Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы воспитания




 

Педагогика выявила общие закономерности и сформулировала ряд принципов, на которых основывается воспитательный про­цесс. Под закономерностями воспитания понимаются устойчи­вые повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться эффектив­ных результатов в решении педагогических задач. Каковы же эти закономерности?

1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знани­ями, ему необходимо осуществлять познавательную деятель­ность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовле­кая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем. Вот почему еще раз подчеркнем, что воспитание в его глубинном значении состо­ит вовсе не в воспитательных разговорах, назидательных бесе­дах и наставлениях, как это представляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его
возрасту общественные отношения. Исходя из этого, С.Т. Шац­кий, и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельнос­ти воспитанников.

2. Воспитание есть стимулирование активности форми­руемой личности в организуемой деятельности. Указанная за­кономерность обусловливается тем, что эффективное развитие, и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельнос­ти. Если же человек участвует в организуемой деятельности без желания или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность прак­тически не развивает его.

Активность же ребенка в значительной мере зависит от его мотивации. Отсюда следует, что только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов де­ятельности (поведения), представляется возможным стимули­ровать ее активность и добиваться надлежащего воспитатель­ного эффекта.

3. Неразрывное единство образования и воспитания. Об­разование направлено на формирование общей культуры чело­века. На его основе происходит развитие индивида, приобретаю­щего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний и способностей. На основе взаимодействия образования и воспитания происходит совершенствование человека. При­обретая знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые в свою очередь требуют новых знаний и умений.

4. Целостность воспитательных влияний, предполагаю­щая прежде всего единство целей, содержания и методов вос­питания, также единство декларируемых социальных уста­новок и реальных действий педагога, непротиворечивость пе­дагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитательного процесса.

5. В процессе воспитания необходимо проявлять гуман­ность и уважение к личности в сочетании с высокой требова­тельностью. Психологической основой этой закономерностиявляется то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние
(эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отноше­ния проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то вос­питательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их дея­тельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и вос­питанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога вызывает у последнего от­рицательные переживания и не дает положительного воспи­тательного эффекта. В воспитательной работе уважительное и заботливое отношение к детям должно сочетаться с высокой требовательностью, поддержанием необходимого порядка в ра­боте и поведении.

6. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться ра­дости успехов. Если эти цели и намерения реализуются, лич­ность переживает внутреннее удовлетворение, радость от до­стигнутых успехов. Когда намеченные цели не реализуются, личность испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудов­летворенности и психического напряжения. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность лич­ности, и она перестает работать над собой, теряет всякую актив­ность. Например, школьник, отставший в учебе, совсем перестает учиться.

7. В процессе воспитания необходимо выявлять положи­тельные качества учащихся и опираться на них. П. П. Блонский писал: «Нужно бороться не с учеником, у которого есть недостат­ки в учебе, а совместно с учеником бороться против этих недо­статков». Но тогда чаще всего нужны не критика и осуждение, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему ре­альной помощи в преодолении встречающихся трудностей.

Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда утверждал, что, каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления недостатков.

8. В воспитании необходимо учитывать возрастные и ин­дивидуальные особенности учащихся.

9. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

На данных закономерностях базируются принципы вос­питания. Принципы воспитания — это основные требования к организации воспитательного процесса, определяющие его содержание и методы осуществления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.