КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность, виды и задачи финансового анализа
Курс лекций Финансовый анализ
Ярославль – 2008 Глава 1. Цели содержание и методы финансового анализа
Каждое предприятие, является элементом экономической системы, взаимодействует с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и др. субъектами. Финансовые отношения с субъектами рынка возникают в процессе формирования и использования собственных и заемных финансовых ресурсов для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности, осуществления социальной политики. Управление финансами предприятий - это специальный раздел менеджмента, существенным элементом которого является финансовый анализ. Финансовый анализ представляет собой метод оценки ретроспективного (т.е. того, что было в прошлом) и перспективного (того, что будет в будущем) финансового состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой информации. Одновременно финансовый анализ является неотъемлемой составной частью финансового планирования. Основу любой науки составляет ее предмет. Предмет финансового анализа - финансовые ресурсы и их потоки. В рыночной экономике роль финансового анализа не только усилилась, но и качественно изменилась. Это связано, прежде всего с тем, что финансовый анализ из рядового звена экономического анализа превратился в условиях рынка в главный метод оценки всей экономики. Другими словами, только финансовый анализ способен в комплексе исследовать и оценить все аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных с денежными потоками, а также возможное финансовое состояние данного объекта, дать ответ, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Следует отметить, что из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурсов. Практическая потребность в результатах финансового анализа, с целью повышения качества и обоснованности принимаемых решений по управлению предприятием, обусловила необходимость дальнейшей теоретической разработки методологии и методики проведения такого анализа. Существенный вклад в создание и развитие теории и практики финансового анализа внесли российские ученые и специалисты – практики, в числе которых можно назвать А.С.Бакаева, Ю.А. Данилевского, О.В. Ефимову, В.В. Ковалева, В.Ф. Палия, А.Д. Шеремета, В.И. Терехина и др. Большинство авторов при исследовании проблематики экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия традиционно выделяют в нем два вида: финансовый и управленческий анализ. Разделение экономического анализа на виды обусловлено разделением бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. В данном пособии управленческий анализ не рассматривается. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия руководству необходимо уметь реально оценивать его финансовое состояние, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо: а) владеть методикой оценки финансового состояния предприятия; б) иметь соответствующее информационное обеспечение; в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику. Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и на потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, заменой оборудования или технологии, должна пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности. Основными функциями финансового анализа является: - объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа; - выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов; - подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; - выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности. В зависимости от того, кто проводит анализ и какой информацией субъект анализа при его проведении располагает, финансовый анализ подразделяется на: - внешний финансовый анализ (проводится по данным публичной финансовой отчетности); - внутрихозяйственный финансовый анализ (проводится непосредственно на предприятии по данным бухгалтерского учета и отчетности, о технической подготовке производства, нормативной и плановой информации). Особенностями внешнего анализа являются: - значительное разнообразие субъектов анализа (инвесторы, акционеры, кредиторы, банки и другие кредитные учреждения, налоговые органы, органы государственной статистики, вышестоящие органы управления, т.е. пользователи публичной финансовой отчетности); - множественность целей и интересов субъектов анализа (у каждого они свои и нередко диаметрально противоположные); - ориентация анализа только на открытую (публикуемую) отчетность предприятия, что обуславливает ограниченность внешнего финансового анализа; - максимальная открытость результатов анализа для конечных пользователей информации о деятельности предприятия. Внутренний финансовый анализ использует всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия, в том числе доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Он более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли.
Задачи внешнего и внутрихозяйственного финансового анализа представлены на рис.1
Рис. 1 Задачи внешнего и внутрихозяйственного финансового анализа
Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга и по ряду других направлений. Многообразие пользователей результатами финансового анализа повышает его значимость. Группы пользователей результата финансового анализа представлены на схеме 1.
Схема 1. Группы пользователей результатами финансового анализа
К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней: бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов. Так, например, финансовому руководителю важно знать реальную оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния в целях повышения эффективности работы предприятия, а руководителю маркетинговой службы - для создания стратегии продвижения своей продукции на рынке. Группу заинтересованных пользователей представляют собственники-акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия. В третью группу входит многочисленное количество сторонних хозяйствующих субъектов со своими интересами: - кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долг; - потенциальные инвесторы с намерением принять решение о вкладе своих средств в предприятие; - поставщики с уверенностью в платежеспособности своих клиентов; - аудиторы, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов. В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные партнерские группы могут пользоваться только публичной информацией. Перечень основных пользователей результатами финансового анализа, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются при анализе предпринимательской деятельности, систематизированы в таб. № 1.
Таблица 1
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |