КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология обучения письму как виду иноязычной речевой деятельности в современной школе
а) Упражнения для обучения техники письма Обучение технике письма предполагает формирование навыков каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации. Под графическими и каллиграфическими навыками понимаются навыки написания всех букв и буквосочетаний данного языка как в отдельности, так и в связной письменной речи. Формирование навыков каллиграфии и графики осуществляется в основном на начальном этапе обучения иностранному языку, а на среднем этапе происходит их дальнейшее развитие и совершенствование. Каллиграфия связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Развитие графических навыков предполагает решение двух методических задач:
◊ овладение звуко-буквенными отношениями и установление связей между различными функциональными вариантами каждой буквы; ◊ овладение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).
При овладении этими навыками учащиеся преодолевают ряд трудностей, связанных с усвоением особенностей звуко-буквенных соответствий, поскольку обучения ИЯ начинается от звука к букве. Трудности в освоении начертания немецких букв относятся к таким буквам, как f, j, l, w, r,v, d, g и сочетаниям ch, sch. К упражнениям, направленным на формирование графических навыков относятся: - упражнения на написание отдельных простых, затем сложных букв. полностью или частично совпадающих в немецком и русском языках (например: Аа. Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Uu, Ii, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr,); - упражнения на написание буквосочетаний, изображающих один простой звук: [k] – ch, ck; [ ∫ ] – sch; [i:] – ie, ieh и сложный звук (дифтонг) - [ æ ] – ei, ai; [ ] – au; [כּ ø ] – äu, eu; - упражнения на списывание отдельных слов, предложений текста; - упражнения на звуко-буквенный и слоговой анализ анализ отдельных буквосочетаний, предложений и т.д. (с использованием настенных таблиц, разрезной азбуки). В результате выполнения этих упражнений учащиеся должны научиться четко различать буквы и звуки, членить слова продуктивного минимума на слоги; - начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данному в печатном и прописном вариантах; - списывание с выполнением определенных заданий: подчеркивание указанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, подбор синонимов или антонимов к указанным словам и др.; - группировка слов по определенным признакам (например, запись в два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами; выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, и др.); - конструирование слов из букв и слогов. Кроме этого актуальны: ◊ орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото и др.); ◊ диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, самодиктант. Слуховой диктант является надежным средством контроля сформированности навыков орфографии и пунктуации. Он должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз. Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объема, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию. При проведении зрительно-слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок.
б) Подготовительные упражнения для обучения письму как одной из форм общения Обучение письму как форме иноязычного общения происходит с помощью подготовительных тренировочных упражнений, целью которых является выражение мыслей на иностранном языке в письменной форме. Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания и подразделяются на следующие типы: ○ упражнения на трансформацию предложений; ○ упражнения на сжатие или расширение предложений; ○ упражнения на группировку слов и словосочетаний по различным признакам; ○ упражнения, направленные на эквивалентную замену (лексическую или грамматическую); ○ упражнения на развитие вопросно - ответных умений; ○ упражнения по выборочному переводу и др. При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуры. При расширении учащийся должен, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную структуру с точки зрения формы (морфологии, синтаксиса) и не нарушить логику изложения. Для формирования умения трансформировать и расширять предложения практикуются следующие тренировочные упражнения: ■ Напишите предложения, расширяя их за счет слов, данных в скобках. ■ Напишите предложения, сократив их за счет использования местоимений; ■ Закончите предложения. ■ Заполните пропуски словами, данными в скобках. О значении пропущенных слов догадайтесь по контексту (по знакомым словосочетаниям). К конструированию относятся следующие виды упражнений: • составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых; • описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний; • образование краткого диалога при опоре на указанные этикетные формулы и речевые намерения (например, представление, приветствие, прощание и т.д.). Вопросно - ответные упражнения подготовительного характера связаны, как правило, с конкретными предложениями текста и представляют собой, по существу, переконструирование предложений из повествовательной формы в вопросительную, например: Составьте письменно вопросы к 1 и 3 предложениям текста.
в) Речевые упражнения для обучения письму как одной из форм общения на иностранном языке. Речевые упражнения обеспечивают умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию в письменной форме, поэтому их отличительной чертой является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения. В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма: • передача в письменном высказывании главной мысли; • выбор способа передачи главной мысли — индуктивный или дедуктивный; • передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста; • правильное (нормативное и узуальное) оформление текста; • использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации; • выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки; • соблюдение логики изложения; • учет социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи; • умение показать культуроведческую осведомленность в письменных текстах страноведческой тематики и др. Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении: 1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц): • воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам); • письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план; • составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений; 2) репродукция содержания с опорой на текст: • письменные вопросы к тексту; • составление плана (в форме вопросов или номинации); • дополнение или сокращение текста; • озаглавливание текста с письменным обоснованием выбранного заголовка; • трансформация диалога в монолог; • видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения); • характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.; 3) продукция с опорой на изобразительную наглядность: • описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма. Этот тип упражнений – продукция письменного текста, т.е. рассказ – связан с предварительной работой в классе и включает в себя элементы описания. Для того, чтобы сформировать умение творчески излагать свои мысли, например учащимся 6-7 классов целесообразно рекомендовать додумывать детали или продумывать начало, либо конец событий, изображенных на картине.
Литература 1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с. 2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с. 3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с. 4. Методика обучения иностранным языкам в начальной школе и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей (Под ред. В. М. Филатова) – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 416 с. 5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская и др. – 7-е изд., стер. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 220 с. 6. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1996. – 330 с.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |