Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Система государственных и муниципальных доходов




Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам.

1. Классификация доходов государства по социально-эконо­мическому признаку дает представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственнос­ти, об эффективности последних в формировании доходов государ­ства.

В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

а) от государственного или муниципального хозяйства, обра­зующиеся главным образом в результате производственной дея­тельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов госу­дарства или муниципальных образований (например, лесов, водо­емов, других природных ресурсов, от приватизации государствен­ной и муниципальной собственности).

При этом получаемые дохо­ды (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вмес­те с тем остаются в распоряжении предприятий;

б) от предприятий и организаций негосударственных форм соб­ственности (налоги, сборы, другие платежи);

в) от личных доходов граждан.

2. По территориальному уровню доходы подразделяются на:

- федеральные;

- доходы субъектов Федерации;

- доходы муниципальных образований.

3. В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муни­ципальных образований можно выделить налоговые и неналого­вые платежи и поступления.

4. По методам аккумуляции среди доходов государства выделя­ются обязательные и добровольные платежи и поступления.

Ос­новная часть доходов поступает в распоряжение государства и ор­ганов местного самоуправления в обязательном порядке: это нало­ги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д.

На добровольной основе в государственные и мест­ные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, по­жертвований и т.д.

5. С учетом отношений собственности можно говорить

- о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Э то различные виды пла­тежей, которые на основании законодательства обращаются в го­сударственную или муниципальную собственность. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования го­сударственного и местного имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольно­го характера, например от лотерей, пожертвования.

- финансовые ресурсы, которые используются ими времен­но и подлежат возврату. Средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, исполь­зуемые для пополнения бюджетов или внебюджетных фондов. Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова.

6. Если принять во внимание порядок образования и использова­ния государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы:

- Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, которые остаются в их непосредственном распоряже­нии и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли пред­приятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими пред­приятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114,115 ГК РФ). Предприятие после уплаты нало­гов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими на­ходящимися в его распоряжении доходами.

- К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, го­сударственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отгра­ничивает их от средств, закрепленных за государственными и му­ниципальными предприятиями.

7. Доходные источники государственных и местных бюджетов подразделяются на общие и целевые.Большинство как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирова­ния намеченных программ. Однако некоторые платежи могут, со­ставлять исключение. В 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды различного целе­вого назначения: Социальные фонды, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них было предусмотрено зачисление специ­ально определенных видов платежей. В качестве примера можно привести действующие в настоящее время обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды ОМС, заменившие единый социальный налог, которые имеют свое целевое назначение – используются для пополнения доходной части указанных фондов.

Таким образом, понятие государственных и муниципальных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охваты­вая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных и муниципальных фондов, а также доходы государственных и му­ниципальных предприятий, остающиеся в их распоряжении.

Возможно применение этого понятия и в узком смыслекак доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т.е. подлежащих зачислению в бюджетную систему, и государст­венные, муниципальные внебюджетные фонды.

 

III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов, как институт финансового права.

В особенной части финансового права наряду с другими в специальной литературе отдельно выделяют институт правового регулирования государственных доходов, который включает 3 подинститута:

1. неналоговых доходов

2. государственного и муниципального кредита и страхования

3. налоговых доходов (налоговое право)

Краткая характеристика указанных подинститутов:

I. Неналоговые государственные и муниципальные доходы

В формировании доходов государства и муниципальных обра­зований важная роль принадлежит неналоговым доходам.

Они от­личаются от налогов особенностями форм платежей и методов при­влечения в распоряжение государства и муниципальных образова­ний, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной сто­роны, и органов государственной власти и местного самоуправле­ния —с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образова­ний — это поступающие в их распоряжение доходы от использо­вания государственного и муниципального имущества и деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправле­ния, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами.

В част­ности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государ­ства и муниципальных образований, возможно добровольное привлечение средств в государст­венные внебюджетные фонды (Например для Пенсионного фонда в рамках софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан), поступления в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику определённых услуг, совершения в отношении него определённых действий (платежи не перечисленных в налоговом законодательстве), права на пользование имуществом (арендная плата) и т.п.

Поэтому плательщики вправе потребовать от государ­ственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом.

Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся пла­тежи штрафного характера.

Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить сле­дующие их группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.