КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Система государственных и муниципальных доходов
Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. 1. Классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления: а) от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий; б) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи); в) от личных доходов граждан. 2. По территориальному уровню доходы подразделяются на: - федеральные; - доходы субъектов Федерации; - доходы муниципальных образований. 3. В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. 4. По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, пожертвований и т.д. 5. С учетом отношений собственности можно говорить - о доходах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. Э то различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственного и местного имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. - финансовые ресурсы, которые используются ими временно и подлежат возврату. Средства, полученные от распространения облигаций государственных и муниципальных займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных фондов. Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муниципальных образований в собственном смысле слова. 6. Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы: - Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114,115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами. - К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями. 7. Доходные источники государственных и местных бюджетов подразделяются на общие и целевые.Большинство как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных программ. Однако некоторые платежи могут, составлять исключение. В 90-х гг. за счет части государственных и местных доходов стали создаваться внебюджетные фонды различного целевого назначения: Социальные фонды, дорожные, экологические фонды и т.д. В каждый из них было предусмотрено зачисление специально определенных видов платежей. В качестве примера можно привести действующие в настоящее время обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды ОМС, заменившие единый социальный налог, которые имеют свое целевое назначение – используются для пополнения доходной части указанных фондов. Таким образом, понятие государственных и муниципальных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных и муниципальных фондов, а также доходы государственных и муниципальных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т.е. подлежащих зачислению в бюджетную систему, и государственные, муниципальные внебюджетные фонды.
III. Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов, как институт финансового права. В особенной части финансового права наряду с другими в специальной литературе отдельно выделяют институт правового регулирования государственных доходов, который включает 3 подинститута: 1. неналоговых доходов 2. государственного и муниципального кредита и страхования 3. налоговых доходов (налоговое право) Краткая характеристика указанных подинститутов: I. Неналоговые государственные и муниципальные доходы В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления —с другой. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах. Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, возможно добровольное привлечение средств в государственные внебюджетные фонды (Например для Пенсионного фонда в рамках софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан), поступления в порядке благотворительной деятельности и др. Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику определённых услуг, совершения в отношении него определённых действий (платежи не перечисленных в налоговом законодательстве), права на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Помимо упомянутых, к неналоговым доходам относятся платежи штрафного характера. Обобщенно в составе неналоговых доходов можно выделить следующие их группы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |