Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигофрения




Олигофрения (греч. oligos-малый, phren-ум) - форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга). Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями.

По этиологическому признаку выделяют две группы олигофрении:

1) обусловленная эндогенными (генетическими) факторами, как то: патологическая наследственность, умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора и др.;

2) обусловленная экзогенными факторами, как то: инфекции интоксикации, черепно-мозговые травмы, действующие на ранних этапах внутриутробного и постнатального развития.

В зависимости от степени недостаточ­ности интеллекта у детей-олигофренов различают три группы: наиболее тя­желая - идиотия, менее тяжелая­ имбецильность и относительно лег­кая - дебильность. Это деление имеет практическое значение, так как для каждой группы детей требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.

При идиотии наблюдается рез­кое нарушение психического и физи­ческого развития, эндокринные рас­стройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика сильно недоразвита, координация движений резко нарушена, отме­чается расстройство стояния и ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные рит­мические движения. Многие ведут лежачий образ жизни.

При глубоких формах идиотии разви­тие речи не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного числа слов. Осмысление окружающего не­доступно, навыки обслуживания от­сутствуют. В поведении про­являются резкие отклонения от нормы: вялость, заторможенность либо край­нее двигательное беспокойство. Не подлежат обучению. Недееспособны. Они нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социальной защиты.

При имбецильности выявляются нарушения пси­хического и физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа. Имбецилы овладевают эле­ментами речи, но запас слов у них мал, произношение неправильно. Моторика характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких диф­ференцированных движений рук. Имен­но поэтому имбецилы почти не способ­ны себя обслуживать. Недоразвитие моторики также одна из причин, затруд­няющих овладение навыками письма. Наблюдается тяжелое нарушение познавательной деятель­ности, в частности процессов анализа и синтеза, что вызывает большие за­труднения при обучении их грамоте и счету. Поведение имбецилов отлича­ется специфическими особенностями: они не сознают себя учениками, не по­нимают требований учителя, не реаги­руют на замечания, ходят по классу, едят и играют во время урока, беспри­чинно смеются и т. д. При правильном воспитании им удается привить элемен­тарные навыки труда и самообслужи­вания. Однако способность самостоя­тельно ориентироваться в жизни у них ограниченна, они нуждаются в постоянн­ой опеке.

Дети-дебилы имеют значительно более легкую степень умственного недоразви­тия и незначительные отклонения в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность.

Особенность дебилов - недоразвитие мышления, однако оно выражено у них в значи­тельно меньшей степени, чем у имбеци­лов. Дети-дебилы способны овладеть элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем - и всей прог­раммой вспомогательной школы. Де­билы отличаются от имбецилов и своим поведением. Они значительно быстрее начинают правильно ориентироваться в окружающей обстановке, подчиняться требованиям учителя и выполнять отдельные задания по речевой инструкции. Эти дети отлича­ются друг от друга особенностями поведения и требуют индивидуального подхода. Одни спокойны, хорошо учат­ся и работают в условиях вспомога­тельной школы, у других - недоразви­тие познавательной деятельности со­четается с глубокими дефектами пове­дения. Некоторые дети патологически возбудимы, беспокойны, трудно орга­низуемы, у других быстро наступает утомление, вялость. Задача педаго­га - не только обучить тех и других детей, но и организовать их поведение.

Дети-дебилы в процессе обучения во вспомогательной школе настолько развиваются, что могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной про­фессией и вести впоследствии само­стоятельную жизнь.

Отличия между олигофренией и деменцией

1. Деменция отличается от олигофрении тем, что распаду психики при деменции предшествует некоторый период нормального развития, когда большая часть мозговых структур уже сформирована и психика ребенка достигла определенного уровня развития.

2. Интеллектуальная недостаточность при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций в отличие от олигофрении, при которой недоразвитие всех нервно-психических функций имеет тотальный характер.

3. Олигофрения отличается от деменции непрогрессивным, стабильным характером интеллектуальной недостаточности, т.е. отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.

До 3-х лет разграничить олигофрению и деменцию достаточно сложно, поскольку любые повреждения мозга, приводящие к распаду и утрате ранее приобретенных психических функций, всегда сопровождаются отставанием психического развития в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.