КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Социально-экономические последствия эволюции собственности
В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции, должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. В экономике стали доминировать бюрократические мотивации: расточительство, безразличие к делу, краткосрочные ориентации, стремление к сиюминутной выгоде. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, превратились в тормоз социально-экономического развития общества. Снижение темпов экономического роста, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от командно-административной к рыночной (смешанной) экономике. Последнее было бы невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, создания принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем перехода государственного имущества в руки граждан, т.е. путем приватизации. Приватизация - приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами у государства и местных органов власти в собственность предприятий, цехов, производств, участков. Основные цели приватизации в России: формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; содействие демонополизации экономики; - финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного де повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций; социальная защита населения и развитие объектов социальной ин Приватизация государственной и муниципальной собственности в России осуществлялось путем: Бесплатной передачи собственности на имущество приватизируе Бесплатной передачи собственности на имущество приватизируе Для 1992 - первой половины 1994 гг. была характерна "малая приватизация" - массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тысяч средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности. 3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности по конкурсу или аукциону; продажу акций предприятий (после их преобразования в акционерные общества); полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду. Конкурс (коммерческий) - продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия. Аукцион - продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. Акционирование- Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов). Соотношение различных способов денежной приватизации, например в 1998 г., видно из следующих данных (в %): акционирование 12,1 продажа на аукционах 12,1 коммерческий и инвестиционный конкурс 11,0 выкуп арендованного имущества 7,1 продажа недвижимости и земли 52,0 прочие 5,7 Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в настоящее время превысила 65% всех работающих. Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Хотя России и наметились положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет. В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение экономической эффективности. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки убыточных предприятий приведет к увеличению доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло: государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части федерального бюджета они не превышают 1 %), так что говорить о содействии приватизации финансовой стабилизации не приходится. Фактически этого не произошло: государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части федерального бюджета они не превышают 1%), так что говорить о содействии приватизации финансовой стабилизации не приходится. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто - к усилению монополизма. Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходила путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. На основе государственной собственности возникли всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, обладающие правом владения и распоряжения собственностью и доходами, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция. Неудовлетворительность результатов приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности к созданию условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике. Заключение. Можно согласиться с мнением ряда экономистов, которые считают, что в России пока осуществлен лишь процесс смены юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения - это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сущность и понятие «института» Что же такое институты? Приведем несколько определений институтов, описывающих их сущность и механизм функционирования. «Институты — это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди». «Институты — это общественные блага, которыми повсеместно и каждодневно пользуются многие индивидуумы и которые главным образом характеризуются своей неисключительностью... Институты упрощают процесс обмена. Они — не отделимая часть процесса принятия решений, которая делает индивидуальные решения позитивными». «Институт — социальная организация, которая через традицию, обычай или законодательное ограничение ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения». Институты невозможно увидеть, ощутить физически или измерить. Это своеобразные конструкции, невидимые механизмы, созданные человеческим сознанием. Институты отражают образ мышления, характерный для определенной общности людей. Открытие «институтов как «правил игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданных человеком ограничительных (институциональных — прим. автора) рамок, которые организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или экономике». 4. «Институты — это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени». 5. «Институты — это разработанные людьми ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они образуют побудительную структуру обществ и экономик». Вышеприведенные определения дают основную характеристику институтам, отражают их главные функции, а также законы развития; подчеркивают важность институтов в эволюции общества. Обобщая все вышеуказанное, остановимся на следующем определении: 6. Институт — это система формальных правил и неформальных норм, определяющих взаимоотношения между членами общества.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |