Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3 Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников

Курс Дош.ф.

1. Рисование как вид изобразительной деятельности. Из всех видов изобразительной деятельности наиболее полно и разносторонне изучено детское рисование. Интерес к нему возник в 80-х гг. XIX в., и изучение детского рисунка продолжается по настоящее время. Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразителъный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.

Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Дети в этот период рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей – бесконечная спираль.

Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур – «круг».

У ребенка еще нет четкого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного мира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет.

Вторая стадия доизобразительного периода - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого - стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.

Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что, «зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначально строится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именно в этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестают следовать за образцом.

Сначала дети рисуют человека «вообще», просто человека. Первое, что у них получается - знаменитый «головоног».

На детских рисунках первой из «головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общее туловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а, появившись, «не растут», а «надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей - головы и какой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего - туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.п.

Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений — характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды.

Тело постепенно приобретает округлость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большие стопы.

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной.

Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках.

К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

2. Лепка в детском саду. Своеобразие лепки - в объемном способе изображения. Основным выразительным средством лепки является пластичность. Благодаря пластичности материала ребенок передает динамику движения, так как под воздействием пальцев форма меняет свои очертания, фигурка приобретает какую-либо позу, поворот, наклон и т.д. Реальность объема, осязание ладонями, кончиками пальцев способствуют активному действию ребенка с вылепленной фигуркой. Он легко передвигает ее в пространстве ближе, дальше от себя. Может осмотреть ее со всех сторон.

Дети лепят предметы, фигурки людей, животных.

Лепкой дети начинают заниматься уже с раннего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивая прием «вливания одного цвета в другой».

В изобразительной деятельности в последнее время используется такой термин, как пластилинография. Пластилинографт имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепкой картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Познавая реальный мир через зрение, мы должны помнить, что у ребенка опорой для зрения является осязание предмета. В лепке ребенок должен отразить такие свойства предметов, как объем, форму, фактуру. Это возможно в том случае, если ребенок имеет опыт осязания.

Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок держит предмет или которых касается. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно, без помощи взрослого, овладеть этим ребенок не может.

Активное обследование предмета перед лепкой - педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе исследователи изобразительной деятельности детей дошкольного возраста выделяют четыре этапа.

Первый этап - это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям. Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

На втором этапе обследование предмета рукой сопровождается анализом основных частей и определением их свойств. Движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап - выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положение по отношению к основным частям.

Четвертый этап - повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ.

Обучение обследованию предмета перед лепкой имеет свою специфику. Характер сенсорных действий должен включать активное осязание массы предмета, его свойств - плотности, фактуры, формы. При этом движение рук по предмету всегда будет зависеть от его формы: руки по-разному движутся при обследовании куба, шара.

Обучение исследованию следует начинать с 2 лет. Работа с детьми должна вестись индивидуально и подгруппами. Нужно учить детей 2-3 лет воспринимать предмет в целом, а также выделять некоторые свойства, по которым его можно узнать. При этом воспитатель должен подобрать образные слова, определяющие свойства, качества предмета. Это способствует формированию сенсорного опыта ребенка. На 4-5 году жизни воспитатель учит детей восприятию предмета в целом, а затем тех свойств, передача которых дает возможность изобразить особенности предмета. Обследование организуется так, чтобы каждый ребенок мог подержать предмет в руках и провести необходимые по нему движения рукой. Вначале медленно воспитатель показывает, как это делается, тем самым приковывает взгляд ребенка к своим действиям.

В лепке дети работают обычно с объемными формами, такими как шар, куб (младшая группа), конус, овал, цилиндр (средняя группа).

В дошкольном образовательном учреждении дети знакомятся с декоративной лепкой, которая является эффективным средством художественного воспитания. Детей привлекает процесс ознакомления с народным прикладным искусством.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета (в виде цветка, овальная, эллипсовидная и т.д.) и роспись (под хохлому, гжель и т.д.).

3. Аппликация. Аппликация как вид изобразительной деятельности изучалась исследователями, главным образом, в аспекте формирования сенсорных процессов, овладения техническими навыками и умениями.

Аппликация (от лат. applicato - прикладывание) - это способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Это наиболее простой и поэтому доступный способ выполнения художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Аппликация - декоративно-силуэтное изображение на плоскости. Оно может быть и полуобъемным, когда части предмета приклеиваются не полностью.

Аппликация в силу своей обобщенности, декоративности особенно доступна детям дошкольного возраста. На занятиях их учат навыкам и умениям вырезывания и наклеивания силуэтов, предметов, фигур. Аппликация может быть также сделана из готовых форм (геометрических, растительных), сюжетной и декоративной. В отличие от рисования и лепки аппликация как вид изобразительной деятельности изучалась исследователями, главным образом, в аспекте формирования сенсорных процессов, овладения техническими навыками и умениями.

Аппликация – декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Вырезание из бумаги различных силуэтов, узоров, орнаментов, наклеивание их на цветной фон создают определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.

Аппликация является разновидностью художественной деятельности. Знакомясь с материалами, с техникой и способами их обработки, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением изображать предметы в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, полученные при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно-выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. Недостаточное развитие технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности.

В процессе работы дети знакомятся со свойствами различных материалов (бумага, кожа, спилы, листья, опилки, солома ткань и др.); учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Также дети усваивают понятие о ритме, симметрии, гармонии, совершенствуется глазомер, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки, развивается речь.

Для аппликации используются различные материалы, в выборе которых принимают участие сами дети: бумага, ткань, кожа, природные материалы - семена и плоды, опилки, спилы, яичная скорлупа и много другое.

Аппликация из бумаги: наиболее распространенный вид аппликации. Для изготовления творческих работ используются различные сорта бумаги: картон, бархатная бумага, цветная бумага, газеты, мягкие сорта бумаги, гофрированная бумага и картон. Аппликации могут быть как плоскостные, так и объемные, в зависимости от техники выполнения. Аппликация из соломы. Солому для аппликаций лучше собирать в конце лета, когда она становится золотистой. При этом необходимо помнить, что средняя часть соломы - лучший материал для аппликаций. Стебель соломы округлый, внутри полый, разделен прочными перегородками (узлами) на междоузлия. Перед началом работы узлы срезают, а междоузлия складывают в специально отведенную для них коробку. Вместе с узлами хранятся и листья, которые впоследствии могут быть использованы как в качестве аппликации, так и в качестве фона.

Для аппликации используются и так называемые соломенные ленты. Их можно сделать двумя способами: горячим и холодным.

Аппликация из тополиного пуха. Для данного вида работы потребуется тополиный пух, бархатная бумага темного цвета, пинцет, большая толстая игла или спицы с острым концом. Клей для данного вида аппликации не требуется, так как это бесклеевая сухая аппликация.

Аппликация начинается с выполнения эскиза. Нерабочую часть при этом прикрывают чистой бумагой. Пушинки накладываются на линии эскиза сначала тонким слоем, а затем густым в местах, где оттенок должен быть более насыщенным. Первый слой тополиного пуха ложится хорошо и прочно, легко закрепляясь на бархатной бумаге. Со следующими слоями придется сложнее, их надо с силой прижимать подушечками пальцев. При этом необходимо стараться все слои пуха сразу класть в нужном направлении. При этом следует иглой процарапывать пух, как бы расчесывая и вытягивая волокна. Корректировать контуры можно иглой, продвигая ее край в нужном направлении, к нужному месту эскиза. Лишний тополиный пух можно выщипать острым пинцетом.

Аппликация из чешуек шишек. Чешуйки шишек ели и сосны используются для изображения объемных деталей, например колючек у ежа, оперения птиц, черепицы на крыше дома и др.

Чешуйки срезаются острым ножом или осторожно отламываются одна за другой, начиная от основания шишки. Если они плохо срезаются и крошатся, шишку предварительно замачивают в горячей воде.

Аппликация из ткани. Для данного вида аппликации лучше выбирать ткани, которые не осыпаются. Для этого подойдут ситец, сатин, поплин, драп и др. При выполнении аппликации необходимо использовать плотную основу, это может быть плотный картон. Можно работать с тканью, не обрабатывая ее. Можно хлопчатобумажные ткани накрахмалить, а все прочие сбрызнуть раствором желатина и просушить. Тогда при раскрое они не будут осыпаться. Аппликация выполняется в несколько этапов.

Выполнение эскиза. Эскиз выполняется в двух экземплярах - один контрольный, второй для изготовления лекал.

Изготовление лекал. Разрезав картонный эскиз, можно получить эскиз всех необходимых деталей. Накладываем их на хорошо отглаженную ткань и обводим мелом или простым карандашом. Вырезаем детали, если они будут заходить друг на друга, выкраиваем их с припусками.

Далее готовые детали выкладываются на основу в соответствии с замыслом и закрепляются: клеем ПВА, пришиваются или же просто закрываются стеклом.

Аппликация из срезов веток. Данный вид аппликации доступен детям дошкольного возраста. Любят они принимать участие и в заготовке материала для творчества: они во время прогулки собирают веточки разного размера, а воспитатель в последующем готовит из них спилы или срезы. Все срезы получаются разные по размеру и по цвету, и это способствует многообразию возможных поделок и мотивов. К тому же материал является экологически чистым и безопасным даже для самых маленьких детей.

Для фона аппликации можно использовать цветную бумагу, ткань, цветной картон, деревянные поверхности в зависимости от замысла и назначения поделки. Деревянные поверхности (фанеру, ДВП) можно предварительно тонировать морилкой или лаком на водной основе, можно обработать крепким раствором марганцовки.

После подготовки фона на наго наносится контур рисунка, и наклеиваются по контуру срезы следующим образом: деталь опускается в клей (ПВА, «Момент», «Универсальный», «Мебельный») а затем наклеивается на фон.

Аппликация из яичной скорлупы. Для использования скорлупу необходимо заранее подготовить и обработать. Ее промывают в теплой воде с мылом, удаляют внутреннюю пленку и сушат. Хранят скорлупу в небольших коробках из-под конфет.

Скорлупу можно окрасить анилиновыми красками (красители для ткани и пряжи), затонировать отваром луковых перьев, кофе, получая при этом различные оттенки. Скорлупу кипятят в растворе красителя и вынимают постепенно, порциями, что позволяет получить различной насыщенности цвета. В работе можно использовать скорлупу с разной натуральной расцветкой: белую, бежевую.

Для фона можно использовать картон, фанеру, ДВП. На фоне предварительно делают разметку рисунка. Далее небольшими участками, постепенно смазывают клеем (ПВА, «Момент», «Универсальный»), накладывают кусочек скорлупы выпуклой стороной вверх, надавливают на него и раздвигают получившиеся более мелкие части пинцетом. Скорлупу можно заранее раздавить на мелкие кусочки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция к теме 1.1 | КЛИНИКА. -нарушения обмена веществ,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.