КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения эмпирической философии Ф. Бэкона
Философия Ф. Бэкона. Ф. Бэкон (1561 – 1626) – английский философ. Родился в Лондоне в семье одного из высших государственных сановников времени правления королевы Елизаветы 1. Основные произведения Бэкона: «Новый органон», «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида». Подвергая критике средневековую схоластику как философию, оторванную от жизни, не связанную с опытом, Ф. Бэкон заложил основы эмпиризма. Философия, считал он, - должна «спуститься с заоблачных высот на землю», перестать быть служанкой богословия, заниматься проблемами, которые можно проверить с помощью опыта, помогать познанию, создав правильную методологию достижения истины. Следующий вопрос, весьма волновавший философа, - это проблема социального статуса науки, ее роли в обществе. Бэкон назвал это свое учение «великим восстановлением наук» и предлагал новое понимание социальной роли науки: она должна служить практике, приносить пользу, избавлять людей от нищеты, болезней, способствовать развитию техники. Учение Бэкона об эмпиризме раскрывается в его трактовке задачи философии: она должна помочь науке в познании мира и для этого выработать соответствующие методы познания. В связи с этим Бэкон разрабатывает учение о призраках (идолах). Призраки – это препятствия, которые возникают перед учеными на пути познания истины. Их надо четко сформулировать и избавиться от них. Бэкон выделил четыре вида таких препятствий. 1. Призраки рода - препятствия, которые присущи человеку как особому роду живых существ. Они проявляются в том, что люди часто переносят свои человеческие оценки и качества на окружающую природу. Это мешает правильному познанию. Например, гилозоизм, панпсихизм, телеология. 2. Призраки пещеры – заблуждения, присущие либо отдельным людям, либо определенным группам людей. Это предрассудки, предубежденность, ограниченность взглядов – люди смотрят на мир узко, как бы из пещеры, со «своей колокольни». Например, это религиозная, расовая нетерпимость, нетерпимость одних научных школ по отношению к другим. 3. Призраки рынка (площади) – препятствия, возникающие между людьми в сфере общения. Например, это употребление одних и тех же слов в разных значениях, искажения, которые могут возникать при языковом общении между людьми. Сегодня это можно назвать информационным шумом. 4. Призраки театра – препятствия, связанные с влиянием старых взглядов, теорий, авторитетов. Например, это слепое следование авторитетным чужим мнениям, либо каким-то старым текстам (Бэкон имел в виду, прежде всего, тексты Аристотеля – непререкаемого авторитета для философов в течение многих столетий, особенно в эпоху средневековья). Вера в авторитеты (режиссера, художника, актера) – это обязательное условие восприятия театральной постановки, спектакля. Но в науке, в познании некритичное преклонение перед авторитетами – недопустимо. Это препятствует свободному развитию научной мысли. Вывод: знание названных четырех препятствий познания, подстерегающих ум человека, очищает путь к истине, помогает избежать многих ошибок. К сожалению, и сегодня спустя примерно 400 лет многие из этих препятствий продолжают существовать в научном познании. Учение Бэкона об эмпирическом методе познания. Есть три возможных пути получения знаний (познания). Только один из них правильный. - Путь паука – паук тянет паутину из самого себя, также как ученый получает знания исключительно путем размышлений, без обращения к опыту. Это - позиция рационализма, неправильный путь познания. - Путь муравья – если ученый подобен муравью, который тащит всякий сор, собирает разрозненные факты, и не умеет их обобщать (узкий эмпиризм), то это тоже неправильный путь познания. - Путь пчелы – настоящий ученый должен быть подобен пчеле, собирать только нужные факты (цветочный нектар) и перерабатывает их в истинное знание, подлинный мед. Это единственный правильный путь познания. Бэкон разрабатывает правила, которыми должен руководствоваться ученый «на пути пчелы». Этот эмпирический метод познания он назвал индукцией. Смысл индукции состоит в том, чтобы идти от общего к частному, получать знания из опыта, обобщать эти данные и на этой основе делать выводы. Итак, Бэкон является представителем методологического эмпиризма. Согласно этой позиции научное знание должно основываться на систематизированных определенным образом данных органов чувств, то есть на опыте и эксперименте.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |