Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности подростка




Основные понятия: кризисный возраст, пубертатный период, самосознание, Я-концепция, общение со сверстниками, просоциальная деятель­ность, аналитико-синтетическая деятельность, чувство взрослости, подростковая субкуль­тура, личностная автономия.

Подростковый возраст (англ. teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переход­ный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. (Синоним: отрочество.) Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматри­вается ли как особый этап развития ранний юно­шеский возраст, на подростковый возраст отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда цели­ком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов он­тогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественны­ми изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу поло­вого созревания и непосредственно предшествую­щему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет нерав­номерность и значительную индивидуальную вари­ативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизио­логические особенности, функциональные состоя­ния подростка (повышенная возбудимость, им­пульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые пережи­вания, потребности, интересы. С фактом полово­го созревания связано то, что подростковый возраст является перио­дом начала ряда психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития подростка, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны рез­кие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определя­ет ведущие потребности подросткового возраста – в самоутвержде­нии и общении со сверстниками. Последнее рас­сматривается также как ведущая деятельность подростка (Д. Б. Эльконин). Согласно другой точки зрения, ведущей в этот период является просоциальная деятель­ность, определяемая потребностью подростка за­нять определенное место в жизни общества, оце­нить самого себя в системе «я и мое участие в жиз­ни общества» (Д. И. Фельдштейн).

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развити­ем гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия формальных операций, по теории Ж. Пиаже), Ди­намический характер этого развития, несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей, отража­ющихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизнедеятельности. В нравственном развитии с этим связаны, в част­ности, противоречие между некритическим усвое­нием групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Основное содержание подросткового возраста рассматривается либо как время перехода к взрослости (с, этим свя­зано, например, представление Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой о «чувстве взрослости» как ос­новном новообразовании подросткового возраста), либо как самосто­ятельная фаза, относительно независимая от дру­гих. Последняя точка зрения в настоящее время преобла­дает. Подростковый возраст (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологи­ческая и демографическая группа, имеющая свои установки, специфические нормы поведения и т. п. которые образуют особую подростковую субкуль­туру. Чувство принадлежности к особой «подрос­тковой» общности и к определенной группе внут­ри этой общности, которая часто отличается не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его соб­ственные, влияя на нравственное развитие. Опре­деленное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка – в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятель­но распоряжаться собой, сколько признание окру­жающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная про­тиворечивость, подчиненность нормам группы де­лает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм делинквентного (противоправного) и девиантного (отклоняющегося) поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.