Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рабский труд




Материальной основойперехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому стал прорыв в производительных силах, связанный с открытием и освоением металлов, сначала бронзы, но в особенности железа. Металлические орудия и оружие удесятерили силу человека, открыли множество новых направлений развития труда и использования ранее известных материалов, да и само изготовление металлических орудий постепенно становилось всё более стандартизированным и массовым.

Не следует упрощать причинную связь между характером производительных сил и производственных отношений, но в широком масштабе ясно видно, что переход к "веку метала" увеличил производительность труда и широко раздвинул сферу труда. В то же время этот глубочайший сдвиг ещё не дал сразу тех технических последствий, которые позже постепенно потребуют мелкого индивидуального хозяйства вместе с новой психологией хозяйствования и труда. Производство в форме рабского труда, труда ещё по преимуществу исполнительского, не требовавшего инициативы непосредственных производителей, отвечало этому уровню технического развития.

Также нужно различать: 1. рабство коллективное (общинно-племенное) и 2. личное. Источники коллективного рабства: порабощение целых общин, а в пределе – даже всего трудящегося населения в древнейших рабовладельческих деспотиях («поголовное рабство»), т.е. взимание дани в виде принудительного труда, натуральных продуктов и налогов; взимание регулярной дани с окрестных общин и племен, систематический сгон их на строительные и ирригационные работы. Источники личного рабства: военное пленение; закабаление обедневших общинников богатыми или людьми, стоявшими вне общины, посредством ссуды зерна, инвентаря, скота или же денег, за невозвращение которых должник становился рабом заимодавца; продажа в рабство членов семьи; осуждение на временное или постоянное рабство как кара за преступление, и, наконец наиболее широко распространенный и сохраняющийся по сей день источник личного рабства – это работорговля. Институт работорговли осуществлял и по сей день осуществляет перемещение и перераспределение рабов, их концентрацию в руках крупных собственников, или, обратно, рассеяние среди более мелких хозяев. (Кевин Бейлз «Одноразовые люди»).

В качестве собственников рабов, рабовладельцев могли выступать: 1) частные собственники - рабовладельцы, - крупные, средние и мелкие; 2) государство; 3) храмы; 4) общины. Они присваивали рабовладельческую дань в разных указанных выше формах, но преимущественно непосредственно в виде труда. Эксплуатация рабского труда опиралась на прямое приказание, распоряжение, минуя какую бы то ни было собственную рыночную, экономическую заинтересованность трудящегося. Однако мы не будем употреблять распространяемого выражения "внеэкономическое принуждение", поскольку, нелепо говорить о таковом применительно к производству, основанному на эксплуатации рабского труда, т.е. такому производству, где нет ещё никакого другого принуждения кроме внеэкономического. Правильнее будет говорить о внерыночном механизме побуждения работника, поскольку рынок, рыночные отношения уже существовали, но рабы не были его субъектами, они сами были товаром на одном из рынков, а именно рынке рабской рабочей силы, а значит и не могли испытывать стимулирующих к труду импульсов и соблазнов этого рынка. Внерыночное принуждение при рабстве может быть либо ненасильственным, т.е. основанным на унаследованной от прошлого общинной психологии, либо насильственным в связи с необходимостью подавлять возникающее сопротивление. Во всяком случае, право, психология подчинения, религия, прямое насилие - это не содержание экономических отношений, т.е. эксплуатации, а лишь средства предупреждения и подавления протеста против неё.

Организацию рабского труда можно разбить на следующие виды: Во-первых, это традиционные формы трудовых процессов в родовой или сельской общине, незаметно перенесенные в новые экономические условия и достигающие здесь большего совершенства. Среди них надо особенно выделить такие развившиеся в первобытном обществе явления подлинной кооперации (соединение труда) которые диктовались масштабами и цельностью предмета труда: перетаскивание, поднимание, обработка огромных камней – так называемых мегалитов; регулирование и искусственное направление водных потоков – ирригация. Выработанная рабовладельцами и их распорядителями система рационального соединения множества рабочих рук в целенаправленно действующую систему, была развита в ранних рабовладельческих государствах до таких масштабов, когда стало возможным создание грандиозных каменных кладок и широко разветвлённых водораспределительных коммуникаций. Массы рабов были здесь не только физической силой, но в той или иной мере и носителями традиционного умельства.

Во-вторых, характерная для рабовладельческого производства работа большими группами или партиями диктуемая в других случаях не единством предмета труда, не технологией, а концентрацией функций управления: в земледелии, в мастерских, в шахтах. Одинаковый труд рабов не столько соединялся в общем результате, сколько совмещался и протекал одновременно под руководством и наблюдением надсмотрщиков. Последние часто тоже были рабами. Их функцией было не только надзирать и понукать, но, прежде всего, умело направлять труд, – они были ценнейшей производительной силой в рабовладельческом хозяйстве (своего рода менеджеры Древнего Мира).

В-третьих, наряду с соединением, интеграцией труда существовало и развивалась разделение труда – в строительном и транспортном деле, в сооружении больших объектов и производстве предметов потребления, культуры, роскоши. Если ремесло первоначально сложилось и несколько обособилось от сельского хозяйства внутри общины, то теперь оно разрывает эти узы и все более обособляется территориально, концентрируясь в городах. Среди городских ремесленников многие – рабы. Однако именно их рабское положение затрудняло рост специализации, так как требовало одинаковой работы более иди менее крупными группами в соответствующих мастерских. С другой стороны, прирост производительности труда проявлялся именно на путях специализации ремесленного производства, что побуждало рабовладельцев всё больше и больше раскрепощать рабов-ремесленников. Так мало помалу, дети в ремесленных семьях оказывались уже более свободными, чем их отцы, получали возможность выкупить самих себя из рабства и понемногу пополняли собой численность свободных граждан. Именно эти постепенно раскрепощаемые рабы-ремесленники были первыми элементами грядущей феодальной эпохи в лоне рабовладельческой формации.

Рабовладельческое общество – начало эпохи цивилизации, сменяющей варварство, характеризуется возникновением города и даже его преобладанием в жизни общества. Город не только средоточие государственной власти, рождающейся вместе с появлением эксплуатации, классов и межклассовых антагонизмов. В городе концентрируются администрация, жречество, рабовладельцы, купцы и все те, кто, так или иначе, соучаствовал в потреблении частиц совокупной рабовладельческой дани. Но город вместе с тем являлся центром торговли и ремесла. Так одновременно с возникновением и усилением городов возникает и противоположность города и деревни, которая имела своей оборотной стороной появление и развитие мелкого крестьянского и ремесленного хозяйства, особенно в заключительную пору истории Древнего Мира, в частности, в римском обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.