Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. А. Рубинштейн




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ1

Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия че­ловека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром. <...>

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия вклю­чаются и психические явления — психические свойства и состояния лич­ности)2. Поэтому введение личности в психологию представляет собой не­обходимую предпосылку для объяснения психических явлений. <...>

Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный мо­мент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь фор­мировались в зависимости от предшествующих внешних взаимодействий, по­ложение о преломлении внешних взаимодействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего (в том числе и педагогического) воздействия на личность обусловлен историей ее развития.

Говоря об истории, обусловливающей структуру личности, надо пони­мать ее широко: она включает эволюцию живых существ, и собственно ис­торию человека, и, наконец, личную историю развития данного человека. В силу такой исторической обусловленности в психологии личности обнару­живаются компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами. Так, психология каждого человека

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
С. 240—250.

2 Важнейший психологический компонент этих внутренних условий составляют
свойства нервной системы. Их систематическое изучение Б.М.Тепловым приобретает в
этой связи свое «место», свою истинную психологическую значимость.


262 Тема 3. Человек как субъект деятельности

включает в себя черты, обусловленные природными условиями и являю­щиеся общими для всех людей. Таковы, например, свойства зрения, обуслов­ленные распространением солнечных лучей и строением глаза, детермини­рованным этими лучами. Поскольку эти условия являются неизменными, закрепившимися в строении зрительного прибора и его функциях, общими для всех людей являются и соответствующие свойства зрения. Другие чер­ты изменяются в ходе исторического развития человечества. Таковы, на­пример, особенности фонематического слуха, обусловленные фонематиче­ским строем родного языка. Они различны не только у представителей различных народов, говорящих на разных языках, но и изменяются в ходе развития одного народа. Так, в XII — XIII вв. произошли существенные из­менения в фонематическом строе русского языка. В этот период появилась соотносительность глухих и звонких согласных и стали самостоятельными фонемами появившиеся в это время соотносительные твердые и мягкие со­гласные и т.д. В соответствии с этим у русских людей стали формиро­ваться особенности фонематического слуха, которые сейчас для них харак­терны. Так формы чувствительности — в данном случае речевой слух — меняются в результате исторического развития. То же можно сказать и о музыкальном слухе.

Определенные сдвиги и изменения в психическом облике людей про­исходят с изменением общественной формации. Хотя существуют общие для всех людей законы мотивации, конкретное содержание мотивов, соотно­шение мотивов общественных и личных изменяется у людей с изменением общественного строя. Эти изменения являются типически общими для лю­дей, живущих в условиях определенного общественного строя. С этим со­четается индивидуальная история развития личности, обусловленная соот­ношением специфических для нее внешних и внутренних условий. В силу этого одни и те же внешние условия (например, условия жизни и воспи­тания для двух детей в одной семье) по существу, по своему жизненному смыслу для индивида оказываются различными. В этой индивидуальной истории развития складываются индивидуальные свойства или особенно­сти личности. Таким образом, свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и еди­ничное.

Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном прелом­лении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личнос­ти — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свой­ства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общест­венно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе че­ловек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 263

другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его при­годным к исторически сложившимся формам общественно полезной дея­тельности). <...>

<...> Из представления о личности, заключенного в первоначаль­ном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной дея­тельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе ее свойствами, но и значительностью тех общест­венно-исторических сил, носителем которых она выступает. Дистанция, от­деляющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительно­стью тех дел, которые человеку, ставшему исторической личностью, уда­лось совершить в силу не только его исходных, природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни. Роль крупного деятеля в истории, а не просто непосредственно са­ми по себе взятые его способности определяют соотношение масштабов его личности и рядового человека. Отнесение этих различий между исто­рической личностью и «простым» человеком исключительно за счет раз­личий их исходных данных обусловливает ложное противопоставление гения и толпы и создает неверные перспективы в оценке возможностей, открытых перед каждым человеком.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек всту­пает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляе­мой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобрета­ет деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реаль­ность, которая обозначается понятием личность, — это, в конце концов, ре­альный индивид, живой, действующий человек. Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального»1, ни как чисто духов­ного образования и никакой особой науки о так понимаемой «личности».

В качестве личности человек выступает как «единица» в системе об­щественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая катего­рия. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами — и при-

См. Stern W. Die Menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1923.


264 Тема 3. Человек как субъект деятельности

родными, а не только общественными, — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психо­логия, потому что нет личности без психики, более того — без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; пси­хические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и про­цессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обуслов­лены внешними воздействиями, психические процессы обусловливают по­ведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий1.

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, еди­ничных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть лич­ность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере лич­ность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, мак­симум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение име­ет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности.

Подчеркивая роль сознания, надо вместе с тем учитывать многопла­новость психического, протекание психических процессов на разных уров­нях. Одноплановый, плоскостной подход к психике личности всегда есть поверхностный подход, даже если при этом берется какой-то «глубинный слой». При этой многоплановости целостность психического склада чело­века сохраняется в силу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенденций.

Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строе­ния самой личности. В частности, вопрос о личности как психологиче­ском субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как Я) — это субъект сознательной, «произвольной» дея­тельности. Ядро его составляют осознанные побуждения — мотивы соз­нательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако по­нятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами созна­тельной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосоз-

1 Часто говорят, что личность не входит в сферу психологии. Это, конечно, верно в том смысле, что личность в целом не есть психологическое образование и не может быть поэтому только предметом психологии. Но не менее верно и то, что психические явления входят, и притом необходимо входят, в личность; поэтому без психологии не может быть всестороннего изучения личности.


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 265

нанных тенденций — побуждений его непроизвольной деятельности. Я —-как субъект — это образование, неотделимое от многоплановой совокуп­ности тенденций, составляющих в целом психологический склад лично­сти. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на ос­нове которых им производится оценка своих и чужих поступков, опреде­ляемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности. <...>

Характер человека — это закрепленная в индивиде система генерали­зованных обобщенных побуждений. Обычно, рассматривая отношение мо­тивов и характера, подчеркивают зависимость побуждений, мотивов челове­ка от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением харак­тера и его отношения к мотивам — значит закрыть себе путь к раскрытию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления ха­рактера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или моти­вов, обратившись к побуждениям и мотивам не столько личностным, сколь­ко ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. И несмелый человек может со­вершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно высту­пают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не только личность, сколь­ко обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому во­просу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии харак­тера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, — это и есть тот «строительный материал», из которого складывается харак­тер. Побуждение, мотив — это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распростра­нившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отноше­нию к личности чертах. Свойство характера — это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного чело­века при однородных условиях.

Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера че­ловека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его дея­тельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому


266 Тема 3. Человек как субъект деятельности

или иному поступку — это и есть личностная черта характера в ее гене­зисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисцип­лину, обособленную от психологии, — значит стать на ложный путь.

Исследование характера и его формирования, до сих пор мало про­двинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой про­блеме — проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств поро­жденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспита­тельной работы по формированию характера. Исходное здесь — это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и «стерео-типизации». <...>

Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через посредство внутренних условий, определяющая, в конечном счете, наш подход к психологическому изучению человеческой личности, опре­деляет и понимание путей ее психического развития.

В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочета­ется с его «спонтанейностью». Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо не­посредственно из внешних воздействий1. Законы внешне обусловленного развития личности — это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.

Когда исходят из наивного механистического представления, буд­то педагогические воздействия непосредственно проецируются в ребен­ка, отпадает необходимость специально работать над развитием, над фор­мированием, строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мыш­ление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям, которым она подвергается. Неверный подход к этой проблеме и ее нераз­работанность в нашей педагогике — одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения. Поэтому принципиально правиль­ное решение проблемы детерминации психического развития личности и связанного с ней вопроса о соотношении развития и воспитания имеет не только теоретическое, но и практическое жизненное значение.

1 Поэтому нельзя, в частности, выводить развитие личности непосредственно из требований, которые к ней предъявляет общество, как этого хочет А.В.Веденов. Выводить развитие личности из требований, которые ей извне обществом предъявляются, — это значит отрицать внешне обусловленное саморазвитие личности, т.е. в конечном счете отрицать саму личность как субъект такого развития (см. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. 1).


А.Н.Леонтьев ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.