Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные формы и общие свойства психических элементов




В.Вундт

[ПСИХОЛОГИЯ ДУШЕВНЫХ ВОЛНЕНИЙ]1

Так как всякое содержание психического опыта бывает сложно по своей природе, то психические элементы в смысле, безусловно, простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений представля­ют собой порождение анализа и отвлечения. Подобное отвлечение воз­можно только благодаря тому, что элементы связываются друг с другом в действительности различным образом. Если элемент а связывается в пер­вом случае с Ъ, с, d.., во втором с Ь1, с', d'... и т.д., то именно потому, что ни один из элементов Ъ, Ъ1, с, с1... не связан постоянно с а, мы можем от­влекаться от всех них. <...>

Непосредственный опыт состоит из двух факторов - объективного содержания опыта и испытующего субъекта, и в соответствии с этим мы имеем два рода психических элементов, получаемых в результате психо­логического анализа. Элементы объективного содержания опыта мы на­зываем элементами ощущения, или просто ощущениями, например, тон, известное ощущение тепла, холода, света и т.д. <...> Субъективные эле­менты мы называем элементами чувства, или простыми чувствами. При­мером таковых могут служить: чувство, сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла, холода, боли, или чувства, ис­пытываемые нами при виде предметов, которые нам нравятся или не нра­вятся, чувства при внимании, в момент волевого акта и т.д. <...>

В ощущениях и простых чувствах мы находим и некоторые общие свойства, и некоторые характерные различия. К общим свойствам относит-

1 Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.47—61.


Вундт В. [Психология душевных волнений] 69

ся, например, то, что каждому элементу присущи два определения: качест­во и интенсивность. Всякое простое ощущение, всякое простое чувство име­ют определенное качество, но оно всегда дано бывает в различной силе (ин­тенсивности). В названиях психических элементов мы руководствуемся исключительно их качествами; так, среди ощущений мы различаем голу­бой, желтый цвет, тепло, холод и т.п., среди чувств — серьезные, веселые, пе­чальные, мрачные чувства и т.д. Напротив, различия интенсивности эле­ментов обозначаются нами во всех случаях одинаковыми обозначениями величины, как-то: слабый, сильный, средней силы, очень сильный. <...>

Ощущения и чувства <...> отличаются друг от друга в некоторых существенных свойствах, которые связаны с тем, что наши <...> чувства имеют отношение к единому субъекту, а ощущения — к многообразным объектам. <...>

Все многообразие чистых ощущений распадается на несколько отде­ленных друг от друга систем, между элементами которых нет никаких от­ношений по качеству. Поэтому ощущения, принадлежащие к различным системам, называются диспаратными. В этом смысле диспаратны тон и цвет, но также и ощущения тепла и давления. <...> Напротив, все простые чувства образуют одно целое связное многообразие, так как нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд промежуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого другого чувства. <...>

Качественное многообразие простых чувств необозримо велико, по-видимому; во всяком случае, оно более значительно, чем многообразие ощущений. <...>

Тем не менее, в пределах этого многообразия можно различать не­сколько главных направлений, простирающихся между контрастами чув­ства доминирующего характера. Такие главные направления могут быть поэтому передаваемы каждое с помощью двух обозначений, отмечающих эти контрасты. Но при этом каждое такое обозначение следует рассмат­ривать лишь как собирательное выражение, обнимающее множество ин­дивидуально изменчивых чувств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.