Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология зрелого возраста




 

Основные понятия: личные обстоятель­ства жизни, событийные общности, различные аспекты Я, близость, родительство, профессиональный цикл, успешное совмещение работы и семейных обязанностей, задачи развития, гендерные особенности, дружба, изменения в карьере, сгора­ние на работе.

 

Период зрелого возраста включает следующие стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет).

Главная особенность развития в зрелом возрасте - мини­мальная его зависимость от хронологического возраста, в го­раздо большей степени оно определяется личными обстоятель­ствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установ­ками и т.д. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу.

В теоретическом исследовании В.И. Слободчикова, представ­ленном в соавторстве с Г.А. Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе эк­зистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризи­сами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кризис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую - кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

В кульминационной точке общности происходит кризис разви­тия. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой - мировоззрение, во второй - личность (собственная позиция в культуре и истории).

Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоя­тельных систем, связанных с различными аспектами Я: Я как индивидуума, Я как члена семьи и Я как работника. В центре этих систем развитие близости и генеративности.

Близость выражается через установление интимных отношений. Согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет три составляющие: ин­тимность, или чувство близости с любимым человеком; страсть, или состояние воз­буждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением; и реше­ние/обязательство, или решение любить какого-то человека и обязательство со­хранять длительные отношения.

Требования и обязанности родительства способствуют формированию взросло­го человека. Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу; интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покида­ют родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внут­ренних конфликтов на более высоком уровне.

Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, веду­щего к выбору профессии, продолжается все то время, в течение которого человек занимается выбранным им делом, и прекращается с выходом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и негативных событий, влияющих на профессиональную карьеру человека.

Супер разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, акцентируя внима­ние на выяснении индивидуумом своих склонностей и способностей: этап роста, этап исследования, этап упрочения карьеры, этап сохранения достигнутого и этап спада. Хейвигхерст предложил иную периодизацию профессионального пути, при­нимая во внимание прежде всего приобретение установок и трудовых навыков, по­зволяющих людям становиться полноценными работниками. По Хейвигхерсту эта­пами профессионального пути являются: идентификация с работником, приобрете­ние основных трудовых навыков и формирование трудолюбия, приобретение конкретной профессиональной идентичности, становление профессионала, работа на благо общества и размышления о продуктивном периоде профессиональной дея­тельности.

Для успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог пре­вратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. На ранних этапах сво­ей трудовой жизни люди могут испытывать разочарование в тех случаях, когда их мечты не совпадают с действительностью. Левинсон подчеркивает роль наставни­ков, помогающих молодым работникам в приобретении мастерства и уверенности в себе, в усвоении ценностей и норм, соответствующих выполняемой работе. После того как работникам удается адаптироваться к требованиям своей профессии и про­двинуться вверх по служебной лестнице, они вступают в период сохранения дос­тигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение. Однако многие люди меняют свою работу по несколько раз, так никогда и не дости­гая этапа упрочения карьеры и фазы стабильности, предполагаемых классической моделью профессионального цикла.

Успешное совмещение работы и семейных обязанностей – одна из главных проблем ранней взрослости.

Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти ста­дии описываются как задачи. В числе задач развития, установленных Хейвигхерстом для ранней зрелости: выбор супруга; подготовка к супружеской жизни; воспитание детей; ведение домашнего хозяйства; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности; нахождение конгениальной социальной группы. Задачи развития среднего возраста, находится достижение зрелой гражданской и соци­альной ответственности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В от­личие от Хейвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возраста в виде основного вопроса – генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Пэк расширил описанную Эриксоном кар­тину развития в среднем возрасте, включив в нее семь проблем, или конфликтов, развития: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне социального против сексуального начала в человеческих отноше­ниях; эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности роля­ми; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.

Гендерные особенности. Исследования мужчин в середине жизни показывают, что большинство из них связаны обязательствами как перед работой, так и перед семьей, и должны научить­ся справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением де­тей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое место в семейном цикле. В значительной степени, и время наступления основных событий в жизненном и профессиональном циклах определяет статус, образ жизни и возмож­ность выбора женщин средних лет.

Одной из важных задач среднего возраста является одновременное приспособ­ление к возросшей ответственности за стареющих родителей и обязанностям по от­ношению к детям, которые становятся независимыми взрослыми. Среди задач, кото­рые необходимо выполнить: отпускание детей в самостоятельную жизнь и приспо­собление к жизни в «опустевшем гнезде»; переопределение отношений с детьми, которые стали взрослыми; удовлетворение физических потребностей стареющих родителей и переопределение отношении с ними.

В среднем возрасте дружба играет очень важную роль. Лоувентал и ее коллеги обнаружили значительное постоянство образов дружбы. С юности и до конца сред­него возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно одними и теми же критериями. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения имеют место между людьми в конце среднего возраста. Возможно, это связано с тем, что в середине жизни у людей увеличивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей.

Средний возраст является также периодом профессиональной преемственнос­ти и изменений. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессио­нальную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, следует ли им изме­нить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Переме­ны в профессиональной жизни могут, вызвать стресс, если карьера человека не развивается предсказуемо, если человек вынужден изменить род занятий под дав­лением обстоятельств или если он теряет работу. Потеря работы может сопровож­даться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не по­явится надежда вновь выйти на рынок труда.

Если высокие ожидания работника не оправдываются и приложенные им боль­шие усилия не вознаграждаются, то он может «сгореть» на работе. Термин «сгора­ние на работе» обычно применяется для описания состояния лиц, профессии кото­рых связаны с оказанием помощи людям, но его можно использовать и для описа­ния того, что происходит, когда люди чрезвычайно усердно работают, стремясь к недостижимой цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.