Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективный идеализм Дж. Беркли




Читайте также:
  1. Абсолютный идеализм В. Ф. Гегель.
  2. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля
  3. Вопрос 3 Греческий идеализм
  4. Идеализм
  5. Идеализм
  6. Идеализм Гегеля. Философия природы.
  7. Материализм Идеализм
  8. НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ И ЭСТЕТИКА ШЕЛЛИНГА
  9. Немецкий идеализм.
  10. Объективный идеализм Г. Гегеля.
  11. Основной вопрос философии, его структура. Формы материализма и идеализма. Агностицизм. Причины агностицизма.
  12. Основные концепции бытия (монизм, плюрализм, дуализм, материализм и идеализм). Основные формы бытия.

Основные идеи сенсуализма Локка.

Философия Дж. Локка.

Дж. Локк(1632 – 1704) – английский философ - сенсуалист. Его главное произведение «Опыт о человеческом разуме» было опубликовано в1690 году.

1. Источником знаний являются чувства человека. Познание начинается с воздействия внешнего мира на органы чувств человека, и у него возникают определенные ощущения и восприятия. От рождения сознание человека есть «ТАБУЛА РАЗА» - дословно: чистая доска, по сути: «чистый лист бумаги». Все, что узнает человек – это приобретенное в результате взаимодействия органов чувств с окружающим миром. Таким образом, все знания, заблуждения человек получает из чувственного опыта. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах», - считает философ.

2. Опыт - источник всех знаний. Он делится на внешний и внутренний.

Внешний опыт: его источник - ощущения, он дает человеку знания о внешнем мире.

Внутренний опыт или рефлексия – это деятельность человеческого ума. Он является источником знаний о духовном мире человека, о Боге, других объектах религиозной веры. Эти явления не могут восприниматься чувственно, то есть на основе внешнего опыта. Рефлексия – (от лат. – отражаю) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Внутренний опыт может возникнуть только на основе ощущений - внешнего опыта. До и без ощущений невозможна работа ума. В этом и проявляется сенсуализм Локка: разум может действовать только на основе чувств, ощущений.

3. Третий аспект сенсуализма Локка связан с его учением о первичных и вторичных качествах (основоположник этой идеи Демокрит).

Первичные качества - существуют и сохраняются у тел всегда. Это то, что присуще телам объективно, существует реально, есть в вещах на самом деле. Примеры первичных качеств: объем, плотность, форма, протяженность, покой, движение.

Вторичные качества – это то, что человеку кажется принадлежащим вещам, но на самом деле в вещах отсутствует. Нам просто кажется, что эти качества есть. Примеры: вкус, цвет, запах. Эти качества, по Локку, реально в вещах не существуют. Они связаны только с ощущениями. Если, например, человек глух, то для него в мире нет звука.

В охарактеризованных трех положениях состоит суть сенсуализма Дж. Локка.

Дж. Беркли (1685 – 1753) – английский философ. Учился в одной школе с известным сатириком Джонатаном Свифтом, который впоследствии стал его другом.

Основной труд Беркли – «Трактат о началах человеческого знания» (1710 год).Философ стремился быть понятным даже малообразованным людям, предлагая им рассуждать просто, верить только в то, что видишь, слышишь, ощущаешь и не верить в то, что ощутить невозможно, например в материю. Кроме того Беркли хотел сокрушить «гидру атеизма и материализма», доказать их ложность. Для решения этой задачи мыслитель использовал:



- идеи номинализма, одного из философских учений средних веков. Номинализм утверждал, что реально существуют только единичные вещи. Общие понятия или универсалии реальным существованием не обладают.

- принципы сенсуализма, разработанного Локком: источником знаний человека о мире является чувственный опыт.

Созданная Беркли философия получила название «субъективный идеализм», который утверждает, что вещи существуют не сами по себе, независимо от сознания, а лишь потому, что люди их воспринимают чувствами, ощущениями.

Стараясь выполнить свою главную задачу - сокрушить материализм и атеизм - Беркли предлагает следующее учение о вещах. Что же такое вещь?

  1. Это совокупность ощущений человека, который эту вещь воспринимает. То есть любой предмет – книга, яблоко, дом, стол - существует только потому, что он воспринимается субъектом познания (человеком) чувственно. СУЩЕСТВОВАТЬ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПРИНИМАЕМЫМ – вот одна из главных истин, предлагаемых Беркли.
  2. Отсюда вывод: если существует только то, что мы ощущаем, то ВНЕ СУБЪЕКТА НЕТ ОБЪЕКТА. Получается, что ощущения человека первичны, а вещи вторичны.

3. Если вещи существуют лишь тогда, когда они воспринимаются субъектом познания, человеком, то с исчезновением людей должен исчезнуть и мир вещей. Кроме того: окружающие нас люди, также как и вещи, есть ни что иное, как совокупность наших ощущений. Следовательно, они существуют лишь тогда, когда их воспринимает другой субъект. Но считать, что существует только человек и его сознание, а весь мир и другие люди – лишь комплекс его ощущений, и если исчезнут люди, то исчезнет и весь мир - это абсурд. Однако именно к этому пришел Беркли. Такая точка зрения называется солипсизм. Естественно, что философа это не устраивало. Для выхода из подобного тупика Беркли предлагает следующие два рассуждения:

1) В мире существует не один воспринимающий субъект, людей много. Поэтому вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другими.

2) Если представить, что исчезли бы все субъекты, то вещи при этом все равно не исчезли бы. Они продолжали бы существовать, поскольку есть такой субъект, который никогда исчезнуть не может. Это Бог. Следовательно, не может исчезнуть и весь сотворенный им мир. Этот вывод приближает Беркли к объективному идеализму.

Философия Беркли стала яркой иллюстрацией того, что даже самые лучшие замыслы могут привести к абсурду. Идеи Беркли сыграли значительную роль в дальнейшем развитии философии. На их основе возникли взгляды позитивистов и неопозитивистов.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3249; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.