Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связанных с представлениями чувств




Подобно тому как ощущения никогда не могут возникать в нашем сознании без сопровождения разнообразнейших по содержанию представ­лений, так же точно и связанный всегда с ощущениями субъективный эле­мент душевной жизни — чувство, свойствен нам, говоря вообще, исключи­тельно в форме сложных образований более или менее запутанного состава. При этом он проявляется или в виде непосредственных соединений между одновременно возникающими простыми чувствами, и тогда мы обозначаем его именем сложных чувств; или же для своего проявления он требует из­вестного, более или менее длительного промежутка времени, и тогда в за­висимости от тех или иных условий его течения во времени будет называть­ся или аффектами, или волевыми актами. <...> Ощущения и простые чувства представляют собой объективные и субъективные элементы одно­го и того же состояния сознания, в действительности оказывающегося всю­ду нераздельно единым; исходя из этого, мы должны признать взаимную связь также и между представлениями и относящимися к ним чувствами, тем более, что последние всегда являются суммированными чувствами в вышеустановленном нами смысле, аналогично тому, как представления ока­зываются продуктом слияния ощущений, на которые они и могут быть раз­ложены. <...>

При этом особое значение имеет одна особенность этих слияний чувств: вероятно, под влиянием принципа единства душевного состояния варьирующие эмоциональные элементы могут подавлять прочие составные части того же суммированного чувства и таким образом оказывать господ­ствующее влияние на все состояние чувства, если этому благоприятствуют также еще и условия, лежащие вне самого представления. Этими соотноше­ниями объясняется факт, который имеет величайшее значение для всей жизни чувства с ее проявлениями в форме аффектов и волевых процессов; кратко мы можем его обозначить как несоответствие между представле­нием и связанным с ним чувством. Это несовпадение резче всего проявля­ется в том, что при некоторых обстоятельствах связанное с представлением чувство может достигнуть такой интенсивности, которая не стоит ни в ка­ком отношении к интенсивности элементов ощущения и апперцепции или к ясности представления. Обратную сторону этого несоответствия в поло­жительном смысле представляют те явления, которые соответствуют при­ближению чувств к точке безразличия постоянной их величины. <...> Это двоякая форма разлада между представлением и чувством может, кроме того, проявляться еще и таким образом, что они достигают восприятия не одновременно, а во временной последовательности; при этом или чувство предшествует объективному представлению, с которым оно связано, или же наоборот. <...> Появление предшествующего во времени чувственного то-


78 Тема 2. Становление предмета психологии

на очень часто связывается с перевесом эмоциональных элементов в ком­плексе представлений; между тем предшествование объективного содержа­ния представления во всех случаях наблюдается тогда, когда чувственный тон представления оказывается слабым, приближающимся к порогу безраз­личия. <...>

Подтверждение этому находим в том важном различии, которое наблюдается между чувственными представлениями, возникающими под влиянием внешних раздражений, и между представлениями, воспроиз­веденными памятью. <...> При непосредственных чувственных предс­тавлениях входящие в них элементы чувства обыкновенно следуют за объективными впечатлениями, между тем как при воспроизведенных представлениях наоборот — они со столь же правильной закономерно­стью идут впереди. И в действительности при вызванных внешними раз­дражителями чувственных восприятиях последовательность «представле­ние — чувство» оказывается настолько постоянной, что она бесконечное число раз могла быть подтверждена простым самонаблюдением. Не ме­нее наглядно обнаруживается эта последовательность при так называе­мых «опытах с ассоциациями». <...> При этом в огромном большинстве случаев в результате оказывается, что сперва воспринимается представле­ние в смысле его объективного содержания и только вслед за ним, неред­ко по истечении вполне заметного промежутка времени, выступает в соз­нании чувственный тон его. Особенно постоянно это имеет место тогда, когда чувственный тон представления оказывается слабым, причем непо­средственно граничит с этим тот случай, когда чувственный тон вообще делается равным нулю. <...> Вместе с тем и именно при очень слабых чувственных раздражениях наблюдали иногда противоположные факты, которые можно объяснить исключительно лишь апперцепцией чувствен­ного тона данного представления, идущей впереди апперцепции самого представления. В этом можно убедиться при помощи тех впечатлений, особенно из области чувства осязания, обоняния и вкуса, которые при сильной интенсивности способны вызвать ясное чувство неудовольствия; если взять их в слабой степени, то в этом случае они возбудят все же об­щее неприятное настроение, несмотря на то что объективное содержание их представлений совершенно не достигнет апперцепции вследствие со­средоточения внимания на других впечатлениях. <...>

Если при впечатлениях, вызванных внешними раздражениями, по­следовательность «представление — чувство» может, несмотря на упомя­нутые исключения, быть рассматриваема как норма в том смысле, что при возбуждениях ощущений и чувств умеренной силы она наступает с известной регулярностью, то при воспроизведенных представлениях, на­оборот, противоположный порядок: «чувство—представление» оказыва­ется преобладающим. Также и здесь целый ряд неопровержимых дока­зательств мы можем почерпнуть опять-таки из опытов с ассоциациями. <...> Так было, например, в том случае, когда у одного из наблюдателей


ВундтВ. [Психология душевных волнений] 79

при слове «суждение» сначала появлялось неопределенное, но живое ра­достное чувство и лишь затем вслед за ним выступало общее представ­ление известной логической теории суждения, одобряемой наблюдателем, которое и являлось для этого чувства мотивирующим содержанием представления. Или в другом случае наблюдатель при слове «бездна» яс­но замечал у себя прежде всего чувство эстетического неудовольствия, а вслед за этим у него возникло как образ воспоминания представление недавно виденной неудачной картины, на которой была изображена безд­на, и т.д. <...>

Выше было показано, что вообще чувство есть реакция централь­ных функций сознания, т.е. апперцепции, на отдельные переживания в сфере сознания. <...> При некоторой средней величине возбудимости чувств мы можем в общем допустить, что субъективная реакция следует за апперцепцией представления настолько близко что оба акта во време­ни сливаются для нас в один. Но известно, что, прежде чем получить возможность быть апперцепированным, всякое объективное содержание представления, будет ли последнее зависеть от внешних впечатлений или слагаться главным образом из воспроизведенных элементов, всегда долж­но быть сперва перцепировано, т.е. вообще вступить в сознание, вследст­вие же этого при представлениях, сравнительно сильно окрашенных, или при необычной возбудимости чувств, легко может случиться, что объек­тивные элементы комплекса еще не успеют апперцепироваться, в то вре­мя как апперцептивная реакция на него уже произойдет совершенно яв­ственно; вслед за этим могут явиться задерживающие моменты, которые мимолетно или длительно помешают апперцепции самого представления, и тогда в результате этого возникнут те многоразличные явления, кото­рые мы видим при некоторых, по-видимому, беспричинных настроениях, при неопределенных воспоминаниях, при припоминании ускользающего из памяти и т.п. <...>




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.