Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, виды и задачи финансового анализа




Курс лекций

Финансовый анализ

 

 

 

Ярославль – 2008

Глава 1. Цели содержание и методы финансового анализа

 

Каждое предприятие, является элементом экономической системы, взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и др. субъектами.

Финансовые отношения с субъектами рынка возникают в процессе формирования и использования собственных и заемных финансовых ресурсов для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности, осуществления социальной политики. Управление финансами предприятий - это специальный раздел менеджмента, существенным элементом которого является финансовый анализ.

Финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспективного (т.е. того, что было в прошлом) и перспективного (того, что будет в будущем) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Одновременно финансовый анализ является неотъемлемой составной частью финансового планирования.

Основу любой науки составляет ее предмет. Предмет финансового анализа - финансовые ресурсы и их потоки.

В рыночной экономике роль финансового анализа не только усилилась, но и качественно изменилась. Это связано, прежде всего с тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки всей экономики. Другими словами, только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежными потоками, а также возможное финансовое состояние данного объекта, дать ответ, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Следует отметить, что из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурсов.

Практическая потребность в результатах финансового анализа, с целью повышения качества и обоснованности принимаемых решений по управлению предприятием, обусловила необходимость дальнейшей теоретической разработки методологии и методики проведения такого анализа. Существенный вклад в создание и развитие теории и практики финансового анализа внесли российские ученые и специалисты – практики, в числе которых можно назвать А.С.Бакаева, Ю.А. Данилевского, О.В. Ефимову, В.В. Ковалева, В.Ф. Палия, А.Д. Шеремета, В.И. Терехина и др.

Большинство авторов при исследовании проблематики экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия традиционно выделяют в нем два вида: финансовый и управленческий анализ. Разделение экономического анализа на виды обусловлено разделением бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. В данном пособии управленческий анализ не рассматривается.

Для обеспечения эффективной деятельности предприятия руководству необходимо уметь реально оценивать его финансовое состояние, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:

а) владеть методикой оценки финансового состояния предприятия;

б) иметь соответствующее информационное обеспечение;

в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику.

Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и на потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, заменой оборудования или технологии, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности.

Основными функциями финансового анализа является:

- объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;

- выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

- выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

В зависимости от того, кто проводит анализ и какой информацией субъект анализа при его проведении располагает, финансовый анализ подразделяется на:

- внешний финансовый анализ (проводится по данным публичной финансовой отчетности);

- внутрихозяйственный финансовый анализ (проводится непосредственно на предприятии по данным бухгалтерского учета и отчетности, о технической подготовке производства, нормативной и плановой информации).

Особенностями внешнего анализа являются:

- значительное разнообразие субъектов анализа (инвесторы, акционеры, кредиторы, банки и другие кредитные учреждения, налоговые органы, органы государственной статистики, вышестоящие органы управления, т.е. пользователи публичной финансовой отчетности);

- множественность целей и интересов субъектов анализа (у каждого они свои и нередко диаметрально противоположные);

- ориентация анализа только на открытую (публикуемую) отчетность предприятия, что обуславливает ограниченность внешнего финансового анализа;

- максимальная открытость результатов анализа для конечных пользователей информации о деятельности предприятия.

Внутренний финансовый анализ использует всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия, в том числе доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Он более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли.

 

Задачи внешнего и внутрихозяйственного финансового анализа представлены на рис.1

 

 

  Анализ хозяйственной деятельности  
       
       
  Управленческий анализ   Финансовый анализ  
             
       
  Анализ обоснования и реализации бизнес-плана   Внутрихозяйственный финансовый анализ   Внешний финансовый анализ  
  Анализ системы маркетинга    
  Комплексный анализ экономической эффективности хозяйственной деятельности   Анализ абсолютных показателей прибыли  
  Анализ технико-организационного уровня     Анализ относительных показателей рентабельности
  Анализ использования производственных ресурсов   Анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости
  Анализ объема продукции   Анализ собственного капитала
  Анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли   Анализ использования заемных средств
        Рейтинговая оценка предприятий -эмитентов
                                       

 

 

Рис. 1 Задачи внешнего и внутрихозяйственного финансового анализа

 

Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга и по ряду других направлений.

Многообразие пользователей результатами финансового анализа повышает его значимость. Группы пользователей результата финансового анализа представлены на схеме 1.

 

  Внутренние I  
   
Пользователи результатами финансового анализа  
 
Заинтересованные II   Сторонние III

 

Схема 1. Группы пользователей результатами финансового анализа

 

К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней: бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов. Так, например, финансовому руководителю важно знать реальную оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния в целях повышения эффективности работы предприятия, а руководителю маркетинговой службы - для создания стратегии продвижения своей продукции на рынке.

Группу заинтересованных пользователей представляют собственники-акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия.

В третью группу входит многочисленное количество сторонних хозяйствующих субъектов со своими интересами:

- кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долг;

- потенциальные инвесторы с намерением принять решение о вкладе своих средств в предприятие;

- поставщики с уверенностью в платежеспособности своих клиентов;

- аудиторы, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов.

В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные партнерские группы могут пользоваться только публичной информацией.

Перечень основных пользователей результатами финансового анализа, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются при анализе предпринимательской деятельности, систематизированы в таб. № 1.

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.