Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР




Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В 1959 г. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛА) подготовила проект создания латиноамериканского общего рынка, од­нако развитие интеграции в итоге пошло по пути развития субрегиональ­ных экономических группировок.

В начале 1960-х гг. был подписан ряд договоров с целью формирова­ния зоны свободной торговли или общего рынка. В их числе Латино­американская ассоциация свободной торговли в составе 11 стран; Центральноамериканский общий рынок - 5 государств; Андский пакт - 5 государств; Карибская зона свободной торговли - 11 го­сударств. В 1975 г. был подписан договор о создании Латиноамерикан­ской экономической системы, охватившей почти все страны региона. Реализация договоров проходила с большим трудом и существенным отставанием от намеченных планов, многие договоры пересматрива­лись в сторону продления сроков или вообще не действовали.

С конца 1980-х гг. латиноамериканская интеграция обретает новое дыхание. Возрождаются старые группировки, меняются их названия, пересматриваются договоры, подключаются новые участники, созда­ются новые объединения. В 1986 г. образовался Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) в составе Аргентины, Бразилии; в 1991 г. к нему присоединились Парагвай и Уругвай. В 1996 г. МЕРКОСУР под­писал соглашение о свободной торговле с Чили, в 1997 г. ассоциирован­ным членом стала Боливия. Взаимная торговля стран-членов организа­ции возросла за 1990-1997 гг. в 5 раз, и ее доля в общем экспорте со-

ставила 25%, что свидетельствует о серьезных успехах интеграции. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагались пошлинами, а оставшиеся тарифы предпо­лагается отменить в начале XXI в.

Интеграционный процесс распространяется также и на гуманитарную сферу. Заключены четырехсторонние соглашения о взаимном признании ат­тестатов, дипломов и других документов о среднем и высшем образовании. В июле 1998 г. группа экспертов-членов МЕРКОСУР подготовила проект образца единого паспорта для граждан стран-участниц, обеспечивающий их правовой статус и гарантирующий беспрепятственный выезд за рубеж.

Впрочем, остается немало проблем социального характера: не уда­лось добиться решения таких вопросов, как свободное перемещение трудящихся, обеспечение социальной защиты, разработка совместных постановлений в области трудового законодательства. Кроме того, ждут решения задачи ускорения интеграционного процесса в финансовой сфе­ре, сближения налоговых систем стран-участниц и облегчения налого­вого бремени на неимущие слои населения.

За последние годы МЕРКОСУР перешел на более высокий интег­рационный уровень и трансформировался из торговой зоны в тамо­женный союз. Его участники предприняли ряд шагов для превращения этого экономического сообщества в политический блок. Так, согла­шения о взаимодействии с ЕС (декабрь 1995 г.) и Андским сообще­ством (февраль 1997 г.) закрепили официальное положение МЕРКО­СУР в качестве субъекта международного права. В июне 1996 г. на саммите в Потреро-де-лос-Фунес (аргентинская провинция Сан-Луис) представители МЕРКОСУР внесли в "Асунсьонский договор" статью "о демократических гарантиях", которая предусматривает санкции против ее членов в случае нарушения конституционного порядка в какой-либо стране. В этой статье фиксируется, что "действие в полном объеме демократических институтов является основным условием коо­перации в рамках МЕРКОСУР, а их изменение представляет собой непреодолимое препятствие на пути этой кооперации". Побудительным мотивом разработки механизма, призванного содействовать развитию демократии в субрегионе, послужили драматические события, имев­шие место в Парагвае в июне 1996 г., когда мятежный генерал Л. Овь-едо угрожал свергнуть законное правительство страны. И лишь в ре­зультате солидарного демарша президентов Бразилии, Аргентины и Уругвая конституционный порядок в Парагвае удалось сохранить.

На форуме в Сан-Луисе был принят документ политического ха­рактера - "Мальвинская декларация", в котором государства МЕР­КОСУР, Чили и Боливии подтвердили свою поддержку "Законным пра­вам Аргентины на суверенитет над Мальвинским архипелагом в Юж­ной Атлантике", что получило одобрение со стороны всех стран Ла­тинской Америки и Карибского бассейна. Единодушное одобрение получила также инициатива лидеров сообщества о создании "зоны мира" на территории МЕРКОСУР, Чили и Боливии. В "Декларации Ушуая" (Аргентина, июнь 1998 г.) подчеркивается, что на указанной террито­рии ни при каких условиях не будут допущены гонка вооружений или военные приготовления, угрожающие сохранению мира.

Для руководства процессом интеграции в МЕРКОСУР были созда­ны наднациональные органы управления: Совет общего рынка в соста­ве министров иностранных дел; исполнительный орган - Группа общего рынка, функционирующая постоянно (со штаб-квартирой в Монтевидео); 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функ­ции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирова­ние, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая по­литика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сель­ское хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию спе­циального трибунала для разрешения торговых конфликтов между стра­нами-участницами. Решения принимаются только на основе консенсу­са. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по типу ЕС поддержки стран-участниц пока что не получила.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об опреде­ленных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершен­ность становления таможенного союза. Объем внутриблокового экс­порта в 1991-1997 гг. увеличился почти в четыре раза, в то время как суммарный экспорт государств-участников интеграционной группиров­ки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%, при этом доля внутри блокового экспорта в общем объеме вывоза това­ров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.

В интеграционный процесс вовлечены крупнейшие промышленные компании стран-членов МЕРКОСУР. Кооперация и сотрудничество, вза­имные инвестиции получили значительное распространение в машино­строительных отраслях и металлургии. По мнению специалистов, тес­ная увязка развития этих отраслей с внешнеторговыми операциями -одна из важнейших причин динамичного роста регионального товаро-

оборота. Предпринимаются меры по реализации объединения энерго­систем и совместной эксплуатации крупных энергетических объектов, таких как бразильско-парагвайский комплекс "Итайпу" и аргентино-уруг-вайский "Сальто-Гранде".

Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из тре­тьих стран. Например, японская корпорация "Тойота моторз", вложив­шая в сооружение автомобилестроительного завода в Аргентине око­ло 100 млн дол., намерена выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих автомобилей намечено вы­возить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия, производи­мые бразильскими предприятиями.

В ноябре 2002 г. страны МЕРКОСУР создали собственную "шен-генскую зону". Отныне граждане стран группировки могут переме­щаться по территории МЕРКОСУР и проживать там без оформле­ния визы. Для этого достаточно иметь действующий паспорт одной из стран-участниц, свидетельство о рождении, справку об отсутствии судимости и источнике средств существования. Предполагается, что безвизовая зона поможет решить проблемы 300 тыс. аргентинцев, проживающих в соседних странах, и нескольких сот тысяч парагвай­цев, чилийцев, уругвайцев, боливийцев и бразильцев, нелегально жи­вущих в Аргентине. Однако дело не только в этом. Экономический кризис, потрясший континент в 2000-2002 гг., показал необходимость поисков более успешной модели существования. И, похоже, за мо­дель будет взят опыт ЕС - создание единого визового пространства впоследствии должно быть дополнено единой валютой и общей стан­дартизацией.

Создание МЕРКОСУР не только привело к резкому увеличению вза­имной торговли, но и способствовало расширению торгово-экономичес­кого сотрудничества с другими региональными торговыми группиров­ками. Произошел существенный рост инвестиционной активности (как внутренней, так и зарубежной). Успеху МЕРКОСУР способствовала волна демократизации и краха диктатур, но эксперты указывают, что и достижения южноамериканского общего рынка стали фактором обес­печения политической стабильности в регионе.

Большую роль в интенсификации интеграционного процесса в Латин­ской Америке играет образование двух конкурирующих центров интег­рации - американского (НАФТА) и бразильского (МЕРКОСУР). США

с 1950-х гг. проявляют большой интерес к латиноамериканской интегра­ции. В 1994 г. президент США Буш (старший) выступил с инициативой создания зоны свободной торговли стран Западного полушария (ФТАА).

Следует отметить, что если в середине 90-х гг. считалось, что ла­тиноамериканские страны больше тянутся к блоку НАФТА, то ныне ситуация изменилась. После присоединения к МЕРКОСУР Чили и Бо­ливии (как ассоциированных членов) продвинулись вперед переговоры о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда поми­мо Боливии входят Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР - создание в недалекой перспективе южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА), простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.

Важную роль в интеграционных процессах в Латинской Америке иг­рает бразильский фактор. Лидирующая роль региональной супердержа­вы Бразилии в системе МЕРКОСУР обусловлена рядом следующих экономических и геополитических причин: к 1997 г. страна вышла на седьмое место в мире по объему ВВП (880 млрд дол.); финансовая стабилизация сочетается с восстановлением темпов экономического роста; имеют место значительные успехи в освоении полезных ископа­емых, развитии промышленной инфраструктуры, ракетостроения, вы­пуске современных средств информатики и вычислительной аппарату­ры; рост индустриального потенциала сопровождается увеличением экспортной продукции и улучшением ее качества.

Бразилия провозгласила "Амазонскую инициативу", предполагающую создание еще одной интеграционной группировки - МЕРКАНОРТЕ ("Меркадо комун дель Норте"), которая включит Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Боливию, Эквадор, Перу, Гайяну и Суринам.

Бразилия относится отрицательно как к самой НАФТА, так и к ее расширению. Во многом это связано с принятием в США закона Хелм-са-Бэртона, вызвавшего резко негативную реакцию Бразилии как по­пытка нарушения права суверенных государств на свободное развитие торгово-экономического сотрудничества; обвинение Бразилией Соеди­ненных Штатов в тяжелом финансовом кризисе ООН и невыполнении ими своих обязательств перед этой организацией; решение правитель­ства Бразилии об объявлении одностороннего моратория на экспорт про­тивопехотных наземных мин и его настойчивые призывы к принятию уни­версального моратория такого рода, в то время как у вашингтонской ад­министрации имеются существенные оговорки по этому поводу и т. д.

Если США стремятся ускорить создание ФТАА, то Бразилия с этим не торопится, считая, что ее промышленный сектор пока не готов к сво­бодной конкуренции с сильным северным соседом. Более того, страна угрожает обратиться во Всемирную торговую организацию, если неадек­ватные торгово-экономические отношения с США не будут изменены, как и несбалансированный объем торговли (в 1997 г. бразильский им­порт из США составил 14 млрд, а экспорт в США - только 9 млрд дол.).

Бразильское руководство неоднократно заявляло, что целью его уси­лий является сближение МЕРКОСУР с Андским сообществом и МЕР-КАНОРТЕ с последующим слиянием этого мощного торгово-эконо­мического блока с Центральноамериканским общим рынком (ЦАОР) и Карибским сообществом (КАРИКОМ) для формирования континен­тального общего рынка, центром и движущей силой которого должна стать Бразилия.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без труд­ностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не су­мели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональ­ной торговле к первоначально намеченному сроку - 1 января 1995 г. Не удалось им также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП стран-чле­нов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных конкурентов, создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей про­мышленности - производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на про­дукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина - 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные пошлины.

В 2001 г. страны ЕС и МЕРКОСУР договорились о введении с 2004 г. зоны всеобщих преференций. Принятые меморандумы о взаимопонима­нии устанавливают размеры финансовой, экономической и технической помощи ЕС странам МЕРКОСУР до 2006 г. (более 200 млн евро). Про­должаются переговоры о создании ЗСТ между странами ЕС и МЕРКО-СУР. Предполагается постепенное снижение таможенных пошлин, а сель-хозсектор (самый чувствительный для МЕРКОСУР - 2/3 экспорта в ЕС)

станет объектом таможенных преференций и квот. Аналогичные пере­говоры проводятся между ЕС и Чили.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам-участни­цам этой группировки предстоит преодолеть существующие противо­речия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оп­тимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

Андский пакт (Андское сообщество)

Андское сообщество (АС) появилось в соответствии с Картахен-ским соглашением в 1969 г. В него вошли Боливия, Венесуэла, Ко­лумбия, Перу и Эквадор.

Андское сообщество было создано в момент застойного развития первого латиноамериканского интеграционного объединения - Латино­американской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), куда входили и андские страны. Кризис этот был связан, прежде всего, с противоре­чиями между крупными и малыми странами, а также вызван несовер­шенным и сложным механизмом принятия решений.

Основными целями интеграции андских стран были провозглашены индустриализация, повышение степени независимости от промышлен­ных центров, замена значительной части торговли с США внутризо-нальным товарообменом. Если ЛАСТ предполагала лишь наличие ЗСТ, то андские страны нацелились на создание таможенного союза. Также планировалась быстрая торговая либерализация путем автоматическо­го снижения пошлин во взаимной торговле. Налицо была наивная вера в то, что интеграция сама по себе способна решить основные экономи­ческие проблемы, и недооценка практической ее реализации для госу­дарств, экономика которых мало связана между собой.

На первом этапе интеграции (1969 - начало 1980-х гг.) андские стра­ны пытались осуществить "этатистскую" модель интеграции, предпо­лагающую активное участие государства в экономической жизни об­щества. Они добились определенного прогресса в области либерализа­ции взаимной торговли, координации экономической политики, регулиро­вания деятельности иностранного капитала, совместного планирования промышленности. В эти годы внутризональный товарообмен вырос

в 15 раз, хотя составил всего 4,8% общей стоимости экспорта стран-членов по сравнению с 1,5% в 1968 г. (В абсолютных цифрах объем зональной торговли достиг в 1982 г. максимального уровня со времени создания группировки - 1240 млн дол.).

Важную роль на первом этапе интеграции играл принятый в 1970 г. общий режим в отношении иностранного капитала, который первона­чально был призван установить эффективный контроль над деятель­ностью иностранных компаний, сохранить за национальным капита­лом основные отрасли экономики. Основные препятствия на пути ин­теграции были тогда связаны со спорами о степени либерализации вза­имной торговли, различиями в административных и налоговых режи­мах. Развитие интеграции сдерживали и политические факторы, в ча­стности, неурегулированность пограничных споров между Колумбией и Венесуэлой, Перу и Эквадором.

На втором этапе (1982-1988 гг.) АС, как и регион в целом, испытало глубокий кризис интеграции. Объем внутризональной торговли сокра­тился в 1988 г. до 990 тыс. дол. В результате кризиса все латиноамери­канские страны пошли на смену модели экономического развития и ин­теграции, перейдя к либерализации внутренней экономической политики и к большей открытости в отношении мирового рынка. Этатистское АС было вынуждено отказаться от многих решений, выработанных с боль­шим трудом и рассматривавшихся как достижения интеграции, в том числе от единого режима регулирования иностранного капитала и со­вместных программ промышленного развития.

В 1989 г. начался третий этап развития группировки. Предполага­лось двигаться в направлении создания сообщества стран по примеру ЕС. Была разработана новая программа интеграции АС, включавшая создание в субрегионе к 1991 г. зоны свободной торговли и образование в 1995 г. таможенного союза. На этом этапе в АС были проведены су­щественная трансформация и модернизация.

В 1992 г. в основном было закончено создание ЗСТ андских стран, что привело к росту внутризональной торговли, по сравнению с 1989 г., более чем вдвое - до 2,2 млрд дол. Ее доля в общем объеме экспорта андских стран увеличилась до 8%. Однако процесс формирования ЗСТ андских стран считается незавершенным, так как списки изъя­тий из режима свободной торговли еще очень велики.

В декабре 1991 г. на совещании президентов стран АС в Картахене было решено ускорить на три года создание таможенного союза и начать введе­ние единого внешнего таможенного тарифа (ЕВТТ) с 1 января 1992 г. Стра­ны-члены объединения договорились, что ЕВТТ должен быть не выше 20%, составляя для различных групп товаров 5,10 и 15%.

Однако переговоры о введении ЕВТТ проходили трудно. Перу и Бо­ливия настаивали на более низком уровне ЕВТТ на ряд товаров, по­скольку стремились к удешевлению их импорта, в то же время Колум­бия и Венесуэла, располагающие более диверсифицированной эконо­микой, хотели защитить свое национальное производство и выступали за более высокие внешние тарифы. Если Перу и Боливия были против­никами субсидирования экспорта, то Колумбия и Венесуэла проводи­ли политику всемерного поощрения экспорта. В этих условиях Колум­бия и Венесуэла решили независимо от других государств-членов ввес­ти с 15 марта 1992 г. ЕВТТ двух стран. Его структура была простой: ЕВТТ повышался по мере возрастания уровня обработки товара и варьировался от 5 до 20%, а для автомобильной промышленности составлял 40%.

В середине 1992 г. Эквадор принял новый национальный таможен­ный режим, в основном соответствовавший предварительным догово­ренностям относительно ЕВТТ в АС. Однако при этом сохранялся об­ширный список изъятий, состоявший в основном из сырьевых товаров и различных видов оборудования. Национальные тарифы на эти товары были ниже ЕВТТ, ибо Эквадор был заинтересован в удешевлении им­порта в целях снижения стоимости национальных товаров, производи­мых с их применением.

Политический кризис в Перу в апреле 1992 г. (роспуск парламента) повлек за собой отмену преференциального режима в торговле с парт­нерами по АС. Венесуэла и Колумбия ввели ответные меры против Перу. В дальнейшем Перу строила свои торговые отношения с другими стра­нами группировки на двусторонней основе, приостановив членство в АС. В июне 1992 г. Перу проголосовала против предложения относительно ЕВТТ, а затем отказалась выполнить общее решение. В итоге в середи­не 1992 г. образовался таможенный союз в составе Боливии, Венесуэ­лы, Колумбии и Эквадора (первый в Латинской Америке, хотя и несо­вершенный, с большими изъятиями из ЕВТТ). Перу не принимала уча­стия в работе руководящих органов АС до конца 1995 г. Тем не менее, ее торговля со странами группировки развивалась поступательно, неко­торое снижение было отмечено лишь в 1993 г.

ЕВТТ трех стран официально вступил в действие в феврале 1995 г. Боливия, пользуясь статусом менее развитой страны, получила право применять свои национальные тарифы, более низкие, чем ЕВТТ -на уровне 5-10%. Сфера действия андского ЕВТТ ограничена. Он рас­пространяется на 88% согласованной таможенной номенклатуры, вклю­чающей 6650 товаров. Список исключений у Венесуэлы и Колумбии состоит из 230 названий, у Эквадора - из 800. Перу в торговле со стра­нами группировки применяет национальный таможенный тариф, став­ки которого колеблются от 15 до 25%, составляя в среднем 16%.

Внутри АС успешно развивается интеграция между наиболее развиты­ми Колумбией и Венесуэлой. Их взаимный товарооборот составляет более половины внутризональной торговли в группировке. Кроме того, в после­дние годы быстро возрастает торговля между Колумбией и Эквадором.

Большое значение для перспектив региональной интеграции АС при­дает взаимоотношениям с другими интеграционными объединениями. Выбор между НАФТА и МЕРКОСУР оказывается для АС нелегким. Венесуэла, Колумбия и Эквадор в своей торговле ориентируются в ос­новном на США и объективно тяготеют к НАФТА. Одно время эти страны планировали присоединиться к НАФТА одними из первых, а Венесуэла и Колумбия даже создали совместно с Мексикой "Группу трех". Эквадор также вел переговоры о присоединении к "Группе трех", которые не дали результатов. Образование в 1994 г. Ассоциации ка­рибских государств (АКГ) с участием Венесуэлы и Колумбии тоже ори­ентировало последних на ЗСТ, формирующуюся вокруг НАФТА. Боли­вия же, находящаяся в самом центре континента, экономически и географически более связана с МЕРКОСУР, чем с АС. Ассоцииро­ванное членство Боливии в МЕРКОСУР (товарооборот с этой группи­ровкой у страны в шесть раз выше, чем с АС) вызвало недовольство участников АС. В то же время Боливия заинтересована одновременно в членстве в обеих группировках. Хотя основная часть товарооборота Боливии приходится на МЕРКОСУР, в торговле с "четверкой" она име­ет дефицит в 480 млн дол., тогда как в торговле с АС - положительное сальдо в 200 млн дол. Кроме того, для Боливии весьма важно, что ее экспорт в АС состоит из нетрадиционных для нее товаров - сои, соевой муки, рафинированных и нерафинированных пищевых масел, в то же время в МЕРКОСУР она экспортирует только нефть и газ.

Перу более тяготеет к МЕРКОСУР, чем к НАФТА, что во многом связано с низкой конкурентоспособностью перуанских товаров. Кроме

того, Перу менее заинтересована в североамериканском рынке, чем Венесуэла и Колумбия, более половины объема внешней торговли кото­рых приходится на США. В ее торговле доля США составляет около трети. В конце 1995 г. президент Перу А. Фухимори заявил о возможно­сти присоединения страны к МЕРКОСУР в ближайшие годы.

В конце 1996 г. страны АС приступили к переговорам с МЕРКОСУР о создании ЗСТ в течение ближайших 10 лет. Переговоры должны были вестись по формуле "5+4", т. е. на уровне блоков, а не отдельно каждой андской страной с четверкой стран Южного конуса, как предполагали страны МЕРКОСУР и как это практически происходило с Боливией. Главной проблемой являлся состав списка товаров, не включаемых в режим ЗСТ. Эти "уязвимые товары" отдельные страны хотели бы оградить от иностранной конкуренции, защитив их повышенными импортными пошлинами. Для таких товаров намечалось предусмот­реть более медленный и постепенный процесс либерализации торговли. Другим камнем преткновения было отсутствие согласия по вопросам защиты интеллектуальной собственности, свободного передвижения ав­томобильного, воздушного и морского транспорта.

Подписание в Буэнос-Айресе в апреле 1998 г. после длительных и труд­ных переговоров рамочного соглашения между МЕРКОСУР и АС про­демонстрировало сближение их позиций и заложило реальную основу со­здания объединенной ЗСТ двух интеграционных группировок. Договор пре­дусматривает два этапа формирования ЗСТ. На первом этапе (с января 1999 г.) вступили в действие фиксированные таможенные преференции во взаимной торговле. Речь идет о таможенных льготах, предоставленных девятью странами друг другу в разное время (в рамках Латиноамери­канской ассоциации свободной торговли, преобразованной с 1980 г. в Ла­тиноамериканскую ассоциацию интеграции - ЛАИ), упорядоченных и приведенных к общему знаменателю в итоге межблоковых перегово­ров. На втором этапе (с 2000 г.) предусматривается постепенное сниже­ние таможенных пошлин в соответствии с программой либерализации тор­говли. Переговоры о конкретных товарных списках продолжались в те­чение всего 1999 г., и на ХП Андском саммите в июне 2000 г. было приня­то решение разработать и принять ЕВТТ в 2000-2001 гг.

Несмотря на все трудности, процесс интеграции в Южной Америке развивается. В нем лидируют Бразилия, Боливия и Венесуэла. Венесу­эла и Бразилия развивают сотрудничество в области инвестиций, фи-

нансов, торговли и транспорта. Венесуэльские парламентарии приняли в сентябре 1996 г. решение о поддержке широкой интеграции с Бразили­ей. В нем они призвали правительство и центральный банк страны акти­визировать сотрудничество с Бразилией в валютно-финансовой сфере, которое могло бы способствовать стабилизации венесуэльской эконо­мики, переживающей значительные трудности в связи с запоздалым осуществлением неолиберальных реформ.

Что касается организационной структуры АС, то она представлена Андской системой интеграции, состоящей из Андского президентского совета в составе глав государств; Андского совета министров иност­ранных дел, объединяющего руководителей внешнеполитических ве­домств; Комиссии Картахенского договора, в функции которой входит "формулирование, выполнение и оценка политики субрегиональной ин­теграции в области торговли и инвестиций"; Андского парламента; Ге­нерального секретариата, который является рабочим органом, подчи­няющимся Андскому президентскому совету. В функции Генерального секретариата входят подготовка решений главных политических орга­нов объединения, наблюдение за их исполнением, осуществление свя­зей с международными организациями. В АС входит также Андский трибунал правосудия, который служит инструментом унификации зако­нодательных систем андских стран; Андская корпорация развития (АКР), Латиноамериканский резервный фонд, Консультативный предпринима­тельский совет, включающий представителей предпринимательских организаций стран субрегиона, и Консультативный трудовой совет, пред­ставляющий интересы профсоюзов, и университет С. Боливара. В со­став АКР входят - помимо пяти стран АС Чили (с 1992 г.) - Мексика, Тринидад и Тобаго (с 1994 г.), Бразилия (с 1995 г.). Объем кредитов АКР, ежегодно предоставляемых государствам андского субрегиона, в 90-х гг. превышал 2 млрд дол.

Андская корпорация развития, штаб-квартира которой находится в Каракасе (Венесуэла), превратилась в важное связующее звено субрегиональной интеграции. АКР финансирует национальные и многонациональные проекты в андских странах, предоставляет сред­ства для увеличения оборотного капитала предприятий. С кредитной помощью АКР разработано и осуществлено около 300 проектов в обла­сти промышленности и инфраструктуры. АКР пользуется хорошей ре­путацией в международных финансовых кругах.

Таким образом, интеграция в Западном полушарии (в полушарии также имеются и иные интеграционные группировки - ЗСТ Цент­ральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Саль­вадор) и КАРИКОМ (Карибское сообщество) в составе 14 стран Карибского бассейна, установивших ряд единых внешних тарифов. Однако их роль в масштабах полушария не столь велика.) отличается от западноевропейской прежде всего тем, что показывает возможность не только сосуществования в рамках единого экономического альянса разных по уровню государств, но и их успешного сотрудничества. Во многом, конечно, это является результатом общего исторического происхождения и, не в последнюю очередь, близости языка и этничес­кого состава. Можно вспомнить о многочисленных проектах лидеров борьбы за независимость Испанской Америки, направленных на объе­динение бывших колоний в единое образование, правовые формы ко­торого колебались от унитарного до конфедеративного государства. После второй мировой войны эта тенденция ("боливарианская") про­кладывала себе дорогу путем формирования, главным образом, эко­номических группировок.

Но важную роль в процесс латиноамериканской интеграции играют также тщательная подготовка всех звеньев таких объединений; высо­коквалифицированное руководство их деятельностью; умение найти для каждой страны свое место в этом процессе, сгладить противоречия пу­тем достижения взаимовыгодных компромиссов.

 

Использованная литература:

1. Хандорин В.Г. Страны СНГ и Балтии: курс лекций / В.Г. Хандорин. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.

2. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Актуальные проблемы развития стран СНГ/Текст лекций - СПб.,2003

3. Хейфец В. Л., Оводенко А. А. Международная интеграция /Текст лекций - СПб.,2003.

Интернет ресурсы: Википедия - СНГ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.