КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Сократа. Сократ (469 – 399 до н. э.) жил в Афинах, никогда ничего не писал и сведения о его взглядах можно получить из косвенных источников: сочинений одного из его
Сократ (469 – 399 до н. э.) жил в Афинах, никогда ничего не писал и сведения о его взглядах можно получить из косвенных источников: сочинений одного из его учеников Платона и поэта, публициста, современника Сократа – Ксенофонта. Анализируя взгляды предшественников, Сократ пришел к выводу, что они высказывали о природе весьма противоположные суждения и поэтому изучать природу бессмысленно, непосильно для людей. Надо изучать не природу, а человеческую жизнь. Отсюда - главную проблему философии Сократ видит в решении вопроса о том, как следует жить? Но чтобы на него ответить, нужно вначале приобрести соответствующие знания. Например, как стать добрым, храбрым, ответственным? Для этого нужно знать, что такое добро, храбрость, ответственность, а чтобы такие знания получить нужно дать определения соответствующих понятий. Определить понятие – значит, выяснить его смысл и содержание. Для решения этой задачи нужно пользоваться методом диалектики. Диалектика, по мнению Сократа – это искусство задавать вопросы, получать ответы, то есть беседовать. Это дает возможность получения истины путем выявления противоречий в рассуждениях собеседника. Таким образом, диалектика по Сократу – это вопросно-ответный метод, помогающий вскрывать противоречия в суждениях оппонента и получать истину - правильное определение понятия. Свой диалектический метод Сократ в шутку называл майевтикой. Майевтика – слово древнегреческое, обозначающее повивальное искусство, помощь при рождении человека. Так и Сократ в ходе своих бесед помогал рождению истинного знания. Суть бесед, в которых применялась диалектика (майевтика), заключалась в том, чтобы перейти от частных случаев использования понятий к общим определениям этих понятий. Например, для того, чтобы выяснить, что такое мужество вообще, нужно выяснить сходство и различие мужества в разных конкретных ситуациях – сухопутном и морском сражениях, в гражданских делах, в обыденных поступках. На этой основе Сократ получал общее определение мужества как такового. Итак, суть диалектики заключается в том, что с помощью специальных вопросов выясняется то общее, которое есть в различающихся явлениях, поступках или ситуациях. Тем самым диалектика помогает выявлять «единое во многом» – нужно только это единое и общее уметь найти. Тогда будет получено определение понятия и, следовательно, - истина, познав которую, люди научатся правильно жить. Содержание этического учения Сократа. Правильно может жить только нравственный человек. Нравственен, по Сократу, лишь тот, кто 1) знает что хорошо, плохо, полезно человеку, что делает его счастливым, 2) соблюдает добродетели. Сократ выделял три основные добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолевать опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы). По Сократу дурные поступки совершаются по невежеству, а хорошие - по знанию, ибо добродетель – это знание, а порочность – это невежество.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |