КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Олигофрения
Олигофрения (греч. oligos-малый, phren-ум) - форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга). Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями. По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении: 1) обусловленная эндогенными (генетическими) факторами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.; 2) обусловленная экзогенными факторами, как то: инфекции интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития. В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три группы: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая имбецильность и относительно легкая - дебильность. Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода. При идиотии наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика сильно недоразвита, координация движений резко нарушена, отмечается расстройство стояния и ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные ритмические движения. Многие ведут лежачий образ жизни. При глубоких формах идиотии развитие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего недоступно, навыки обслуживания отсутствуют. В поведении проявляются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо крайнее двигательное беспокойство. Не подлежат обучению. Недееспособны. Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социальной защиты. При имбецильности выявляются нарушения психического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа. Имбецилы овладевают элементами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Моторика характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких дифференцированных движений рук. Именно поэтому имбецилы почти не способны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также одна из причин, затрудняющих овладение навыками письма. Наблюдается тяжелое нарушение познавательной деятельности, в частности процессов анализа и синтеза, что вызывает большие затруднения при обучении их грамоте и счету. Поведение имбецилов отличается специфическими особенностями: они не сознают себя учениками, не понимают требований учителя, не реагируют на замечания, ходят по классу, едят и играют во время урока, беспричинно смеются и т. д. При правильном воспитании им удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориентироваться в жизни у них ограниченна, они нуждаются в постоянной опеке. Дети-дебилы имеют значительно более легкую степень умственного недоразвития и незначительные отклонения в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность. Особенность дебилов - недоразвитие мышления, однако оно выражено у них в значительно меньшей степени, чем у имбецилов. Дети-дебилы способны овладеть элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем - и всей программой вспомогательной школы. Дебилы отличаются от имбецилов и своим поведением. Они значительно быстрее начинают правильно ориентироваться в окружающей обстановке, подчиняться требованиям учителя и выполнять отдельные задания по речевой инструкции. Эти дети отличаются друг от друга особенностями поведения и требуют индивидуального подхода. Одни спокойны, хорошо учатся и работают в условиях вспомогательной школы, у других - недоразвитие познавательной деятельности сочетается с глубокими дефектами поведения. Некоторые дети патологически возбудимы, беспокойны, трудно организуемы, у других быстро наступает утомление, вялость. Задача педагога - не только обучить тех и других детей, но и организовать их поведение. Дети-дебилы в процессе обучения во вспомогательной школе настолько развиваются, что могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь. Отличия между олигофренией и деменцией 1. Деменция отличается от олигофрении тем, что распаду психики при деменции предшествует некоторый период нормального развития, когда большая часть мозговых структур уже сформирована и психика ребенка достигла определенного уровня развития. 2. Интеллектуальная недостаточность при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций в отличие от олигофрении, при которой недоразвитие всех нервно-психических функций имеет тотальный характер. 3. Олигофрения отличается от деменции непрогрессивным, стабильным характером интеллектуальной недостаточности, т.е. отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. До 3-х лет разграничить олигофрению и деменцию достаточно сложно, поскольку любые повреждения мозга, приводящие к распаду и утрате ранее приобретенных психических функций, всегда сопровождаются отставанием психического развития в целом.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |