Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публичные субъекты финансового права и финансовый контроль





Субъекты финансового права:

а) публично-правовые (публично-правовые образования в лице их органов-РФ, субъекты Федерации, муниципальные образования). Основные характеристики:

· наличие финансово-правовой компетенции государственно-властного характера, например РФ, как субъект финансового права имеет суверенные правомочия: право денежной эмиссии; устанавливает федеральные, региональные и местные налоги; полномочия в сфере бюджетного права и процесса; право на государственный кредит, где государство выступает как в роли кредитора, так и в роли заёмщика;

· финансово-правовая деятельность публично-правовых образований сопровождается полномочиями по финансовому контролю, как законодательных, так и исполнительных органов власти

б) частно-правовые (физические лица и организации)

· объединяющего понятия финансовой правосубъектности не существует, она дифференцируется в зависимости от отраслей и институтов (эмиссионная, валютная, налоговая правосубъектность)

· законодатель «дифференцированную правосубъектность» коррелирует (связывает) либо с гражданской правосубъектностью, либо с административной правосубъектностью.

Финансовый контроль

В теории финансового права существуют два подхода к определению финансового контроля. Одни ученые настаивают на том, что финансовый контроль – это самостоятельный институт общей части финансового права. Другие ученые придерживаются другой позиции, утверждая, что не существует некоего финансового контроля, финансовый контроль является необходимой частью, составляющей конкретных институтов, подотраслей Особенной части финансового права.

Практическое применение:

Первая точка зрения: законодатель должен принять единый нормативный акт (ФЗ о финансовом контроле, в котором предусмотреть взаимосвязанную систему органов финансового контроля, перечень полномочий, формы финансового контроля (проверки, ревизии), результаты (будут привлекать к ответственности или нет). Попытка создать такой закон предпринималась, но законопроект не прошел. На уровне СНГ В 2004г. был принят Модельный закон СНГ «О финансовом контроле», т.е. участникам Содружества на базе этого модельного закона иметь такой же.



Вторая точка зрения: каждая форма финансового контроля имеет свою специфику, отсюда нет оснований исключать нормы такого контроля из указанных специальных нормативных актов

В настоящее время в ГД РФ одерживают верх сторонники именно второго подхода. На международном уровне преимущество у первого подхода. М.В. Лушникова придерживается первого подхода.Сформировать своё отношение к этой проблеме

Финансовый контроль в зависимости от уровня этого контроля подразделяют на:

1)публичный (государственный и муниципальный)

2)внутрихозяйственный

3)аудиторский (ФЗ Об аудиторской деятельности)

При этом авторы одних учебников полагают, что все эти три уровня финансового контроля включаются в предмет финансового права, другие же придерживаются иной позиции, полагая, что к финансовому праву имеет отношение только публичный финансовый контроль, а внутрихозяйственный контроль (контроль по бухгалтерскому учету) и аудиторский – это сфера административного права

Согласно ФЗ Об аудиторской деятельности выделяется два вида аудита:

а) добровольный

б) обязательный (сфера финансового права, разновидность финансового контроля). КС в постановлении от 01.04.2004 причисляет обязательный аудит к форме публичного финансового контроля, аргументируя это следующими доводами:

· -обязательный аудит преследует публичные цели, защищает публичные интересы

· -именно ФЗ уполномочил негосударственные аудиторские организации осуществлять публичные финансовые функции по контролю

Публичный финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных и муниципальных органов власти в формах проверок и ревизий своевременности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные денежные фонды и целевого, эффективного их использования

Классификация видов финансового контроля

По органам, осуществляющим финансовый контроль:

а) финансовый контроль представительных органов власти

· независимый финансовый контроль (это контроль, который осуществляет счетная Палата РФ, счетные органы субъектов РФ)

· парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета

б) финансовый контроль исполнительных органов власти (парламентский контроль, который осуществляет законодательный орган, например, контроль ГД РФ при утверждении отчета об исполнении бюджета



-финансовый контроль органов общей компетенции

*президентский контроль

· финансовый контроль Контрольного управления Президента

· уполномоченные представители президента в федеральных округах

*контроль на уровне Правительства РФ

-финансовый контроль органов специальной компетенции

*финансовый контроль ЦБ

*Федеральной таможенной службы

*Министерства финансов

· Федеральными службами в структуре министерства Финансов: Федеральная Налоговая Служба (ФНС), Федеральная Служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу (см. дополнительно ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»), Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное казначейство

К практическому занятию составить таблицу:

Наименование органа финансового контроля

Нормативно-правовая основа контрольной деятельности

Формы финансового контроля (ревизии, проверки)

результаты контроля (привлекают к ответственности, наблюдают)

В зависимости от времени проведения:

1. предварительный контроль

2. текущий финансовый контроль

3. последующий финансовый контроль

В зависимости от предмета финансового контроля:

1. бюджетный контроль

2. налоговый контроль

3. валютный контроль

4. банковский контроль (пруденциальный)

5. контроль в сфере денежного обращения

 

В зависимости от формы проведения финансового контроля:

1. обязательный финансовый контроль (коммеральная налоговая проверка)

2. инициативный финансовый контроль (выездная налоговая проверка)

 

По методу проверки:

1. сплошной финансовый контроль

2. выборочный финансовый контроль

 

В зависимости от способа получения информации при выполнении контрольных функций:

1. документальный контроль

2. фактический контроль

3. финансовый мониторинг (информацию контрольный орган получает от финансовых информаторов, например, органы госавтоинспекции являются налоговыми информаторами)

По периодичности проведения:

1. систематический

2. периодический

3. эпизодический

В зависимости от способа организации контрольных действий (мероприятий)

1. ревизии

2. проверки

3. наблюдения (мониторинг)

 

Тема 2. Налоговая система Российской Федерации

Нормативная база:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.1)
  • Постановление Пленума ВАС №5 от 28.12.2001г. «О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ»

Налоговая система РФ – это совокупность налогов и сборов, установленных налоговым законодательством в порядке и в соответствии с принципами налогового права.

Налоговая система выполняет две функции:

1. фискальная функция (сбор налогов в бюджетную систему)

2. регулирующая функция:

· стимулирующая (чаще всего находит отражение в налоговых льготах)

· дестимулирующая (с помощью налогов ограничить той или иной вид предпринимательства, например налоги с игорного бизнеса)

Эффективной признаётся только та налоговая система, где указанные 2 функции оптимально согласованны, сбалансированы. Соответственно, смещение в ту или иную функцию неизбежно приведут к сбоям в регулировании правовых отношений. Так, в Российской налоговой системе отсутствует довольно распространённый в зарубежной практике налог на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования. Мотивы законодателя следующие: он уповал на регулятивную функцию налоговой системы, её социальный характер.

Структура налоговой системы РФ.

Структура сложная и включает в себя общую систему налогообложения и специальные налоговые режимы. В свою очередь, общая система включает в себя 3 уровня налогообложения: федеральные, региональные и местные налоги. Перечень этих налогов установлен соответственно ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Этот перечень закрытый.

Специальные налоговые режимы – это особый порядок уплаты единого налога, а также освобождение от уплаты федеральных, региональных и местных налогов. Закрытый перечень специальных налоговых режимов установлен ст. 18 НК РФ, и к ним относятся упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог, налогообложение при заключении соглашений о разделе продукции.





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.02 сек.