Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в курс ИОГП

Лекция 1.

История государства и права России занимает особое место в системе высшего правового образования. Будучи дисциплиной историко-юридической, история государства и права России призвана познакомить студентов с тем, какой путь в исторической ретроспективе прошли государственные и правовые институты России.

Как зарождалась российская государственность?

Какую эволюцию на разных исторических этапах претерпевала система органов власти и управления нашего государства?

Как трансформировалась вместе с ней правовая система России?

Какие изменения произошли в социально-классовой организации российского общества за его многовековую историю?

Вот основные вопросы, на которые должен получить ответ изучающий данную дисциплину.

История государства и права России – одна из фундаментальных юриди­ческих дисциплин общепрофессионального цикла. Как научная дисциплина она изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, и также эволюцию отдельных отраслей и всей системы права российского государства.

Предмет ИОГП – это возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны. Раз возникнув, государство не застывает в неизменном виде, оно развивается, функции его усложняются, расширяется сфера деятельности. Поэтому крайне важно изучать историю развития государства. Особенно важно это для России, где роль государства всегда была заметно выше, нежели во многих других странах, где, по утверждению многих историков, даже само общество есть едва ли не результат деятельности этого государства.

В наше время приоритет получила та точка зрения, что Россия является частью мировой цивилизации, развивающейся в русле истории всего человечества, но при этом имеет ряд уникальных особенностей, сложившихся в процессе ее исторической эволюции.

В данном кур­се освещается путь развития государства и права России от возникновения древнерусской государст­венности и права в IX–X вв. до наших дней – времени, когда после рево­люционных потрясений и десятилетий тоталитарного режима происходит возвращение нашего государства и права в рамки демократического правового поля.

Современная государственно-правовая система России претерпела более чем тысячелетнюю трансформацию, начиная с периода Киевской Руси (сер.IXв.). Понять современную ситуацию в сфере государственно-правовой практики, определить причины нынешнего ее состояния, выявить пути решения проблем в государственно-правовой жизни России можно только в том случае, если рассматривать систему существующего государства и права нашей страны как феномен, вобравший в себя за долгие годы все достоинства и недостатки предыдущих периодов, как явление, сформировавшееся на основе многовекового развития российской государственности. Знание истории становления государственных и правовых институтов Рос­сии позволяет понять сущность государственно-правовых явлений, происхо­дящих в наше время, в условиях формирования правового государства и гра­жданского общества, когда мы во многом возвращаемся к нашим истокам.

В науке общество и государство неизбежно рассматривается как целостная система, возникшая в определенных условиях, в результате действия соответствующих причин. Выражением выработки стратегии исследования развивающихся объектов является принцип историзма. Согласно данному принципу, важно учитывать не только обусловленность настоящего прошлым, но и развитие самой современности, т.к. в настоящем противоборствуют различные тенденции, формируются альтернативные возможности будущего развития.

История – не заданный изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно возможной форме. Структуры систем складываются, существуют, воспроизводятся, видоизменяются лишь в конкретном комплексе исторических условий.

Как социальный институт, право возникает вместе с государ­ством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, зачастую вы­ступает в качестве средства осуществлений политики конкретного государства) и права без государства (которое устанавливает юри­дические нормы, применяет их и гарантирует их осуществление). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древней­шие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох). Если обычаи содержались в сознании и выражались в поведении людей, то правовые нормы стали оформляться письменно для всеобщего сведения. Право — более сложный регулятор поведения, чем обычаи, ибо кроме запретов ему свойственны и такие способы правового воздействия, как дозволения и предписания, создающие широкие возможности для разных способов упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все менее ус­пешно.

Единство между данными явления­ми состоит в том, что государство и право:

1).возникают и развиваются совместно;

2).имеют одинаковые подходы к сущности и типологии как права, так и государства;

3).выступают в качестве средств управления, инструментов власти;

4).призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и об­щественные интересы;

5).основаны на едином базисе, определяются социально-эконо­мическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в том, что:

1).если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2).если государство выражает силу, то право — волю;

3).если первичным элементом государства является государ­ственный орган, то первичным элементом права — норма;

4).они не совпадают также по формам, функциям и т.д.

Государство и право взаимодействуют между собой: с одной стороны, государство формирует, изменяет, отме­няет правовые нормы (правотворчество), а также реализует и ох­раняет их (правоприменение); с другой стороны, право упорядочивает деятельность госу­дарственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Основы российской государственности, общественного развития и менталитета имеют европейское происхождение, они были заложены в Киевский период и связаны с византийским наследством, принятием христианства и распространением европейской письменности. Неблагоприятные внешние и внутренние обстоятельства в течение нескольких столетий задерживали развитие России, но не разрушили государственно-правовые основы и не заменили их другими. Отсюда берет свое начало евразийское происхождение отечественного государства и права – уникальный феномен как сплав европейских и азиатских государственных форм и правовых норм, отличающих российское государство и право от своих соседей.

Свою роль наложили и такие исторические факторы как монгольское иго, с одной стороны неимоверно укрепившее русскую государственность, но с другой – ставшее тормозом на пути развития России в социально-экономическом отношении. Невероятное приложение усилий нашего народа в борьбе с игом и привело к той уникальности в государственно-правовом развитии, что позволяет ныне выделять славянское право в качестве одной из вторичных правовых семей мира, причем, в первую голову, в виду имеется именно русские особенности.

Усиление государственности в ходе исторического развития, обусловленного борьбой с внешней опасностью на два фронта и неблагоприятным географически-климатическим фактором, впрочем, отнюдь не предполагало уничтожение правовой системы.

Современная Россия является юридическим преемником СССР, и это не случайно. Наша государственность, имея опыт царского времени, беря на вооружение современную западную модель, имеет свою базу в СССР. В то же время, правовая система претерпела ряд кардинальных демократических изменений, постепенно приобретающих необратимый характер. Советское государство выработало формулу модернизации, которая в одних аспектах отличалась от модели западных стран (приоритет государства над обществом, приоритет коллектива над личностью, ограничение свободы личности, централизация, планирование, эксплуатация народного энтузиазма), а в других ее напоминала (формирование рациональной, образованной, светски ориентированной личности; индустриализация; урбанизация; демократическая семья; эмансипация). Формула советской модернизации во многом сводилась к технологическому и материальному прогрессу на основе традиционных социальных институтов. Коллективная воля, концентрация сил и средств, готовность жертвовать личными интересами ради общественных, долгое время давали свои плоды. Однако успехи были до тех пор, пока не исчерпались ресурсы коллективизма, централизации, планирования и народного энтузиазма. Советская личность вскоре перестала сочетаться с тоталитарным режимом.

В итоге, назревший системный кризис разразился болезненным реформированием, т.к. социальные реформы в принципе должны восстанавливать гармонию между обществом и государством, т.е. – отрегулировать социальную систему, после чего социальное и экономическое развитие будет продолжено. Отказ от нового витка модернизации, как показал советский опыт, неизбежно имеет печальные последствия для страны. В России в развитии различных сфер общества всегда первенствовало государство; оно являлось тем Архимедовым рычагом, опираясь на который, страна двигалась вперед. То есть, первым новый виток модернизации должно применить к себе именно государство, являющееся той силой, что исторически первенствовало в России над обществом и страной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные симпомы и синдромы заболеваний системы крови | План лекции. Тема: Введение в предмет. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.