Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели воспитания

 

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направ­ление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество.

В нашей стране долгое время господствовала идеологи­ческая установка на воспитание человека в духе коммунисти­ческих идеалов. Эти идеалы были сформулированы в так назы­ваемом «Моральном кодексе строителя коммунизма». Карди­нальные изменения, которые произошли в жизни российского общества в последние годы, вызвали определенные затрудне­ния в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

В правящих кругах, в публицистике заговорили о выра­ботке новой государственной идеологии. Но всякая идеология — это односторонний, социально-заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению обществен­ных проблем, который они стремятся навязать другим в качест­ве господствующих идейных и ценностных ориентации. Созда­ние и насаждение какой-либо государственной идеологии — это стремление сформировать какую-то новую единую идеологи­ческую платформу, что в условиях многопартийной системы, сложившегося политического и идеологического плюрализма просто невозможно, да и не нужно. В мировой педагогической теорий и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъ­юнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у влас­ти. Воспитание молодого поколения — это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Разберемся, что же конкретно это означает. Для этого сна­чала уточним понятие «гуманизм», Термин гуманизм очень мно­гозначен, поскольку на протяжении истории его содержание ме­нялось. Гуманизм (от лат. humanus —человеческий, человечный) прежде всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышеизложенного можно дать такую обобщающую характерис­тику гуманизма: гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бы­тия в целом и отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок получает значение общест­венного идеала. Человек рассматривается как высшая цель об­щественного развития, в процессе которого обеспечивается со­здание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовкой сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной чело­веческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление чело­веческой личности. Эта универсальность осмысливается как гар­моническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравствен­ных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гума­низма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценный субъектом деятельности, по­знания и общения, то есть свободным, самодеятельным сущест­вом, ответственным за все происходящее в этом мире, уникаль­ной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способного к сознательному ответ­ственному выбору.

Следовательно, мера гуманизации воспитательного про­цесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпо­сылки для самореализации личности, раскрытия всех заложен­ных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответ­ственности и творчеству.

С содержательной стороны реализация принципов гума­низма в воспитательном процессе означает проявление общече­ловеческих ценностей. В понятие «общечеловеческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности - это ценности, значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а для всего че­ловечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выра­жены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловечес­ких ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то опреде­ленной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности на основе ос­воения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества.

Во-вторых, общечеловеческие ценности — это предель­ные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Вы­ражаясь философским языком, можно сказать, что это транс­цендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, кото­рые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций ре­лигии, считают, что эти ценности имеют божественную приро­ду. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и т.д. Для неверую­щих людей секулярного сознания за общечеловеческими цен­ностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного догово­ра», всеобщего согласия и т.д.

При разных подходах к источнику и гаранту общечелове­ческих ценностей верующие и неверующие осознают, что обще­человеческие ценности не являются выдумкой каких-то конкрет­ных людей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носят постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие цен­ности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для этих людей. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравст­венных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т.д. Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориентации во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верую­щие, но и неверующие люди. Упомянутый выше «Моральный ко­декс строителя коммунизма» представлял собой ни что иное, как переложение на язык современного советского человека тех же самых гуманистических ценностей, которые, однако, разбавля­лись еще определенными идеологическими установками типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу комму­низма» и т.д.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечелове­ческие установки не следует трактовать как некие космополити­ческие ценности. У каждого народа эти ценности выражены осо­бым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно-человеческое. А каждый конкрет­ный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации. И общечело­веческое начало реализуется в этих конкретных социальных об­разованиях. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, вос­питание гражданской ответственности, уважение обычаев и за­конов своей страны. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, выдвигающую приоритет частных ценностей и про­тивостоящую общечеловеческому началу.

И еще одна важная установка содержания воспитатель­ного процесса, вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как следует из выше сказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Но в таком случае зако­номерно встает вопрос: не означает ли гуманизм поощрение индивидуализма. По всей видимости, нет. Напротив, гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предпо­лагает признание данной личностью в качестве ценности лич­ности всех других людей, любовь к ним, служение им. Не слу­чайно под термином «гуманизм» изначально понималось «чело­веколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего на­рода это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея собор­ности является одной из ведущих идей русского национального самосознания. Таким образом, содержание воспитательного процесса должно, ориентируясь на общечеловеческие ценнос­ти, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а напротив всемерно актуализировать и развивать этот опыт.

В соответствии с этой установкой должны быть скоррек­тированы цели учебно-воспитательного процесса. В нашей стране традиционно в качестве главной цели учебно-воспита­тельного процесса выдвигалась подготовка высококвалифици­рованного специалиста, способного с наибольшей эффективно­стью работать на производстве на благо нашего государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса рассматривалось со­здание предпосылок для самореализации личности. Иначе говоря, речь должна идти об определенной смене ценностных ориентации, которые предполагают не коренное изменение учебно-воспитательного процесса, а перестановку акцентов. Первый тип ценностной ориентации носит технократический характер. Он ориентирован на экономическую эффективность, максимальное использование выпускника школы и вуза в ин­тересах государства. Второй — на интересы каждого конкрет­ного школьника и студента как личности, удовлетворение его потребностей, создание предпосылок для реализации им свое­го разностороннего потенциала.

Это совсем не означает, что снимается задача подготовки его как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации выпускник вуза не может реализовать себя как личность. Но гуманистическая ориентация предполагает отход от одномерной оценки студента как будущего функционера общест­венного производства. Напротив, ориентация на узкую специали­зированную подготовку противоречит интересам студента, по­скольку рыночная экономика может поставить нашего выпускни­ка в такие условия, что его узкоспециализированные знания не позволят не только реализовать себя, а может быть, даже просто заработать на жизнь. Значит, надо обеспечить такую систему обу­чения, которая бы позволяла выпускнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности. А это, как свидетельствует опыт, возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства, методы и формы воспитания. Воспитание и перевоспитание | Основные направления воспитательной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.