Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.1. Коммуникационный процесс: производство информации, распространение, прием, использование информации

Читайте также:
  1. I. Учет затрат в системе управления себестоимости продукции. Задачи учета затрат на производство.
  2. II. Обоснование исходной геолого – промысловой информации.
  3. L отказом от указания имени (анонимным обнародованием или использованием произведения).
  4. XXVI. 3. Использование программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС третьими лицами
  5. XXXVI. 3. Регистрация и использование товарного знака
  6. Автоматизированная система управления производством
  7. Автоматизированный асинхронный электропривод с использованием асинхронных электромашинных преобразователей частоты.
  8. Автоматизированный асинхронный электропривод с использованием синхронных электромашинных преобразователей частоты.
  9. Автоматизированный электропривод с использованием ПЧ с ШИМ.
  10. Автоматизированный электропривод с использованием ПЧ с ШИР.
  11. Административные правонарушения, связанные с использованием бюджетных средств.
  12. Алгоритм выполнения задачи представляется в форме последовательности управляющих слов, которые определяют операции и слова информации. Такую последовательность называют кодами.

Лекция № 6

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств. Он включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

Коммуникационный процесс может приобретать различные формы в зависимости от числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной литературе. Модель коммуникации воспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса в виде схемы.

Линейные модели коммуникации. Модель Аристотеля. Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации: “Оратор – Речь – Аудитория”. В современном варианте она выглядит так: “Коммуникатор – Сообщение – Адресат”. Данная модель универсальна — она отражает практически любой коммуникативный акт.

Модель Лассуэлла разработана на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время второй мировой войны и раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы: Кто? Сообщает что? По какому каналу? Кому? С каким эффектом? «Коммуникативная формула» Лассуэлла представляет собой одновременно и модель исследования коммуникационного процесса, и развернутый план собственно коммуникативного действия — в этом ее несомненное достоинство.

Кто Сообщает

что?

По какому

каналу?

Кому? С каким

эффектом?

Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект

Анализ

управления

Анализ

содержания

Анализ средств

и каналов

Анализ

аудитории

Анализ

результатов

Вместе с тем она обладает и существенным недостатком — она монологична, в ее конфигурацию не входит обратная связь.

Модель Шеннона—Уивера. Эта модель представляет собой графическое подобие предыдущей. К. Шеннон ввел понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности. Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию. Преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов. Избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же сигнала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух- или многоканальной коммуникации.



Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от содержания (смысла) передаваемой информации, сосредоточиваясь целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передается, важно лишь, какое количество сигналов передается.

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появлением возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации. Однако модель Шеннона—Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична — отражает преимущественно технические способы коммуникации; она абстрагируется от смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует.

Модель М. де Флер. За основу этой модели взята идея, что посланное и полученное сообщения не всегда совпадают.

В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю. Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»). Если между первым и вторым «значениями» есть соответствие, то коммуникация состоялась. Однако полное соответствие является весьма редким.

Де Флер вводит понятие обратной связи. Обратная связь дает возможность коммуникаторам увеличить соответствие между отправленным и принятым значениями.

Модель двухступенчатой коммуникации была разработана П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ при исследовании массовых коммуникаций. Исследования показали, что информация, поставляемая СМИ, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а в два этапа. На первом этапе передаваемая информация достигает особой категории влиятельных и активных людей — «лидеров мнений» — через формальные каналы коммуникации — СМИ. На втором этапе лидеры передают послание дальше в межличностном общении.

Последующие исследования привели к модификации данной теории и созданию концепции многоступенчатого потока информации, так как выяснилось, что «лидеры мнений» имеют в свою очередь собственных «лидеров мнений» и обращаются к ним за информацией Нелинейные модели коммуникации Линейные модели, благодаря упрощениям, облегчают понимание последовательности событий. Однако в реалии коммуникация представляет собой сложное многоуровневое и не всегда последовательное действие субъектов, обменивающихся информацией.

Получившая наибольшее распространение нелинейная модель коммуникации разработана Теодором Ньюкомбом. Модель имеет вид равностороннего треугольника, вершины которого составляют коммуникант, коммуникатор и социальная ситуация. Взаимодействие коммуниканта с коммуникатором осуществляется как с учетом социальной ситуации, так и без учета таковой.

В циркулярной коммуникации, в отличие от линейной, человек одновременно и постоянно выступает и как источник, и как получатель

информации. Циркулярную модель коммуникации представил немецкий коммуникативист Г. Малецке.

Где, К – коммуникатор; С – сообщение; Р – реципиент.

В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма:

уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия. Предсказуемость – ценнейшее качество модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| В.1. Коммуникационный процесс: производство информации, распространение, прием, использование информации

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Учет затрат в системе управления себестоимости продукции. Задачи учета затрат на производство.
  2. II. Обоснование исходной геолого – промысловой информации.
  3. L отказом от указания имени (анонимным обнародованием или использованием произведения).
  4. XXVI. 3. Использование программ для ЭВМ, баз данных и топологий ИМС третьими лицами
  5. XXXVI. 3. Регистрация и использование товарного знака
  6. Автоматизированная система управления производством
  7. Автоматизированный асинхронный электропривод с использованием асинхронных электромашинных преобразователей частоты.
  8. Автоматизированный асинхронный электропривод с использованием синхронных электромашинных преобразователей частоты.
  9. Автоматизированный электропривод с использованием ПЧ с ШИМ.
  10. Автоматизированный электропривод с использованием ПЧ с ШИР.
  11. Административные правонарушения, связанные с использованием бюджетных средств.
  12. Алгоритм выполнения задачи представляется в форме последовательности управляющих слов, которые определяют операции и слова информации. Такую последовательность называют кодами.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.189.255
Генерация страницы за: 0.002 сек.