КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели рынков. Конкуренция и монополия, их влияние на деловую активность
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. РЫНОК И ЕГО МОДЕЛИ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 1 Рынок: понятие, структура, функции. 1 Рынок: понятие, структура, функции Понятие рынка многогранно. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений. Сегодня рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Выделяют два типа хозяйственных связей: 1) натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей; 2) товарные связи, для которых характерны взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Эти связи могут быть только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка как способа (или формы) организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов, основанного на принципах свободной купли-продажи и как общественной формы функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления. Современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников. К числу важнейших функций рынка относятся: - функция саморегулирования производства, предполагающая поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене; - стимулирующая функция осуществляется посредством конкуренции и стремления к максимизации прибыли;
- регулирующая функция предполагает обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства; - функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения, а также выявлении ценности товара; - функция демократизации хозяйственной деятельности состоит в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей-конкурентов. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему: 1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить с помощью обратных "первичных" связей; 2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; 3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; 4) "санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка: По объектам: - рынок товаров и услуг (потребительский рынок); - рынок рабочей силы; - рынок средств производства (капитал); - рынок ценных бумаг, валюты; - рынок научно-технических разработок, патентов; - рынок информации; - рынок средств обращения; - рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви); - рынок лицензий и др. По субъектам: - рынок покупателей; - рынок продавцов; - рынок государственных учреждений; - рынок промежуточных продавцов-посредников. В пространственном разрезе выделяют: - местный (локальный) рынок; - региональный рынок; - внутренний рынок; - внешний рынок;
- национальный рынок; - мировой рынок. По соответствию действующему законодательству: - легальный рынок; - нелегальный рынок; По отраслям: - автомобильный рынок; - компьютерный рынок и т.д. По характеру продаж: - оптовый рынок; - розничный рынок. Развитый цивилизованный рынок требует развитой инфраструктуры. Рыночную инфраструктуру мы более подробно рассмотрим на практических занятиях.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |