Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность принятия управленческих решений.




Различия между типами организационного поведения. Стратегическое и оперативное управление.

Принятие решений в организации характеризуется как процесс определения и решения проблем. В большинстве источников выделяется две ключевых стадии в процессе принятия решений в организации:

1. Определение проблемы. Здесь отслеживается информация об условиях внешней обстановки и самой организации с целью опре­делить уровни эффективности и выявить причину недостатков.

2. Решение проблемы. Здесь рассматриваются альтернативные варианты действий, затем выбирается и внедряется один вариант.

Можно провести разграничение между запрограммированны­ми и незапрограммированными решениями. Запрограммирован­ные решения характеризуются следующим:

• повторяются и четко определены;

• в организации уже имеются процедуры работы с данной про­блемой;

• имеется полная информация по текущим показателям;

• проблема имеет четкую структуру в вопросе критериев эффективности;

• альтернативы легко определяются и имеется большая веро­ятность успеха.

В организации имеется очень много действий, которые определя­ются запрограммированными решениями. Например, оплата по боль­ничному листу или наложение взыскания за прогул. Запрограммиро­ванные решения могут быть и сложными, трудоемкими, например, составление годового отчета отдела или определение бюджета.

Незапрограммированные решения имеют следующие характеристики:

• новые, слабо определены и нет системы их решения;

• нет достаточной информации о проблеме;

• нет четких критериев эффективности решения;

• альтернативы решений не ясны;

• существует неопределенность относительно того, будет ли выдержан предложенный путь действий;

• обычно возможно разработать немного вариантов действий, поэтому традиционно принимается одно решение проблемы.

Незапрограммированные решения играют большую роль при разработке и реализации стратегии. Например, такие, как реорга­низация подразделений организации или системы премирования.

Важные организационные управленческие решения, т.е. те, которые являются и незапрограммированными и затрагивают всю организацию или значительную ее часть, имеют определенное количество конкретных характеристик, в частности, таких:

• обычно не принимаются единолично одним управляющим;

• включают много подразделений, множество точек зрения и ожиданий, которые лежат за пределами отдельного принимающего решения лица;

• включают большой объем информации, который не вписы­вается в границы компетентности и профессиональной подготовки отдельных менеджеров;

• подразумевают значительную политическую активность и создание коалиций.

 

 

Для современной организации актуальной проблемой является одно­временное применение двух режимов управления — СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО, в основе которых лежат противоположные стили организационного поведения. Научная литература выделяет два типа организационного поведения: приростный и предпринимательский.

Приростный стиль поведения отличается постановкой, «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от тра­диционного поведения как внутри организации, так и в ее взаи­моотношениях с окружающей средой. Организации, придержи­вающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. Активные действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное ре­шение.

Предпринимательский стиль поведения отличается стремле­нием к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и но­вых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих ре­шений, разрабатываются многочисленные альтернативы, и из них выбирается оптимальная.

Стратегиче­ское управление требует предпринимательского поведения. Конечным результатом стратегического управления является си­стемный потенциал для достижения целей организации и ее внутренняя структура, обеспечивающая чувствительность к пе­ременам во внешней среде.

 

Тип поведения Вид управления
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОПЕРАТИВНОЕ
Предпринимательский + -
Приростный - +

 

Задачи руководителя, занимающегося стратегическими про­блемами, состоят в том, чтобы:

• выявить необходимость и провести стратегические измене­ния;

• создать потенциал, способствующий стратегическим изменениям;

• отобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения.

 

Оперативное управление в отличие от стратегического за­нимается использованием существующей позиции предприятия и основано на приростном стиле поведения. Руководитель, за­нимающийся оперативными вопросами, должен превратить по­тенциал организации в реальную прибыль.

В числе его основ­ных задач:

• определение общих оперативных задач;

• мотивация, координация и контроль в процессе выполнения текущих задач.

 

В первой половине XX в. стратегическое и оперативное уп­равление, а также соответствующие им стили поведения высту­пали для организации как альтернативные. В настоящее время организации все больше нуждаются в одновременном исполь­зовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления. Отличие стратегического управления от опе­ративного по существу определяется различиями между рассмот­ренными типами организационного поведения.

 

 

Таблица 3.3

 

Сравнительный признак Оперативное управление Стратегическое управление
Основное назначение организации Производство товаров и услуг Выживание в долгосрочной перспективе
Цели Оптимизация прибыльности Оптимизация потенциала прибыльности
Способ достижения целей Эффективное использование внутренних ресурсов Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении
Пути достижения целей Экстраполяция прошлых подходов Предвидение изменений
Стиль организаци­онного поведения Приростный Предпринимательский
Организационная структура Бюрократическая (механистическая) Органическая (адаптивная)
Средство управления планирование Стратегическое планирование
Важность фактора времени Ориентация на кратко- и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Роль персонала Работник — один из ресурсов организации, исполнитель работ Работник — основа организации, источник ее благополучия
Критерии эффективности Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала Гибкость, готовность к изменениям
Структура власти Сосредоточена в произ­водстве и маркетинге Сосредоточена в общем руководстве и НИОКР
Отношение к риску Минимизация риска Сознательный риск
Факторы успеха Стремление к экономии на масштабах Стремление к дифференциации
Проблема Повторяющаяся, знакомая Неповторяющаяся, новая
Решение управ­ленческих проблем Реакция на возникшие проблемы, с запаздыванием по отношению к их появлению Предвидение проблем, активный поиск возможностей
Объект внимания менеджмента Внутренняя среда организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов Особое внимание к окружающей среде, поиск возможностей создания конкурентного преимуще­ства, адаптация организации к изменениям
Управленческие навыки Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, компе­тентность в диагностике, координации и контроле Умение предвидеть изменения, навыки освоения новых направлений, склонность идти на риск, предпринимательские способности, стратегическое мышление

 

Методы опережающего управления. Качество управления зави­сит от своевременности выявления и ликвидации проблем. По этому критерию управление может быть опережающим (своевременная ликвидация причин появления проблем) и «по дефициту» (ликвидация последствий появившихся проблем) (рис. 3). Руководителю в работе приходится сталкиваться с проблемами, находящимися в трех временных измерениях: прошлое, настоящее и будущее. В зависимости от временной характеристики ситуации мы задаем себе разные задачи и, соответственно, руководствуясь принципом опережающего управления, применяем разные приемы и методы и решения (рис. 3.1).

Для того чтобы понять важность и необходимость использования принципов опережающего управления, представим себе несколько типичных ситуаций, в которых были допущены грубые ошибки при принятии решений.

Ситуация 1. Перед строительством нового завода для производства крайне важной для страны продукции министерство рассмотрело один наиболее дешевый и быстрый по времени реализации вариант, разра­ботанный отраслевым институтом. Через год после пуска первой оче­реди завод оказался под угрозой закрытия. Во-первых, выбранная тех­нология включала компоненты, покупать которые приходилось за гра­ницей, а цены на них за время строительства завода выросли в несколь­ко раз, и перспектива увеличения выпуска продукции стала весьма и весьма сомнительной. Во-вторых, и это самое главное, ориентируясь на наличие квалифицированных кадров, завод построили в местности, где экологическая обстановка уже и до этого была напряженной. Но­вое же производство за год увеличило содержание в атмосфере вред­ных веществ еще на 30%, вследствие чего общественность потребовала его закрытия или перепрофилирования.

Какие же ошибки были допущены в этой ситуации?

Начнем с того, что это типичная задача выбора варианта решения с типичными для нее ошибками. Решение может быть выбрано пра­вильно только тогда, когда верно сформулированы сами критерии выбо­ра и рассматривается несколько возможных вариантов альтернатив. Как мы видим, экологическая обстановка вообще во внимание не при­нималась, да и сам вариант оказался единственным при окончатель­ном рассмотрении. Руководствуясь принципом опережающего управ­ления, министерство должно было просчитать степень риска возникно­вения неблагоприятных факторов по принимаемому решению (в нашем случае — подорожание компонентов). Этого также не было сделано.

Ситуация 2. Разработан план реконструкции сборочного цеха, предусматривающий возведение пристройки под новую линию конвейера. Согласно плану перед забивкой свай для фундамента должно быть произведено контрольное вскрытие для определения точного местонахождения сетей водоснабжения цеха, находящихся в районе строительной площадки. Кроме того, на плане реконструкции показан питающий цех силовой кабель, проходящий в 10 м от стройплощадки. Cпpашивается, каковы должны быть действия начальника цеха перед забивкой свай?

 

На примере этой, простой, на первый взгляд, ситуации вот уже на сколько лет мы проводим эксперимент, показывающий, что дает руководителю владение методами опережающего управления.

До начала изучения методов опережающего управления групп слушателей из 25—30 человек предлагается данная ситуация. Каждый должен на карточке записать свои действия, иначе говоря, принять решения. Затем карточки собираются и начинается разбор теории, обработка навыков опережающего управления на примере других ситуаций. В конце тренинга слушателям предлагается решить снова ситуацию 2, используя метод анализа потенциальных проблем.

В первом случае, как показывают результаты, на всю группу приходится всего 2% абсолютно правильных решений, 5—10 — близких к верному решению, 40—60 — наполовину верных и 30—50% — неверных решений.

После применения указанного метода около 10% находят абсолютнно верное решение, 30—40% — близки к верному решению, остальные нашли наполовину верное решение. Неверных решений во втором случае практически не бывает.

Продолжение ситуации 2:

Что же произошло на самом деле на одном из предприятий (ситуация эта взята из реальной жизни)? При вскрытии грунта экскаватор порвал силовой кабель, так как схема его прохождения на план» была неточна. Но поскольку служба энергетики, предвидя это, проло­жила резервный кабель с отключением на период вскрытия основно­го, аварии и остановки цеха по этой причине не произошло.

При забивке свай был поврежден водовод и цех в результате ава­рии понес значительные убытки. Как показало расследование, по ха­латности исполнителей контрольного вскрытия произведено не было.

Можно ли было предусмотреть предвиденное и непредвиденное? Оказывается, да. Достаточно было воспользоваться методом анализа по­тенциальных проблем.

В обеих приведенных ситуациях можно сказать, что при принятии решений руководители проявили халатность, близорукость. Можно сказать и по-другому: руководители не владели деловой логикой — методами опережающего управления.

В основе опережающего управления лежит метод Кепнера — Трего.

Занятия по этому методу представляют собой усвоение и практи­ческое применение концепций его авторов, касающихся рационально­го использования поступающей информации в процессе выявления про­блемы и принятия окончательного решения.

По мнению Чарльза Кепнера и Бенджамина Трего, основная труд­ность при использовании имеющейся информации та, что анализ про­блемы и принятие решения — невидимые процессы и поэтому с тру­пом поддаются проверке. Подготовка по методу Кепнера — Трего ставит задачу за короткий срок сделать эти процессы видимыми для уп­равляющих.

Авторы метода считают, что умение анализировать проблемы и принимать решения зависит не от способности человека, а от того, на­сколько рационально он использует информацию. Но чтобы провести эффективный анализ, управляющий должен иметь упорядоченную си­стему обработки информации для всех стадий анализа проблемы и при­нятия решения. Каждый из этих процессов предполагает применение определенных концепций, которые базируются на определенной пос­ледовательности шагов по анализу и работе с информацией. Как видно из рис. 3.2, используется три концепции: соответственно для прошло­го, настоящего и будущего. Подобные методики отработки навыков опи­саны в специальной литературе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.