КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средства, методы и формы воспитания. Воспитание и перевоспитание
Для решения различных воспитательных задач используются многообразные средства, методы и формы воспитания. Средствами воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач. К средствам воспитания относятся книги, кинофильмы, компьютеры, произведения искусства и т.д., используемые в воспитательной работе. Нередко к средствам воспитания относят также виды деятельности, способствующие формированию личности: игры, учение (учебный труд), общественно-полезный труд и общественную работу, занятие спортом, художественную самодеятельность, кружковую внеклассную работу. С понятием «средства воспитания» тесно связано понятие «методы воспитания». Метод — это способ, нацеленный на достижение поставленной цели. Методы воспитания — это способы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач. Различие между средствами воспитания и методами воспитания состоит в том, что средства воспитания могут оказывать воспитывающее воздействие без активной роли педагога. Так, прочтенная книга, просмотренный кинофильм оказывают воспитательное воздействие своим содержанием. Методы воспитания предполагают активное взаимодействие, деятельность педагога, общение педагога-воспитателя и воспитанника для решения педагогических задач. Выбор и осуществление методов происходит в соответствии с педагогическими целями (стратегическими, тактическими, оперативными), с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей воспитуемых, уровня воспитанности конкретных коллективов. В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие, как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа по душам, диспут, разъяснение—это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность приемы поощрения. Уточним в свете вышеизложенного понятие метода. Метод воздействия на личность—это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи. При решении стратегической педагогической задачи — воспитание целостной всесторонне развитой личности — набор методов воспитания должен обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, сферы самореализации, предметно-практической и экзистенциальной. Для должного функционирования воспитательного процесса нужно, как минимум, пять групп методов педагогического воздействия на личность: 1)убеждение; 2)упражнения и приучения; 3)обучение; 4)стимулирование; 5)контроль и оценка. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей. Гуманистическая педагогика придает большое значение методам самовоспитания. С точки зрения этой педагогики, воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано выявить соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарны: воспитание и самовоспитание. Как отмечалось ранее, все эти методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются друг от друга тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие. Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом учащиеся, оценивая полученную информацию, либо утверждаются в своих взглядах, позициях, либо корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим учащимся. Значительную роль в развитии интеллектуальной сферы оказывают методы обучения. Методы обучения, как правило, подразделяются на две группы: 1) репродуктивную, при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивные, отличающиеся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Репродуктивные методы позволяют освоить накопленную предшествующими поколениями информацию. Продуктивные методы формируют у человека такие качества, как быстрота ориентировки в изменяющихся ситуациях, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность. В числе продуктивных методов наиболее разработанным является метод проблемного обучения. Проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний, умению преодолевать встречающиеся затруднения, оно делает учебный материал более доказательным, а усвоение учебного материала — более основательным и прочным. Стимулирование как метод воздействия на мотивационную сферу предполагает формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие приемы стимулирования, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Наказание — это прием педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий прием. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, может быть определен как метод мотивации. Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа — критику. Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?» Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения—многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности: навыки и привычки. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позицией других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример—наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведения и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное и как неповторимую индивидуальность. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, возникает возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Он учится реализовывать себя в различных видах деятельности. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой— «труд души» (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше—решать так называемые дилеммы Л. Кольберга. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении детьми моральных дилемм. К каждой из них разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы безусловно продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая из них должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответственно методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним. Формы воспитания—способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей. В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач. В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индивидуальная форма. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности, например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-музыкальная композиция и т.п. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность. Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания. Воспитание и перевоспитание. Скрытый, невидимый характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом появления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, добавить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характеризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предполагалось, что отрицательные качества нужно «удалять, уничтожать, вытравливать», а положительные — вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок — это не магнитофон, в который педагог может вставить нужную кассету, а плохую кассету, с непристойными записями — удалить. Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недостатков, уходит в прошлое. Еще К.Д. Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Современная педагогическая мысль и гуманистическая психология утверждают принцип принятия ребенка как данности, уважения его индивидуальности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка. Практика перевоспитания педагогически запущенных детей обычно идет рядом с воспитанием. Для устранения недостатков в поведении трудных, и особенно для формирования у них положительных качеств, часто применяются обычные методы педагогического воздействия. Особенно большую роль играют здесь убеждение и упражнение, требование коллектива и положительные примеры поведения окружающих людей, поощрения и наказания. Но иногда приходится прибегать к методу «взрыва», предъявлять требования в категорической форме. Это позволяет поставить воспитанника в неожиданное полоя^ение и помогает вызвать у него недовольство собой, своим поведением. Важно при этом стремиться к тому, чтобы требования педагогов поддерживались коллективом. | Одно из важнейших условий перевоспитания педагогически запущенных детей — это изменение обстановки, в которой они находятся, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на них. Конечно, очень трудно и, пожалуй, невозможно оградить детей от отрицательных влияний окружающей среды. Важно научить их сопротивляться этим влияниям. А.С. Макаренко справедливо утверждал, что надо не оберегать воспитанников от дурных влияний, а учить их стойко им сопротивляться. | Воспитателям надо хорошо изучить те жизненные отношения, которые стали ведущими для данного ребенка, и в случае необходимости изменить их коренным образом. Практика перевоспитания показывает, что перевод трудных школьников в другой класс или в другую школу помогает им найти новых товарищей, включиться в интересные дела и отвлечься от прежних отрицательных интересов и наклонностей. Положительно влияют на исправление трудных детей и создание нормальной атмосферы в семье, и усиление контроля за их поведением, вовлечение в разнообразную и интересную деятельность. Большое значение в перевоспитании трудных школьников имеет опора на положительное в их поведении. У каждого ученика можно найти что-то хорошее, ценное, нужное. Опираясь на это, легче устранять недостатки, пороки, изъяны в сознании и поведении. Особенно важно стремиться к созданию правильных отношений между педагогами и школьниками. Это помогает преодолеть отчуждение, конфликты, которые нередко возникают в практике воспитания. Следовательно воспитание и перевоспитание тесно переплетаются. Они дополняются и самовоспитанием. Процесс перевоспитания идет быстрее и успешнее при условии повышения общей культуры и образованности, общего развития воспитанников. Успех перевоспитания в большой степени зависит и от того, в какой мере усилия школы поддерживаются семьей, родителями. Ведь неорганизованность, недисциплинированность во многом зависят от ошибок и недостатков в семейном воспитании, от неправильных отношений, которые иногда складываются в семье. Наблюдения за перевоспитанием трудных школьников показывают, что оно требует много сил и терпения. А.С. Макаренко советовал родителям воспитывать детей так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать. Правильное воспитание избавляет от необходимости заниматься потом перевоспитанием.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |