Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы чувств




<...> Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данны­ми к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольствия. <...> Но пусть наблюдатель <...> попытается распространить субъективный анализ чувств на более широкую область наблюдения..; тогда неминуемо выделится перед ним множество душевных состояний, которым необхо­димо приписать характер чувства, но в то же время подогнать под шаб­лонную схему удовольствия—неудовольствия невозможно. <...>

Если я буду смотреть в темном пространстве сперва на блистающий спектрально-чистый красный цвет, а потом на такой же самый голубой


70 Тема 2. Становление предмета психологии

цвет, то и тот, и другой охарактеризую, конечно, как в высшей степени ра­достные впечатления, т.е. возбуждающие удовольствия, и несмотря на это, чувства, пробуждаемые во мне ими обоими, будут совершенно различны. <...> Наиболее подходящими названиями для них могут служить выраже­ния: возбуждение и успокоение; для высших же степеней последнего мож­но выбрать название подавленность (депрессия). Эти же чувства, очевидно, обусловливают отчасти и противоположный эмоциональный характер, свойственный высоким и низким тонам, резким и мягким тембрам. <...> Будем, например, умеренно напрягая внимание, прислушиваться к ударам медленно отбивающего такт метронома. Тогда в промежутке от одного удара до другого появится и будет становиться все сильнее и силь­нее особое состояние, которое мы можем назвать чувством напряжения (соответственно причине, чаще всего вызывающей это чувство). Как толь­ко ожидаемый удар маятника прозвучал, чувство это разрешается в неко­торое противоположное эмоциональное состояние. Будем называть по­следнее чувством разрешения. Конечно, и то, и другое может соединяться с чувствами удовольствия—неудовольствия, равно как и с чувствами воз­буждения и успокоения; но могут они проявляться и без всякой субъек­тивно заметной примеси. <...>

Однако найти еще какие-нибудь другие эмоциональные элементы, специфически отличающиеся от трех выше различенных пар противопо­ложностей, по-видимому, уже нельзя. <...> Таким образом, всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключаю­щих друг друга. Наоборот, каждое из шести основных направлений, полу­чающихся таким образом, может сосуществовать с чувствами тех двух из­мерений, к которым само оно не принадлежит. Направления же одного и

того же измерения, разумеется, в ка-

Возбуждение ждом данном мгновенном эмоцио-

с нальном состоянии исключают друг

друга. Таким образом, многообразие

чувств можно символически изобра-Раз решение

зить посредством геометрического

у построения, данного на рис. 1. <...>

Удовольствие ]^- Неудовольств ие В промежутке апс размещены по

b порядку чувства, разложимые на удо-

вольствия и возбуждения, в and чув­
ства, разложимые на удовольствие и
Напряжение т,

успокоение и т.д. В пространстве,

ограниченном линиями па, пс и пе,

Успокоение будут распределены те чувства, ко-

торые содержат одновременно удо­
вольствие, возбуждение и напряже­
ние- 1 ние и т.д. <...>


ВундтВ. [Психология душевных волнений]



Удовольствие t
Разрешение
Рис. 2. Символическое изображение течения чувства

Каждое единичное чувство в непрерывности, изображенной на рис. 1, представлено отдельной точкой. Пойдем теперь дальше. Обратим внимание на то обстоя­тельство, что каждая такая точка изображает лишь одно мгновен­ное состояние чувства и что это состояние никогда или почти ни­когда не держится долее. Напро­тив того, каждое реальное чувство всегда входит в состав какого-ни­будь течения чувства, в продол­жение которого отдельные компо­ненты могут претерпевать частью непрерывные, частью внезапные изменения. Изобразим наглядно ход изменения чувства в таком течении. Для этого можно пред­ставить каждое отдельное измерение эмоциональной непрерывности особо, разъединив символически изображающие их линии. Изменениям в облас­ти каждого отдельного измерения будет тогда соответствовать своя особая кривая. Линия абсцисс при ней будет выражать временные величины, а вос­хождение кривой над линией абсцисс и падение ниже ее будет соответство­вать противоположным фазам чувства в пределах одного того же данного измерения (см. рис. 2). <...>




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.