Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективный идеализм Г. Гегеля




Читайте также:
  1. Абсолютный идеализм В. Ф. Гегель.
  2. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля
  3. В 23 Диалектическая философия Г. Гегеля.
  4. Вопрос 3 Греческий идеализм
  5. Диалектическая философия Г. Гегеля. и антропологический материализм Л. Фейербаха.
  6. Идеализм
  7. Идеализм
  8. Идеализм Гегеля. Философия природы.
  9. Материализм Идеализм
  10. Неврологическое обследование детей как объективный метод диагностика в процессе развития.
  11. Неврологическое обследование детей как объективный метод диагностики в процессе развития.
  12. НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ И ЭСТЕТИКА ШЕЛЛИНГА

Г. Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ. Исходным пунктом его философии является тождество бытия и мышления. Смысл этого исходного принципа заключается в следующем. Гегель считает: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Почему?

Сознание человека нельзя вывести из материи, ибо нельзя объяснить, как неживая материя могла породить разум. Это утверждение направлено против материализма.

Материю невозможно вывести из человеческого сознания, ибо нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это направлено против субъективного идеализма.

Если ложны и материализм и идеализм (под которым Гегель подразумевает только субъективный идеализм), то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой, считает Гегель, является Абсолютная идея, то есть внечеловеческое, мировое сознание. Данная позиция называется объективным идеализмом. Абсолютная идея представляет собой тождество бытия и мышления. По Гегелю этот принцип тождества заключается в том, что вначале природа, человек и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально, а затем Абсолютная идея, развиваясь, сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т. д.

Философская система Гегеля состоит из трех частей: Абсолютная идея саморазвивается (познает себя) в трех формах: логика, философия природы, философия Духа.

Рассмотрим содержание этих трех частей.

1. Первая ступень развития Абсолютной идеи рассматривается в работе «Наука логики», которая, по определению Гегеля, представляет собой «науку об идее в себе и для себя». Абсолютная идея, существуя вне пространства и времени, в сфере чистой мысли, саморазвивается через логические категории за счет присущего ей внутреннего противоречия: тождества бытия и мышления (это такие же противоположности, как например, плюс и минус).

П. Вторая ступень развития абсолютной идеи начинается с того, что Абсолютная идея отрицает себя и «опредмечивается», то есть выступает в виде предметов, тел, существующих независимо от человеческого сознания. Эта вторая фаза развития рассматривается в книге «Философия природы». Главные формы природного бытия Абсолютной идеи следующие: механика – пространство, время, материя, движение; физика – свет, тепло, химические реакции; органика – проблемы геологии, ботаники, зоологии. На этом завершается второй этап развития Абсолютной идеи в рамках природы.

Ш. Третья ступень - Абсолютная идея переходит в заключительную фазу своего развития, которая рассматривается в работе «Философия Духа». Она состоит из 3-х частей:



1) учения о субъективном духе – антропология, физиология, психология;

2) учения об объективном духе – право, нравственность, государство;

3) учения об абсолютном духе – искусство, религия, философия как высшая ступень самопознания абсолютной идеи.

В философии завершается всемирная история, и Мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется, считает философ. Развитие Абсолютной идеи на этом заканчивается – она полностью познает свою суть в форме философии, а именно философии самого Гегеля. Таким образом, объективный идеализм Гегеля утверждает: первооснова мира - Абсолютная идея; и природа, и общество, и человеческое сознание - это ее воплощения.

Важной заслугой Гегеляявляется то, что он сформулировал три закона диалектики, развив тем самым представления о принципе развития и принципе всеобщей взаимосвязи явлений. (Кстати, этим законам подчинено и развитие Абсолютной идеи).

Закон единства и борьбы противоположностей – первый закон диалектики. Он указывает наисточник развития – единство и борьбу противоположностей, то есть таких сторон явлений, которые не могут существовать друг без друга и, одновременно, исключают друг друга. Например, покой и движение, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное, бытие и мышление. Вместе они составляют диалектическое противоречие, то есть такое взаимодействие противоположностей, когда они находятся в отношениях единства и борьбы.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – второй закон диалектики. Он указывает на механизм развития, выясняет, как именно оно происходит. Две противоположности - количество и качество находятся в единстве. Это единство – есть мера вещи, то есть граница, в которой предмет остается самим собой. Когда происходит изменение количества (уменьшение или увеличение), то наступает момент выхода за границы меры и, следовательно, переход к новому качеству. Наиболее наглядными примерами границ вещества являются точки кипения, плавления. Таким образом, закон показывает, как конкретно осуществляется процесс развития и появления нового качества предмета. Происходит это путем скачка и нарушения меры.

Закон отрицания отрицания – третий закон диалектики. Он показываетнаправленность развития, раскрывая, как новое вырастает из старого в ходе его отрицания. При этом надо помнить, что отрицание здесь – это не уничтожение, полное разрушение, а отказ от всего отжившего и сохранение всего полезного для дальнейшего развития. Например, если птица склевала зерно – это его полное разрушение и прекращение дальнейшего развития. Но, если зерно посажено в землю и проросло, превратилось в корневую систему, стебель, листья, то это такое отрицание, которое дает возможность для дальнейшего развития зерна. Это диалектическое отрицание. Затем, когда растение даст новые зерна и само перестанет существовать, произойдет второе отрицание или отрицание отрицания. В данном случае это будет колос.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 7821; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.