Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства, методы и формы воспитания. Воспитание и перевоспитание




 

Для решения различных воспитательных задач используются многообразные средства, методы и формы воспитания. Средства­ми воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач. К средствам воспитания относятся книги, кинофильмы, компьютеры, произведения искусства и т.д., используемые в вос­питательной работе. Нередко к средствам воспитания относят также виды деятельности, способствующие формированию лич­ности: игры, учение (учебный труд), общественно-полезный труд и общественную работу, занятие спортом, художественную само­деятельность, кружковую внеклассную работу.

С понятием «средства воспитания» тесно связано понятие «методы воспитания». Метод — это способ, нацеленный на достижение поставленной цели. Методы воспитания — это спосо­бы взаимодействия педагогов и воспитанников, направленные на достижение воспитательных задач. Различие между средствами воспитания и методами воспитания состоит в том, что средства воспитания могут оказывать воспитывающее воздействие без активной роли педагога. Так, прочтенная книга, просмотрен­ный кинофильм оказывают воспитательное воздействие своим содержанием. Методы воспитания предполагают активное вза­имодействие, деятельность педагога, общение педагога-воспи­тателя и воспитанника для решения педагогических задач.

Выбор и осуществление методов происходит в соответст­вии с педагогическими целями (стратегическими, тактически­ми, оперативными), с учетом специфики общественно-воспита­тельной среды, возраста, индивидуально-типологических осо­бенностей воспитуемых, уровня воспитанности конкретных коллективов.

В теории и практике педагогического процесса употребля­ется и такое понятие, как прием. Прием выступает как элементар­ное звено педагогического процесса, как практический акт реали­зации того или иного метода в различных педагогических ситуаци­ях. Беседа по душам, диспут, разъяснение—это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность приемы поощре­ния. Уточним в свете вышеизложенного понятие метода. Метод воздействия на личность—это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

При решении стратегической педагогической задачи — воспитание целостной всесторонне развитой личности — набор методов воспитания должен обеспечить развитие всех сущност­ных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоци­ональной, волевой, сферы самореализации, предметно-практи­ческой и экзистенциальной.

Для должного функционирования воспитательного про­цесса нужно, как минимум, пять групп методов педагогического воздействия на личность:

1)убеждение;

2)упражнения и приучения;

3)обучение;

4)стимулирование;

5)контроль и оценка.

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изоли­рованно, вне связи друг с другом. Вот почему любая группиров­ка (классификация) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных особенностей.

Гуманистическая педагогика придает большое значение методам самовоспитания. С точки зрения этой педагогики, воз­действие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано выявить соответствующее ему действие ученика, способ­ствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспи­тания бинарны: воспитание и самовоспитание.

Как отмечалось ранее, все эти методы оказывают сово­купное воздействие на все сущностные сферы человека. Одна­ко каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются друг от друга тем, на какую сущ­ностную сферу человека они оказывают доминирующее воз­действие.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказа­тельство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки про­исходящего. Воспринимая предложенную информацию, уча­щиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогами своей позиции. При этом уча­щиеся, оценивая полученную информацию, либо утверждают­ся в своих взглядах, позициях, либо корректируют их. Убежда­ясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждению соответствует самоубеждение — метод самовоспитания, кото­рый предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поис­ке решения какой-либо социальной проблемы формируют у се­бя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат ло­гические выводы, сделанные самим учащимся.

Значительную роль в развитии интеллектуальной сферы оказывают методы обучения. Методы обучения, как правило, подразделяются на две группы: 1) репродуктивную, при кото­рой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (вос­производит) уже известные ему способы деятельности; 2) про­дуктивные, отличающиеся тем, что учащийся добывает (субъ­ективно) новые знания в результате творческой деятельности. Репродуктивные методы позволяют освоить накопленную предшествующими поколениями информацию. Продуктивные методы формируют у человека такие качества, как быстрота ориентировки в изменяющихся ситуациях, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность. В числе про­дуктивных методов наиболее разработанным является метод проблемного обучения. Проблемное обучение учит самостоя­тельному творческому поиску нужных знаний, умению преодо­левать встречающиеся затруднения, оно делает учебный материал более доказательным, а усвоение учебного материала — более основательным и прочным.

Стимулирование как метод воздействия на мотивационную сферу предполагает формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве сти­мулирования распространены такие приемы стимулирования, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положи­тельная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет поло­жительные навыки и привычки. Действие поощрения предпола­гает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. По­ощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награж­дение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощ­рение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, что­бы поощрение не противопоставляло учащегося остальным чле­нам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощ­рения необходимо учитывать индивидуальные качества поощ­ряемого. Наказание — это прием педагогического стимулирова­ния, применение которого должно предупреждать нежелатель­ные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Наказание должно быть справедливым, тщательно про­думанным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий прием. Ошибку педагога в на­казании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его пози­тивном влиянии на поведение ученика. Методы стимулирова­ния помогают человеку формировать умение правильно оцени­вать свое поведение, что способствует осознанию им своих по­требностей — пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им це­лей, то есть тому, что составляет суть мотивации. Поэтому метод самовоспитания, соответствующий методу стимулирования, мо­жет быть определен как метод мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предпо­лагают формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В. М. Бехтерева, внушение входит в сознание чело­века не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сто­рожа — критику. Внушать — это значит воздействовать на чув­ства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и свя­занных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для до­стижения намеченной цели; формирование умения владеть со­бой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требова­ния и упражнения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации явля­ются упражнения—многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности: навыки и привычки. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки (К.Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обя­занности, контролирует свои действия, правильно их оценива­ет с позицией других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качест­ва, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направ­лены на формирование у детей навыков психических и физи­ческих саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честно­го отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отне­сти метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы со­здать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может про­исходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода мож­но рассматривать пример. Его воздействие основывается на из­вестной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример—наибо­лее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но кор­рекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, при­мер, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведения и регулировать свои поступ­ки, что можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное и как непо­вторимую индивидуальность.

Методы организации деятельности и поведения воспитан­ников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процес­се которых ребенок ставится перед необходимостью решить ка­кую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного вы­бора, проблема способа организации деятельности, проблема вы­бора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для са­мостоятельного ее решения, возникает возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные про­бы охватывают все сферы жизни человека и большинство его со­циальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируются определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальней­шего вхождения в социальную среду.

Модификацией метода воспитывающих ситуаций явля­ется соревнование, которое способствует формированию ка­честв конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперни­честву. В процессе соревнования ребенок достигает опреде­ленного успеха в отношениях с товарищами, приобретает но­вый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к са­моактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Он учится реализовывать себя в различных видах деятельности.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направ­лены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полез­ного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, кото­рые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесче­стно. Для этого необходима организация работы над собой— «труд души» (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно рассмат­ривать упражнения по формированию у детей способности к суж­дениям на основе принципа справедливости, еще лучше—решать так называемые дилеммы Л. Кольберга. Метод дилемм заключа­ется в совместном обсуждении детьми моральных дилемм. К каж­дой из них разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убеди­тельные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно прове­сти по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование моральных дилемм как сред­ства развития экзистенциальной сферы безусловно продуктив­но. По каждой дилемме можно определить ценностные ориента­ции человека. Дилеммы может создать любой учитель при усло­вии, что каждая из них должна: 1) иметь отношение к реальной жизни школьников; 2) быть по возможности простой для понима­ния; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагать на вы­бор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на глав­ном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Соответственно методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления инди­вида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в опре­деленной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представ­лений об изменениях, которые могут произойти с ним.

Формы воспитания—способы организации воспитатель­ного процесса, способы целесообразной организации коллек­тивной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо вос­питательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и про­ведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как це­ленаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

В педагогической литературе единого подхода к классифи­кации форм воспитательной работы нет. Наиболее распростра­ненной является классификация организационных форм воспита­ния в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индиви­дуальная форма. Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями вос­питательной деятельности, например, для организации познава­тельно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-му­зыкальная композиция и т.п. Выбор форм воспитательной рабо­ты определяется на основе научных принципов воспитания. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подхо­дящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию фор­мы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находить­ся педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою но­визну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожида­емого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.

Воспитание и перевоспитание.

Скрытый, невидимый характер протекающих в личности процессов и длительность их завершающего формирования ста­вят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом появ­ления неожиданных несоответствий личности общепринятым нормам и неразвитости некоторых качеств, нужных для современной жизни. Стремление исправить, скорректировать, доба­вить, ликвидировать какие-либо качества и привычки характе­ризуют процесс «перевоспитания». К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь заходит о социально неодобряемом пове­дении, о качествах личности, противоречащих человеческому об­щежитию, в том числе о противоправных деяниях. Ранее предпо­лагалось, что отрицательные качества нужно «удалять, уничто­жать, вытравливать», а положительные — вкладывать на место вытравленных, но ведь ребенок — это не магнитофон, в который педагог может вставить нужную кассету, а плохую кассету, с не­пристойными записями — удалить.

Перевоспитание, понимаемое как вытравливание недо­статков, уходит в прошлое. Еще К.Д. Ушинский указывал, что лучше всего дурные привычки искореняются формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия. Современная педагоги­ческая мысль и гуманистическая психология утверждают прин­цип принятия ребенка как данности, уважения его индивиду­альности, учета истории его становления, развития, принцип опоры на положительные качества ребенка.

Практика перевоспитания педагогически запущенных де­тей обычно идет рядом с воспитанием. Для устранения недостат­ков в поведении трудных, и особенно для формирования у них положительных качеств, часто применяются обычные методы педагогического воздействия. Особенно большую роль играют здесь убеждение и упражнение, требование коллектива и поло­жительные примеры поведения окружающих людей, поощрения и наказания. Но иногда приходится прибегать к методу «взрыва», предъявлять требования в категорической форме. Это позволяет поставить воспитанника в неожиданное полоя^ение и помогает вызвать у него недовольство собой, своим поведением. Важно при этом стремиться к тому, чтобы требования педагогов поддержи­вались коллективом.

| Одно из важнейших условий перевоспитания педагоги­чески запущенных детей — это изменение обстановки, в кото­рой они находятся, устранение нездоровых условий, отрица­тельно влияющих на них. Конечно, очень трудно и, пожалуй, невозможно оградить детей от отрицательных влияний окру­жающей среды. Важно научить их сопротивляться этим влия­ниям. А.С. Макаренко справедливо утверждал, что надо не обе­регать воспитанников от дурных влияний, а учить их стойко им сопротивляться. |

Воспитателям надо хорошо изучить те жизненные отно­шения, которые стали ведущими для данного ребенка, и в слу­чае необходимости изменить их коренным образом. Практика перевоспитания показывает, что перевод трудных школьни­ков в другой класс или в другую школу помогает им найти но­вых товарищей, включиться в интересные дела и отвлечься от прежних отрицательных интересов и наклонностей. Поло­жительно влияют на исправление трудных детей и создание нормальной атмосферы в семье, и усиление контроля за их поведением, вовлечение в разнообразную и интересную дея­тельность.

Большое значение в перевоспитании трудных школьни­ков имеет опора на положительное в их поведении. У каждого ученика можно найти что-то хорошее, ценное, нужное. Опира­ясь на это, легче устранять недостатки, пороки, изъяны в созна­нии и поведении. Особенно важно стремиться к созданию пра­вильных отношений между педагогами и школьниками. Это по­могает преодолеть отчуждение, конфликты, которые нередко возникают в практике воспитания.

Следовательно воспитание и перевоспитание тесно пере­плетаются. Они дополняются и самовоспитанием.

Процесс перевоспитания идет быстрее и успешнее при ус­ловии повышения общей культуры и образованности, общего развития воспитанников.

Успех перевоспитания в большой степени зависит и от того, в какой мере усилия школы поддерживаются семьей, ро­дителями. Ведь неорганизованность, недисциплинированность во многом зависят от ошибок и недостатков в семейном воспи­тании, от неправильных отношений, которые иногда складываются в семье.

Наблюдения за перевоспитанием трудных школьников по­казывают, что оно требует много сил и терпения. А.С. Макаренко советовал родителям воспитывать детей так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать. Правильное воспитание избавляет от необходимости заниматься потом перевоспитанием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.