУР (товарооборот с этой группировкой у страны в шесть раз выше, чем с АС) вызвало недовольство участников АС. В то же время Боливия заинтересована одновременно в членстве в обеих группировках. Хотя основная часть товарооборота Боливии приходится на МЕРКОСУР, в торговле с "четверкой" она имеет дефицит в 480 млн дол., тогда как в торговле с АС - положительное сальдо в 200 млн дол. Кроме того, для Боливии весьма важно, что ее экспорт в АС состоит из нетрадиционных для нее товаров - сои, соевой муки, рафинированных и нерафинированных пищевых масел, в то же время в МЕРКОСУР она экспортирует только нефть и газ. Перу более тяготеет к МЕРКОСУР, чем к НАФТА, что во многом связано с низкой конкурентоспособностью перуанских товаров. Кроме того, Перу менее заинтересована в североамериканском рынке, чем Венесуэла и Колумбия, более половины объема внешней торговли которых приходится на США. В ее торговле доля США составляет около трети. В конце 1995 г. президент Перу А. Фухимори заявил о возможности присоединения страны к МЕРКОСУР в ближайшие годы. В конце 1996 г. страны АС приступили к переговорам с МЕРКОСУР о создании ЗСТ в течение ближайших 10 лет. Переговоры должны были вестись по формуле "5+4", т. е. на уровне блоков, а не отдельно каждой андской страной с четверкой стран Южного конуса, как предполагали страны МЕРКОСУР и как это практически происходило с Боливией. Главной проблемой являлся состав списка товаров, не включаемых в режим ЗСТ. Эти "уязвимые товары" отдельные страны хотели бы оградить от иностранной конкуренции, защитив их повышенными импортными пошлинами. Для таких товаров намечалось предусмотреть более медленный и постепенный процесс либерализации торговли. Другим камнем преткновения было отсутствие согласия по вопросам защиты интеллектуальной собственности, свободного передвижения автомобильного, воздушного и морского транспорта. Подписание в Буэнос-Айресе в апреле 1998 г. после длительных и трудных переговоров рамочного соглашения между МЕРКОСУР и АС продемонстрировало сближение их позиций и заложило реальную основу создания объединенной ЗСТ двух интеграционных группировок. Договор предусматривает два этапа формирования ЗСТ. На первом этапе (с января 1999 г.) вступили в действие фиксированные таможенные преференции во взаимной торговле. Речь идет о таможенных льготах, предоставленных девятью странами друг другу в разное время (в рамках Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, преобразованной с 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции - ЛАИ), упорядоченных и приведенных к общему знаменателю в итоге межблоковых переговоров. На втором этапе (с 2000 г.) предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин в соответствии с программой либерализации торговли. Переговоры о конкретных товарных списках продолжались в течение всего 1999 г., и на ХП Андском саммите в июне 2000 г. было принято решение разработать и принять ЕВТТ в 2000-2001 гг. Несмотря на все трудности, процесс интеграции в Южной Америке развивается. В нем лидируют Бразилия, Боливия и Венесуэла. Венесуэла и Бразилия развивают сотрудничество в области инвестиций, фи- нансов, торговли и транспорта. Венесуэльские парламентарии приняли в сентябре 1996 г. решение о поддержке широкой интеграции с Бразилией. В нем они призвали правительство и центральный банк страны активизировать сотрудничество с Бразилией в валютно-финансовой сфере, которое могло бы способствовать стабилизации венесуэльской экономики, переживающей значительные трудности в связи с запоздалым осуществлением неолиберальных реформ. Что касается организационной структуры АС, то она представлена Андской системой интеграции, состоящей из Андского президентского совета в составе глав государств; Андского совета министров иностранных дел, объединяющего руководителей внешнеполитических ведомств; Комиссии Картахенского договора, в функции которой входит "формулирование, выполнение и оценка политики субрегиональной интеграции в области торговли и инвестиций"; Андского парламента; Генерального секретариата, который является рабочим органом, подчиняющимся Андскому президентскому совету. В функции Генерального секретариата входят подготовка решений главных политических органов объединения, наблюдение за их исполнением, осуществление связей с международными организациями. В АС входит также Андский трибунал правосудия, который служит инструментом унификации законодательных систем андских стран; Андская корпорация развития (АКР), Латиноамериканский резервный фонд, Консультативный предпринимательский совет, включающий представителей предпринимательских организаций стран субрегиона, и Консультативный трудовой совет, представляющий интересы профсоюзов, и университет С. Боливара. В состав АКР входят - помимо пяти стран АС Чили (с 1992 г.) - Мексика, Тринидад и Тобаго (с 1994 г.), Бразилия (с 1995 г.). Объем кредитов АКР, ежегодно предоставляемых государствам андского субрегиона, в 90-х гг. превышал 2 млрд дол. Андская корпорация развития, штаб-квартира которой находится в Каракасе (Венесуэла), превратилась в важное связующее звено субрегиональной интеграции. АКР финансирует национальные и многонациональные проекты в андских странах, предоставляет средства для увеличения оборотного капитала предприятий. С кредитной помощью АКР разработано и осуществлено около 300 проектов в области промышленности и инфраструктуры. АКР пользуется хорошей репутацией в международных финансовых кругах. Таким образом, интеграция в Западном полушарии (в полушарии также имеются и иные интеграционные группировки - ЗСТ Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) и КАРИКОМ (Карибское сообщество) в составе 14 стран Карибского бассейна, установивших ряд единых внешних тарифов. Однако их роль в масштабах полушария не столь велика.) отличается от западноевропейской прежде всего тем, что показывает возможность не только сосуществования в рамках единого экономического альянса разных по уровню государств, но и их успешного сотрудничества. Во многом, конечно, это является результатом общего исторического происхождения и, не в последнюю очередь, близости языка и этнического состава. Можно вспомнить о многочисленных проектах лидеров борьбы за независимость Испанской Америки, направленных на объединение бывших колоний в единое образование, правовые формы которого колебались от унитарного до конфедеративного государства. После второй мировой войны эта тенденция ("боливарианская") прокладывала себе дорогу путем формирования, главным образом, экономических группировок. Но важную роль в процесс латиноамериканской интеграции играют также тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высококвалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия путем достижения взаимовыгодных компромиссов.
Использованная литература: 1. Хандорин В.Г. Страны СНГ и Балтии: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. 2. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Актуальные проблемы развития стран СНГ/Текст лекций - СПб.,2003 3. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Международная интеграция /Текст лекций - СПб.,2003. Интернет ресурсы: Википедия - СНГ
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |