КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры, искусства и образования
Технологии мультимедиа. Область сетевых технологий. Музейные серверы. 3. О направлении "Развитие социальной сферы":
Несмотря на существующие финансовые, технические и технологические трудности, мультимедиа продукция, многие новые информационные технологии пробивают себе дорогу, и российский рынок постепенно пополняется ими. Однако основным потребителем мультимедиа дисков остается частный сектор, то есть относительно благополучные в материальном отношении люди, в основном, в крупных городах. Региональные библиотеки, школы, большинство других государственных общеобразовательных учреждений как бы не замечают развития этой исключительно значимой для гуманитарного (да и технического) образования сферы, и практически не используют мультимедиа в учебных процессах, в общеобразовательной, лекционной и воспитательной работе. Несколько лучше обстоят дела в центральных библиотеках страны, в том числе в Российской государственной библиотеке, Государственной публичной научно-технической библиотеке, Библиотеке иностранной литературы и некоторых других, где имеются значительные собрания электронных изданий, однако, в большинстве случаев, это различные базы данных, библиографии, научные и информационные диски. Мультимедийных дисков по культуре, искусству и образованию очень мало даже в крупных библиотеках. Даже в тех школах, где есть компьютерные классы, оснащенные мультимедиа компьютерами, они используются только для преподавания информатики, преподавание других предметов ведется в большинстве случаев по старинке, нет соответствующих методик и преподавательских кадров. В библиотеках, в основном в крупных городах, в которых функционируют электронные читальные залы, существует проблема комплектации фондов, нет исчерпывающей информации об издаваемых дисках, нет специальных скидок при закупке мультимедиа продукции. Отсутствие мультимедиа в учебных программах образовательных учреждений уменьшает количество читателей, обращающихся в библиотеки за электронными изданиями учебного, научного и культурного характера. Это создает представление о том, что диски по культуре непопулярны, их трудно продать. Отчасти это верно, но причина не в том, что они вообще никому не нужны, а в том, что, кроме Москвы, Петербурга и нескольких других крупных городов, не сформирован спрос на мультимедиа издания научного, культурного и учебного характера, не сформирована необходимая инфраструктура. С другой стороны, эта ситуация бьет по музеям, которые хотели бы издавать мультимедиа продукцию по своим коллекциям, однако с трудом находят издателей, желающих и имеющих возможность вложить средства в производство таких дисков. Между тем, если бы были гарантированы массовые закупки будущих электронных изданий для библиотек и школ, дающие возможность окупить издание и вернуть кредит, многие электронные издательства с удовольствием взялись бы за создание таких дисков. Цена такого мультимедиа издания для школ и библиотек могла бы быть на много меньше розничной за счет уменьшения расходов на распространение продукции. В выигрыше оказались бы и музеи, представившие свои коллекции в мультимедиа издании. Сотрудники музеев могли бы участвовать в разработке сценариев, предоставлять текстовую информацию и получать оплату за свой труд, а часть тиража, также предоставленная для реализации по льготной оптовой цене, могла бы быть реализована через музейные магазины. Коммерческая розничная реализация оставшейся части тиража принесла бы дополнительную прибыль всем участникам проекта, в том числе и музеям. Еще одной проблемой, затрудняющей и удорожающей создание как популярных, так и научных изданий по музейным коллекциям, является отсутствие у большинства музеев как банков данных изображений музейных предметов, так и качественного фотоматериала по коллекциям. Еще более сложная ситуация с использованием в сфере культуры и образования сетей Интернет с ее колоссальными информационными возможностями. В области сетевых технологий наибольшие успехи достигнуты в библиотеках. В некоторых публичных библиотеках создаются электронные читальные залы, Интернет-классы. Особенно большое значение имеет принятая и утвержденная Министерством культуры программа создания общероссийской информационной сети Либнет. Многое делается и в музейной сфере. Здесь, прежде всего, следует отметить создание силами ЗАО " Интернет" сервера Музеи России, на котором многие музеи России имеют собственные представительства. Во многих музеях внедрены и успешно функционируют комплексные автоматизированные информационные системы, в последние годы - системы с изображениями. Начинаются интеграционные процессы. Например, большой интерес вызывает проект объединения музеев Ярославской области в музейную информационную сеть. Этот проект основан на инициативе ряда музеев, но для его реализации, безусловно, необходима государственная и спонсорская поддержка. Кое-где (например, Владимир, Ярославль) наблюдается достаточно плодотворное сотрудничество некоторых музеев, высших учебных заведений и научных институтов. Однако, в музейной области, в отличие от библиотек, к сожалению, нет единого подхода и соответствующей программы, аналогичной Либнет для библиотек. Из выше сказанного видно, что существенная часть успехов в применении новых информационных технологий в сфере культуры и образования в России, как в области разработки и использования мультимедиа, так и в использовании возможностей интернет и других новейших технологий достигалась до последнего времени, в основном, за счет усилий коммерческих компаний, зарубежных спонсоров, энтузиазма отдельных людей и коллективов, а не российских государственных учреждений и структур. Однако, в последнее время в этом вопросе есть определенные положительные сдвиги. Интерес государственных структур к проблемам новых информационных технологий показывает и широкая поддержка настоящей конференции со стороны Министерства культуры, Министерства науки и технологий и Министерства образования. Однако, все эти мероприятия носят разрозненный и изолированный характер. Можно выделить следующие наиболее актуальные направления развития и использования новейших информационных технологий в сфере культуры, искусства и образования: 1. Техническое оснащение сети общеобразовательных и специальных (особенно гуманитарных) учебных заведений необходимыми аппаратными средствами (с учетом периодического обновления), в т.ч. Интернет серверами и мультимедиа компьютерами. 2. Объединение этих учебных заведений в компьютерные сети с выходом в Интернет. 3. Пересмотр учебных программ с целью включения в них специальных предметов по информационным технологиям, а также использованию мультимедиа дисков и информации из Интернет при изучении основных предметов (литературы, истории, физики, математики, химии, иностранных языков, культуры и т.д.). 4. Техническое оснащение публичных библиотек необходимыми аппаратными средствами, информационно-методическое обслуживание библиотек, а также создание условий для регулярной комплектации библиотек электронными изданиями, в первую очередь, культурного, учебного и научного характера, на льготных условиях; организация широкого доступа к Интернет через библиотечную сеть, в особенности в провинции. 5. Оказание помощи фирмам-разработчикам технических средств, для разработки мультимедиа продукции в соответствии с новыми учебными программами. 6. Бесплатное (или льготное) предоставление необходимой информации (в т.ч. визуальной) из государственных музеев, библиотек, архивов и т.п. для разработки мультимедиа продукции для обучения детей в школах, артцентрах, специальных учебных заведениях. 7. Создание сети государственных и коммерческих артцентров, оснащенных мультимедиа компьютерами и Интернет-серверами, с широким набором лучших отечественных и зарубежных мультимедиа дисков для ознакомления с ними широких слоев населения (в т.ч. выделение помещений для этих целей, налоговые льготы и т.п.). 8. Подготовка преподавательских кадров для работы в школах, артцентрах и специальных учебных заведениях, подготовка работников сферы культуры для работы в электронных читальных залах библиотек, мультимедиа классах музеев. 9. Обеспечение налоговых льгот фирмам и организациям, непосредственно участвующим в реализации рассматриваемой программы. 10. Организация пропаганды и просветительской работы на государственных телеканалах, радио и др. СМИ о достоинствах мультимедиа продукции, о появлении новых некоммерческих дисков по культуре, искусству, истории, образованию и т.п. Разработка и поддержка сайтов по мультимедиа продукции в гуманитарной сфере в Интернет. 11. Разработка комплекса мероприятий по привлечению финансовых средств из местных бюджетов разных уровней для проведения всех мероприятий, предусмотренных настоящей программой не только в крупных городах, но и в небольших городках, поселках и сельской местности. 12. Решение организационных, правовых и иных вопросов, связанных с полноценным и равноправным вхождением российских учреждений культуры в мировое информационное пространство, в частности, вопросов стандартизации, языкового барьера и пр. 13. Обеспечение финансовой поддержки участия российских предприятии и организаций в международных проектах Комиссии Европейского Сообщества, ЮНЕСКО и других проектах по вопросам разработки и использования новых информационных технологий в сфере культуры, искусства и образования, с целью привлечения дополнительных зарубежных инвестиций (в т.ч. обеспечение широкого участия российских специалистов в международных конференциях по этим вопросам). 14. Разработка и реализация программы мониторинга использования мультимедиа технологий в сфере культуры, искусства и образования в России и за рубежом. 15. Разработка мероприятий по правовой и технологической защите авторских прав на информацию, используемую в мультимедиа продукции и в Интернет. 16. Обеспечение правовой поддержки выполнения предлагаемой государственной программы. 17. Информационная поддержка программы, в том числе организация ежегодных межведомственных конференций по вопросам использования новых информационных технологий в сфере культуры и образования. 18. Другие мероприятия, направленные на скорейшее внедрение в практику образовательной, педагогической и культурно-просветительной работы высококачественной мультимедиа продукции и Интернет. Только при такой "массированности" государственной и спонсорской поддержки Россия может полноценно использовать свой громадный культурный и творческий потенциал для полноценной подготовки того молодого поколения, которое будет определять будущее России. 2. Сайт Министерства культуры России, на котором размещена информация о министерстве, его управлениях и отделах, справочник федеральных и региональных организаций, нормативные документы, планы и программы, новости и другая полезная информация постепенно становится инструментом управления отраслью. Многие серверы региональных администраций размещают информацию о сфере культуры региона, список организаций, новости культуры. Создаются специализированные региональные Интернет-порталы по культуре, предоставляющие информацию о культурной жизни региона, ссылки на Интернет-ресурсы, исторические справки, фотографии. Примером могут служить порталы Санкт-Петребурга и Москвы. Эти процессы активизируются не только в столицах. Даже названия региональных сайтов показывают тенденцию к интеграции информационных ресурсов по культуре: "Ярославские музеи вместе", "Музеи Нижнего Новгорода", "Музеи Омска и Приртышья", "Культура Карелии", "Музеи Новгорода" и другие. Министерство культуры России в 2000 году инициировало создание портала "Культура России". Это официальный двуязычный портал Министерства для представления российской культуры широкой публике. Пилотная версия содержит описания 1500 объектов, 252 персоналий, 484 произведений, 557 изображений, 216 организаций, 16 статей, новости, события, шкалу времени. Библиотеки значительно опережают другие учреждения культуры России в сфере новых технологий. Во многих библиотеках Москвы и Петербурга, практически во всех областных библиотеках организованы Интернет-залы или медиатеки, предоставляющие бесплатный доступ к Интернет. Многие библиотеки выставляют свои каталоги в Интернет Российской библиотечной ассоциации, которая играет существенную роль в информатизации библиотек. Управление библиотек Министерства культуры активно поддерживает эти процессы. Управлением разработана и реализуется с 1997 года программа Либнет "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети". Музеи в определенной степени отстают от библиотек в использовании технологий информационного общества. Электронные каталоги музеев России, выставленные в Интернет, можно пересчитать по пальцам. Однако и тут есть свои лидеры. Так, сайт Государственного Эрмитажа, подготовленный при поддержке IBM, признан лучшим и завоевал национальную Интернет-премию в 2001 и 2002 гг. На сайте Государственного Эрмитажа открыт музейный магазин со всеми необходимыми компонентами электронной торговли. Государственный Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - первый Российский музей, выставивший в Интернет полный каталог своего собрания. Портал "Музеи России" играет ведущую роль в представлении музейной информации в Интернет. С 1996 года портал развивает автономная некоммерческая организация "Российская Сеть Культурного Наследия". За это время портал неоднократно совершенствовался, отвечая возрастающим запросам посетителей, получил более 30 наград, в том числе национальную Интернет-премию в 1999 году. Среди сайтов по культуре портал занимает первое место по количеству цитирования и количеству посещений (2,3 млн. человек). В планах развития портала - детский раздел, культурный туризм, Интернет-магазин, галерея. Значительную роль в музейной сфере играют и другие профессиональные ассоциации, например "Ассоциация музейных работников регионов России". Целью деятельности Ассоциации является объединение усилий музейных работников по защите культурного достояния России, содействие развитию музейного дела, формирование общественного сознания на основе национальных культурно-исторических ценностей. Исполнительным органом Ассоциации является Ресурсный центр, который координирует взаимный обмен информацией о жизни музеев, реализацию проектов и программ Ассоциации. Архивное дело - наиболее "закрытая" часть культурного наследия, однако и тут происходят существенные перемены, связанные с технологиями информационного общества. На сервере Федеральной архивной службы России представлена информация об отрасли, архивное законодательство, каталог федеральных и региональных архивов, методические материалы, перечень тематических баз данных федеральных и региональных архивов, архивное образование, список справочников, изданий и публикаций, новости и другая полезная информация. Каталог Архивов Москвы и Санкт-Петербурга на русском и английском языках содержит сведения о федеральных, областных и городских архивах Москвы и С.-Петербурга и подготовлен на основе базы данных АрхеоБиблиоБаза (АББ). АББ - это систематизированная компьютерная справочно-библиографическая база данных. Разработка и создание компьютерной базы данных - результат тесного российско-американского сотрудничества и в первую очередь Федеральной архивной службы России (Росархив), Государственной публичной исторической библиотеки и Санкт-Петербургского филиала Архива Российской академии наук.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |