Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие субъекта финансового права




Понятие субъекта права является ключевым для всякой пра­вовой науки. Ведь субъект права — это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует предостав­ленные законом права и обязанности. В связи с этим важно знать, кто может быть субъектом правоотношения, какие его характе­ристики должны быть зафиксированы в законодательстве и т.д.

Субъект, финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкрет­ном финансовом правоотношении.

 

Понятие «субъект финансового права» тесно связано с поня­тием «субъект финансового правоотношения», однако это разные понятия.

Субъект финансового правоотношения — это тот, кто участвует в конкретном финансовом правоотношении и, таким образом, реализует принадлежащие ему субъективные обязаннос­ти и права.

Субъект финансового права — это не участник кон­кретного финансового правоотношения, он не обладает конкрет­ными субъективными финансовыми правами и 'обязанностями. Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения.

Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятие «финансовая правоспособ­ность» и «финансовая дееспособность».

Финансовая правоспо­собность — это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) — это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособ­ным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущ­ности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности.

Однако существуют ситуа­ции, когда структурные элементы правосубъектности распреде­ляются между двумя лицами. Примером является ст. 50 НК РФ, устанавливающая режим исполнения обязанностей по уплате на­логов и сборов при реорганизации юридического лица. Из анализа этой статьи следует, что при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.

Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность при­обретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста. В связи с этим, будучи финансово-правоспособными, они до достижения определенного возраста не являются финансово дееспособными.

У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособ­ность одновременно, т.е. «праводееспособность». Ее пределы у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов — компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

Субъекты финансового права весьма многообразны. Они под­разделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования:

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные, субъекты.

К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.

К коллективным субъектам — органы государственной власти, организации и проч.

Индивидуальными субъектами финансового права являют­ся физические лица и иногда должностные лица.

Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права

Общие ха­рактеристики этих субъектов в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государ­ства. В связи с этим государство можно рассматривать как обоб­щенный субъект финансового права.

Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Кон­ституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

Компетенция государства в области финансовой деятельнос­ти выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление нало­гов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федера­ции) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финан­сового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны1. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой де­ятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, которые являются составной частью каз­ны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.

К числу суверенных прав Российской Федерации относятся, прежде всего, ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статьей Бюджетного кодекса РФ, раскрывающих права Российской Федера­ции на федеральный бюджет.

К материальным бюджетным пра­вам Российской Федерации относятся:

а) право на собственный бюджет;

б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

в) право на использование бюджетных средств;

г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

д) право на образование и ис­пользование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.

Эти права зафиксированы в БК. Суверенные права Российской Фе­дерации на собственный бюджет есть одновременно и право го­сударственной собственности, ибо согласно ст. 214 ГК РФ сред­ства соответствующего бюджета составляют государственную казну.

Исходя из этого Российская Федерация, являясь субъектом материальных бюджетных прав, выступает одновременно как го­сударство-суверен и государство-казна.

Исходя из ст. 71 Конституции РФ к суверенным правам Рос­сийской Федерации в сфере финансовой деятельности следует от­носить не только материальные бюджетные права, но и процес­суальные. Эти права Российской Федерации неразрывны между собой. Права Российской Федерации на получение, распределе­ние, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т.д. ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который как раз и является ре­зультатом реализации процессуальных бюджетных прав Россий­ской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюд­жета и отчета о его исполнении. А.В. Мицкевич и P.O. Халфина, занимавшиеся проблемами государства как субъекта права, под­черкивали, что в праве на утверждение бюджета и отчета о его исполнении находит выражение государственный суверенитет. В связи с этим Российская Федерация в целом является субъектом права на рассмотрение и утверждение бюджета, а также от­чета о его исполнении.

Помимо отмеченного. Российская Федерация в целом должна признаваться субъектом финансового права в отношении права на установление федеральных налогов и сборов. В этих случаях Российская Федерация реализует свои суверенные права, что сле­дует из ст. 71 и 72 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральные налоги и сборы.

Российская Федерация в целом должна рассматриваться как субъект финансового права и в случае взимания, а также взыс­кания федеральных налогов и сборов. В Российской Федерации право государства на взимание налогов и сборов не зафиксировано в Конституции Р Ф. О его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 Налогового кодекса РФ, где записано, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет...» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о нало­гах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федера­ции...» (п. 1 ст. 2). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Право Российской Феде­рации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 ПК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на при­менение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Права Российской Федерации на взимание и взыс­кание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые воз­никают в процессе жизнедеятельности общества. Не случайно французский ученый П.М. Годме отмечает, что право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия. А право взимания налогов за­креплено в конституциях ряда развитых стран. Например, соглас­но Конституции Французской Республики (1958 г.) взимание на­логов является прерогативой государства в лице Парламента, ко­торый устанавливает «ставки и способы взимания всякого рода налогов» (ст. 34), а также дает Правительству разрешение на взи­мание налогов (ст. 47). По Конституции США, Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги (раздел 8, поправка XVI).

Российская Федерация в целом выступает субъектом финан­сового права и в сфере государственного кредита. Это непосред­ственно следует из ст. 89 и ч. 1 ст. 97 БК РФ, где указано, что в результате государственных заимствований возни­кают долговые обязательства Российской Федерации. К финансо­вым правам Российской Федерации следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обяза­тельств за счет средств федерального бюджета. При этом назван­ные права Российской Федерации не являются ее суверенными правами, ибо право Российской Федерации на выпуск государст­венных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта граж­данского оборота. Вместе с тем право Российской Федерации на производство затрат по размещению, выплате доходов и погаше­нию долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной собственности. Поэтому в данном случае, являясь субъектом финансового права. Россий­ская Федерация выступает как собственник» т.е. казна.

Помимо всего отмеченного Российская Федерация в целом яв­ляется субъектом финансового права, в отношении права денеж­ной эмиссии. Денежная эмиссии согласно ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему (рис. 2).

Субъектом финансового права является не только Россий­ская Федерация. т.е. государство в целом, но и государство в своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетен­цией в сфере финансовой деятельности государства, также реали­зуют суверенные права государства в этой сфере и за которыми согласно ст. 214 ГК РФ закреплено право государственной собст­венности на бюджетные средства. Аналогично федеральному уров­ню, субъекты РФ являются субъектами финансового права в от­ношении материальных бюджетных прав, а также прав на рас­смотрение и утверждение бюджет а. Кроме того, субъекты РФ яв­ляются субъектами финансового права в отношении прав на ус­тановление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам РФ.

Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоот­ношения. В этом случае они становятся субъектами этих финан­совых правоотношений и выступают в лице определенных госу­дарственных органов1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.