Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как целостный процесс




 

Все возможности потенции воспитания раскрываются только в том случае, если воспитание организовано как целостный процесс.

Сущность целостности воспитательного процесса — в под­чиненности всех его частей и функций общей «цели»: формирова­нию целостного человека — развитию индивидуальности и социа­лизации личности. Целостный подход к организации воспитатель­ной работы предполагает: — адекватность деятельности каждого педагога общей «цели» — единство «воспитания» и самовоспита­ния, «образования» и самообразования; — установление.связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), организационно — деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные свя­зи (общение), связи управления и самоуправления.

В соответствии с таким подходом воспитательный процесс может рассматриваться как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель разви­тия личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс — неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учрежде­ния. В то же время организация воспитательного процесса не ог­раничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды. Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнооб­разными (часто разнонаправленными) воздействиями на учени­ка и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагога­ми цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития воз­можности учеников и соответствуют их оценкам значимости вос­принимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В результате воспитания должно происходить как из­менение уровня воспитанности каждого ученика, так и измене­ние характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий воспитательный процесс и воспитательная система. Между понятиями воспитательная система и воспитательный процесс четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в про­цессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Если воспитатель­ный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятие «развитие воспитательной системы» и «воспитатель­ный процесс» идентичны.

Воспитание как целостный педагогический процесс ос­новывается на взаимодействии педагогов и воспитанников. Ве­дущую роль в этом процессе принято отводить педагогам. При такой постановке вопроса педагог выступает как субъект вос­питательного процесса, а воспитанник — как его объект.

Педагоги как субъект осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, направленную на решение воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается це­ленаправленным воздействием на ученика: она предполагает как учет особенностей окружающей ребенка среды, так и актив­ное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессио­нальных функций, то эту педагогическую деятельность назы­ваем воспитательной работой. Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогиче­ских задач, решаемых педагогом с целью обеспечения опти­мального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными воспи­тателями задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педаго­гов и учащихся и предусматривает также регулирование отно­шений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

В воспитательной работе следует выделить три группы функций. Первая группа связана с непосредственным воздей­ствием педагога на ученика: изучение индивидуальных осо­бенностей его развития, окружения, интересов; программиро­вание воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником; анализ эффективности воспитательных воздействий. Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды: спло­чение коллектива; формирование благоприятной эмоциональ­ной атмосферы; включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправле­ния. Третья группа функций направлена на коррекцию влия­ния различных субъектов социальных отношений ребенка: социальная помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой ком­муникации; нейтрализация негативных воздействий социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями. В проводимой педагогом воспитательной работе основное мес­то занимает организаторская деятельность. Он реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п. Воспита­тельная работа является'важнейшим компонентом воспита­тельного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна акту­альной педагогической ситуации, зависит успех педагогичес­кой деятельности школы.

Отмечая важную роль педагога в воспитательном процес­се, современная педагогика подчеркивает, что воспитание чело­века может совершаться только на основе его активности. В про­цессе воспитания большое место занимает переработка личнос­тью внешних воздействий. Исследование психологов и педагогов свидетельствуют о том, что в развитии личности воздействие внешних факторов приобретает значение не само по себе, а в си­лу индивидуальной позиции человека, его отношения к этим факторам, а также практической реализации этих факторов в его действиях и поступках. Поэтому в воспитательном процессе вос-питуемый, ребёнок и взрослый выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Процесс воспитания органично вклю­чает в себя и самовоспитание личности.

Самовоспитание — педагогическая деятельность чело­века, направленная на изменение своей личности в соответ­ствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает оп­ределенный уровень развития личности, ее самосознания, спо­собности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность само­оценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зре­лость человека и являются предпосылками организации само­воспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких при­емов как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретро­спективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявле­ние причин успехов и неудач); контроль (систематическая фик­сация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправ­ления, которое строится на основе сформулированных челове­ком целей, программы действий, контроля за выполнением про­граммы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравствен­ных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1 — самопознание, 2 — самообладание, 3 — самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконт­роль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоиспо­ведь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, са­моободрение; самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 8719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.