КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность принятия управленческих решений.
Различия между типами организационного поведения. Стратегическое и оперативное управление. Принятие решений в организации характеризуется как процесс определения и решения проблем. В большинстве источников выделяется две ключевых стадии в процессе принятия решений в организации: 1. Определение проблемы. Здесь отслеживается информация об условиях внешней обстановки и самой организации с целью определить уровни эффективности и выявить причину недостатков. 2. Решение проблемы. Здесь рассматриваются альтернативные варианты действий, затем выбирается и внедряется один вариант. Можно провести разграничение между запрограммированными и незапрограммированными решениями. Запрограммированные решения характеризуются следующим: • повторяются и четко определены; • в организации уже имеются процедуры работы с данной проблемой; • имеется полная информация по текущим показателям; • проблема имеет четкую структуру в вопросе критериев эффективности; • альтернативы легко определяются и имеется большая вероятность успеха. В организации имеется очень много действий, которые определяются запрограммированными решениями. Например, оплата по больничному листу или наложение взыскания за прогул. Запрограммированные решения могут быть и сложными, трудоемкими, например, составление годового отчета отдела или определение бюджета. Незапрограммированные решения имеют следующие характеристики: • новые, слабо определены и нет системы их решения; • нет достаточной информации о проблеме; • нет четких критериев эффективности решения; • альтернативы решений не ясны; • существует неопределенность относительно того, будет ли выдержан предложенный путь действий; • обычно возможно разработать немного вариантов действий, поэтому традиционно принимается одно решение проблемы. Незапрограммированные решения играют большую роль при разработке и реализации стратегии. Например, такие, как реорганизация подразделений организации или системы премирования. Важные организационные управленческие решения, т.е. те, которые являются и незапрограммированными и затрагивают всю организацию или значительную ее часть, имеют определенное количество конкретных характеристик, в частности, таких: • обычно не принимаются единолично одним управляющим; • включают много подразделений, множество точек зрения и ожиданий, которые лежат за пределами отдельного принимающего решения лица; • включают большой объем информации, который не вписывается в границы компетентности и профессиональной подготовки отдельных менеджеров; • подразумевают значительную политическую активность и создание коалиций.
Для современной организации актуальной проблемой является одновременное применение двух режимов управления — СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО, в основе которых лежат противоположные стили организационного поведения. Научная литература выделяет два типа организационного поведения: приростный и предпринимательский. Приростный стиль поведения отличается постановкой, «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. Активные действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное решение. Предпринимательский стиль поведения отличается стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, разрабатываются многочисленные альтернативы, и из них выбирается оптимальная. Стратегическое управление требует предпринимательского поведения. Конечным результатом стратегического управления является системный потенциал для достижения целей организации и ее внутренняя структура, обеспечивающая чувствительность к переменам во внешней среде.
Задачи руководителя, занимающегося стратегическими проблемами, состоят в том, чтобы: • выявить необходимость и провести стратегические изменения; • создать потенциал, способствующий стратегическим изменениям; • отобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения.
Оперативное управление в отличие от стратегического занимается использованием существующей позиции предприятия и основано на приростном стиле поведения. Руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль. В числе его основных задач: • определение общих оперативных задач; • мотивация, координация и контроль в процессе выполнения текущих задач.
В первой половине XX в. стратегическое и оперативное управление, а также соответствующие им стили поведения выступали для организации как альтернативные. В настоящее время организации все больше нуждаются в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления. Отличие стратегического управления от оперативного по существу определяется различиями между рассмотренными типами организационного поведения.
Таблица 3.3
Методы опережающего управления. Качество управления зависит от своевременности выявления и ликвидации проблем. По этому критерию управление может быть опережающим (своевременная ликвидация причин появления проблем) и «по дефициту» (ликвидация последствий появившихся проблем) (рис. 3). Руководителю в работе приходится сталкиваться с проблемами, находящимися в трех временных измерениях: прошлое, настоящее и будущее. В зависимости от временной характеристики ситуации мы задаем себе разные задачи и, соответственно, руководствуясь принципом опережающего управления, применяем разные приемы и методы и решения (рис. 3.1). Для того чтобы понять важность и необходимость использования принципов опережающего управления, представим себе несколько типичных ситуаций, в которых были допущены грубые ошибки при принятии решений. Ситуация 1. Перед строительством нового завода для производства крайне важной для страны продукции министерство рассмотрело один наиболее дешевый и быстрый по времени реализации вариант, разработанный отраслевым институтом. Через год после пуска первой очереди завод оказался под угрозой закрытия. Во-первых, выбранная технология включала компоненты, покупать которые приходилось за границей, а цены на них за время строительства завода выросли в несколько раз, и перспектива увеличения выпуска продукции стала весьма и весьма сомнительной. Во-вторых, и это самое главное, ориентируясь на наличие квалифицированных кадров, завод построили в местности, где экологическая обстановка уже и до этого была напряженной. Новое же производство за год увеличило содержание в атмосфере вредных веществ еще на 30%, вследствие чего общественность потребовала его закрытия или перепрофилирования. Какие же ошибки были допущены в этой ситуации? Начнем с того, что это типичная задача выбора варианта решения с типичными для нее ошибками. Решение может быть выбрано правильно только тогда, когда верно сформулированы сами критерии выбора и рассматривается несколько возможных вариантов альтернатив. Как мы видим, экологическая обстановка вообще во внимание не принималась, да и сам вариант оказался единственным при окончательном рассмотрении. Руководствуясь принципом опережающего управления, министерство должно было просчитать степень риска возникновения неблагоприятных факторов по принимаемому решению (в нашем случае — подорожание компонентов). Этого также не было сделано. Ситуация 2. Разработан план реконструкции сборочного цеха, предусматривающий возведение пристройки под новую линию конвейера. Согласно плану перед забивкой свай для фундамента должно быть произведено контрольное вскрытие для определения точного местонахождения сетей водоснабжения цеха, находящихся в районе строительной площадки. Кроме того, на плане реконструкции показан питающий цех силовой кабель, проходящий в 10 м от стройплощадки. Cпpашивается, каковы должны быть действия начальника цеха перед забивкой свай?
На примере этой, простой, на первый взгляд, ситуации вот уже на сколько лет мы проводим эксперимент, показывающий, что дает руководителю владение методами опережающего управления. До начала изучения методов опережающего управления групп слушателей из 25—30 человек предлагается данная ситуация. Каждый должен на карточке записать свои действия, иначе говоря, принять решения. Затем карточки собираются и начинается разбор теории, обработка навыков опережающего управления на примере других ситуаций. В конце тренинга слушателям предлагается решить снова ситуацию 2, используя метод анализа потенциальных проблем. В первом случае, как показывают результаты, на всю группу приходится всего 2% абсолютно правильных решений, 5—10 — близких к верному решению, 40—60 — наполовину верных и 30—50% — неверных решений. После применения указанного метода около 10% находят абсолютнно верное решение, 30—40% — близки к верному решению, остальные нашли наполовину верное решение. Неверных решений во втором случае практически не бывает. Продолжение ситуации 2: Что же произошло на самом деле на одном из предприятий (ситуация эта взята из реальной жизни)? При вскрытии грунта экскаватор порвал силовой кабель, так как схема его прохождения на план» была неточна. Но поскольку служба энергетики, предвидя это, проложила резервный кабель с отключением на период вскрытия основного, аварии и остановки цеха по этой причине не произошло. При забивке свай был поврежден водовод и цех в результате аварии понес значительные убытки. Как показало расследование, по халатности исполнителей контрольного вскрытия произведено не было. Можно ли было предусмотреть предвиденное и непредвиденное? Оказывается, да. Достаточно было воспользоваться методом анализа потенциальных проблем. В обеих приведенных ситуациях можно сказать, что при принятии решений руководители проявили халатность, близорукость. Можно сказать и по-другому: руководители не владели деловой логикой — методами опережающего управления. В основе опережающего управления лежит метод Кепнера — Трего. Занятия по этому методу представляют собой усвоение и практическое применение концепций его авторов, касающихся рационального использования поступающей информации в процессе выявления проблемы и принятия окончательного решения. По мнению Чарльза Кепнера и Бенджамина Трего, основная трудность при использовании имеющейся информации та, что анализ проблемы и принятие решения — невидимые процессы и поэтому с трупом поддаются проверке. Подготовка по методу Кепнера — Трего ставит задачу за короткий срок сделать эти процессы видимыми для управляющих. Авторы метода считают, что умение анализировать проблемы и принимать решения зависит не от способности человека, а от того, насколько рационально он использует информацию. Но чтобы провести эффективный анализ, управляющий должен иметь упорядоченную систему обработки информации для всех стадий анализа проблемы и принятия решения. Каждый из этих процессов предполагает применение определенных концепций, которые базируются на определенной последовательности шагов по анализу и работе с информацией. Как видно из рис. 3.2, используется три концепции: соответственно для прошлого, настоящего и будущего. Подобные методики отработки навыков описаны в специальной литературе.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |