Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перераб. 2003




Понятие финансового правоотношения

Субъекты финансового правареализуют финансовые права, исполняют финансовые обязан­ности, вступая в конкретные финансовые правоотношения.

Правоотношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.

Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений - юридической обязанностью.

Признаки:

1. Правоотношение предусмотрено нормой права.

2. Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.

3. Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей.

4. Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

Предпосылки возникновения правоотношения:

1. Наличие норм права.

2. Юридические факты.

3. Правоспособность участников.

Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение юридических отношений. Юридические факты предусматриваются в гипотезах норм. Наступление юридического факта вызывает предусмотренные нормой юридические последствия. Большинство юридических фактов необходимо доказать (в суде), хотя некоторые факты презумируются (презумпция знания закона, презумпция невиновности).

Классификация юридических фактов:

В зависимости от порождаемых юридических последствий:

1. Правообразующие юридические факты - такие факты влекут возникновение правоотношений.

2. Правоизменяющие юридические факты - изменяют правоотношения.

3. Правопрекращающие юридические факты - соответственно, прекращают правоотношения.

По волевому признаку юридические факты делятся на:

1. События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения, но порождают определённые юридические последствия (пожар от удара молнии, истечение срока и т.д.).

2. Действия - волевые акты поведения людей (действие или бездействие), внешнее выражение их воли и сознания, с которыми нормы права связывают юридические последствия. Действия делятся на:

а) Правомерные действия - такие действия, которые отвечают требованиям закона.

б) Неправомерные действия - правонарушения, т.е. совершение действий, запрещённых нормами права (преступления и проступки).

По целевой направленности:

1. Юридические акты - это правомерные действия, которые изначально преследуют целью наступление, изменение или прекращение правоотношения.

2. Юридические поступки - это действия, которые независимо от намерений лица влекут возникновение юридических последствий (опубликование автором своего произведения).

По характеру воздействия:

1. Позитивные юридические факты - это обстоятельства, влекущие возникновение правовых отношений. При вступлении в брак необходимо соблюдение определённых требований: возраст, согласие и добровольность, т.е. позитивные факты.

2. Негативные юридические факты - это обстоятельства, препятствующие возникновению правовых отношений. Если использовать пример с браком, то это: близкое родство, недееспособность, состояние в другом браке.

По характеру действия:

1. Действия однократного характера.

2. Юридические факты-состояния, которые носят как волевой (состоит в браке), так и неволевой характер (состояние в родстве).

Понятие и классификация юридических (фактических) составов

Юридический (фактический) состав - есть система юридических фактов, предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий (возникновение, изменение, прекращение правоотношения).

Классификация юридических составов.

По функциям:

1. Правообразующие.

2. Правоизменяющие.

3. Правопрекращающие - см. выше.

По процессу накопления фактов:

1. Завершённые.

2. Незавершённые.

По способу накопления фактов:

1. Простые - юридические составы с независимым накоплением элементов.

2. Сложные - юридические составы с последовательным накоплением элементов.

3. Смешанные - одна часть с независимым, а другая с последовательным накоплением элементов.

 

 

Финансовое правоотношения является разновидностью право­вого отношения, поэтому ему присущи все те существенные при­знаки, которые характерны для правоотношения вообще.

Во-пер­вых, финансовое правовоотношение возникает на основе финан­сово-правовой нормы, а значит, есть результат действия правовой нормы» или «форма ее реализации».

Во-вторых, финансовое пра­воотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркива­ет, что правоотношение в своей сущности обусловлено государст­венной волей, интересами государства.

В-третьих, финансовое правоотношение имеет особые харак­теристики, обусловленные спецификой предмета и метода финан­сово-правового регулирования.

Во-первых, финансовое правовоотношение возникает и разви­вается исключительно в сфере финансовой деятельности государ­ства и муниципальных образований.

Во-вторых, финансовое правоотношение является формой ре­ализации публичных интересов, в связи с чем оно должно рас­сматриваться как публично-правовое отношение. Это определено тем, что финансовое правовоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая, как уже отмечалось, явля­ется средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого го­сударства.

В-третьих, финансово-правовое отношение является, в сущ­ности, отношением экономическим.

Как уже отмечалось, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно фи­нансовых и нефинансовых с экономической точки зрения отно­шений.

Финансовые отношения, составляющие содержание фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний непосредственно определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той частью экономических отношений, которая имеет стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате нало­гов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по по­воду получения бюджетных кредитов и т.д.

Что касается других отношений (нефинансовых), возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по кон­тролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных об­разований собственно финансовых отношений в режиме современ­ной экономической ситуации. Так, представительный орган влас­ти утверждает бюджет, закладывая туда те нормативы, которые в той или иной мере, но сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики. Исходя из единства отноше­ний, а значит, и правоотношений, возникающих в процессе фи­нансовой деятельности государства и муниципальных образова­ний следует, что все они, в сущности, являются отношениями эко­номическими.

Экономическая сторона сущности финансового правоотноше­ния проявляется весьма противоречиво. Дело в том, что финан­совая деятельность государства — эта та сфера государственной деятельности, которая в гораздо большей степени, нежели какая-либо другая, находится под влиянием политических устремлений различных социальных групп, классов, территорий. Ведь финан­совая деятельность государства в отличие от всякой другой госу­дарственной деятельности полифункциональна, т.е. обеспечива­ет, гарантирует не одну какую-то задачу или функцию государ­ства, а практически все. Поэтому, принятие любых финансовых законов, подзаконных актов в сфере финансовой деятельности государства всегда явля­ется не последовательным проведением в жизнь требований эко­номических законов, а компромиссом интересов десятков поли­тических сил общества. При этом политический компромисс в сфере финансовой деятельности государства может в большей или меньшей мере отвечать требованиям экономических выводов, тенденций и т.д. Таким образом, в любом случае и всегда суще­ствует противоречие между экономической сущностью финансо­вого правоотношения и его политической формой. Однако безус­ловно то, что подготовка и принятие финансовых законов долж­ны обязательно опираться на заключения и предложения эконо­мической науки.

В-четвертых, одной из характерных черт финансового пра­воотношения является его имущественный характер. В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы).

В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципаль­ному образованию, а затем — от последних к различным субъ­ектам.

Однако подчеркивая имущественный характер финансо­вого правоотношения, надо помнить, что финансовые правоот­ношения неоднородны.Среди них выделяют организационные и материальные или процедурные (процессуальные) и материаль­ные.

К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других.

К организационным или процедурным (процессуальным) отношениям относят те, ко­торые направлены на организацию, планирование; которые воз­никают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использова­нием. Тот факт, что организационные отношения непосредствен­но не обслуживают движение денежных средств не отрицает ха­рактеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо, как подчеркивает С.Д. Цыпкин, орга­низационные отношения «... конечной целью имеют движение денежных средств». Таким образом, существенно то, что финан­совые правоотношения «... всегда возникают (в конечном счете) по поводу денежных средств»1.

В-пятых, финансовое правоотношение, в сущности, является властным отношением. Это обусловлено тем, что оно является формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей, как отмеча­лось, императивный характер. Императивный характер финансо­во-правовой нормы проявляется в правоотношении таким обра­зом, что оно реализуется по принципу «команда — исполнение», где команды издает государство (или муниципальное образова­ние), а исполняют их индивидуальные, коллективные и прочие субъекты финансового права. В связи с этим одной из сторон фи­нансового правоотношения всегда является государство (Россий­ская Федерация в целом, субъекты РФ), муниципальное образо­вание или уполномоченный государством орган, способные давать властные предписания.

В итоге следует заключить, что финансовое правоотношение есть общественное отношение, основанное на финансово-право­вой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имуществен­ный характер и выражающим публичные интересы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.