Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развития и поведения ребенка




ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО

 

Задачи психодиагностики и требования к ней. Показатели психического развития ребенка. Специфика методов исследования, доступных учителю.

 

Задачи психодиагностики и требования к ней.

 

Сформулированный Л.С. Выготским вопрос о диагностике развития фактически остается и сегодня в том же виде.

Диагностикой развития называют систему исследовательских приемов, задача которых – определение реального уровня развития. При определении реального уровня развития мы фиксируем плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой рост. Однако, важно оценить не только то, что уже созрело, но и то, что еще только созревает. Это особенно важно для ребенка, у которого очень немногие психические функции завершают процесс своего созревания в детском и подростковом периоде.

Определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов и функций, и составляет вторую задачу диагностического развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.

Итак, мы сталкиваемся с двумя задачами диагностики психического развития:

1. Определение реального уровня психического развития ребенка;

2. Определение зоны ближайшего развития.

Например, с целью диагностики интеллектуального развития ребенку предлагают ряд задач нарастающей трудности, стандартизированных по годам (месяцам) жизни. Определяется предел трудности задач, доступных для него, и соответствующий стандартный возраст. Тем самым устанавливается реальный умственный возраст.

Если при этом мы хотим узнать зону ближайшего развития ребенка, мы должны предложить ему следующую по уровню трудности задачу и, поскольку ребенок уже не в состоянии решить ее самостоятельно, взрослые либо подсказывают, либо сами начинают решать задачу, а далее смотрят, сможет ли он самостоятельно закончить ее решение или нет. К примеру, реальный уровень умственного развития двух детей соответствует 8 годам. Но определяя зону ближайшего развития, мы устанавливаем, что один ребенок с помощью взрослого решает задачи, приуроченные к 12 годам, а другой в состоянии продвинуться в сотрудничестве со взрослым лишь до 9-летнего стандартного возраста. Следовательно, в первом случае зона ближайшего развития составляет 4 года, а во втором случае только 1 год.

Итак, определение реального или актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.

По результатам этих исследований ставится психологический диагноз. Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз – предсказание на основе проделанных этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка, т.е. составляется программа коррекционной и развивающей работы. Эта программа обычно включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется школьным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом и родителями с помощью и под наблюдением школьного психолога.

Психологическая диагностика – это весьма сложная и ответственная деятельность. Она требует соответствующего образования и профессионального мастерства. К психодиагностике и психодиагностам предъявляют ряд социально-этических требований. Это соблюдение тайны психодиагностики, научная обоснованность психодиагностических методик, ненанесение ущерба обследуемым, открытость для них результатов обследования, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.

 

Показатели психического развития ребенка

Развитие познавательной сферы ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);

1. Формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации и т.д.);

2. Овладение системой разнообразных психических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности.

 

 

Специфика методов исследования, доступных учителю.

 

В педагогической и возрастной психологии используются те же методы, что и в других ветвях психологической науки.

Организация психологического исследования может быть различной.

Часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Например, сравнивая особенности мышления дошкольников (5 лет), младших школьников (9 лет) и подростков (13лет) выявляют возрастные тенденции в развитии интеллекта. Если же задача иная – определить зависимость развития интеллекта от типа обучения, мы подбираем и сравниваем другие группы – детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным программам. В этом случае делается другой вывод: там, где получены лучшие данные, обучение более эффективно: дети обучающиеся по определенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте этого типа обучения.

Лонгитюдинальный (или лонгитюдный) метод часто называется “продольным исследованием”. Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течении длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются “поперечными” срезами.

Метод срезов и лонгитюдинальный метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом.

Поставив перед собой исследовательскую задачу и наметив основные пути ее решения, психолог выбирает один из эмпирических методов исследования.

Наблюдение – один из методов сбора данных путем прямого зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления. В настоящее время некоторые психологи относятся специфически к методу наблюдения как основному методу исследования. Но как часто говорил Д.Б. Эльконин:”Острый психологический глаз важнее глупого эксперимента”. Факты, полученные методом наблюдения очень ценны. В. Штерн в результате наблюдения за развитием своих дочек, подготовил два тома исследований о развитии речи. В 1925 г. в Ленинграде под руководством Н.М. Щелованова была создана клиника нормального развития детей. Там наблюдали за ребенком 24 часа в сутки, и именно там были открыты все основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка. Концепция развития сенсомоторного интеллекта была построена Ж. Пиаже на основе наблюдения за тремя своими детьми. В.С. Мухина впервые описала развитие поведения двух своих сыновей – близнецов. Этот перечень примеров можно продолжить и это дает право утверждать, что метод наблюдения не изжил себя и к нему нельзя относиться пренебрежительно.

Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность, планомерность. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.

Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения. Главные ее моменты следующие:

1. Выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

2. Программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться. Например, фиксация поведения шестилеток, поступивших в школу на уроках, в перемену, дома, в общении с учителями, родителями, со сверстниками и т.д. Сбор широкой информации дает возможность выделить проблемы, требующие специального исследования.

3. Способ фиксации получаемой информации.

Особую проблему составляет сам наблюдатель: его присутствие может менять поведение интересующего нас человека. Эта проблема решается двумя путями: наблюдатель должен стать привычным членом коллектива, где он намерен вести наблюдение. Другой путь – наблюдать, оставаясь невидимым для объекта наблюдения.

Метод наблюдения используется не только в исследовательской, но и в практической деятельности, в том числе и в педагогической. Учитель наблюдает за поведением детей, за тем, как они выполняют различные задания в классе, и использует полученную информацию для совершенствования своей работы как с классом в целом, так и с отдельными учениками. Однако и в этом случае правильное заключение о тех или иных особенностях внутренней жизни ребенка сделать непросто.(приложение 7)

Для того, чтобы сделать наблюдение максимально эффективным необходимо соблюдать следующие условия:

1. Выработка в себе способности к наблюдению. Наблюдательность должна входить в реестр профессионально необходимых качеств педагога. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или говорить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей и понимания.

2. Соотнесение или подкрепление наблюдений со знаниями о развитии ребенка.

3. Организация наблюдения.

Эксперимент занимает главное место в психологических исследованиях. Его отличие от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования.

Различают два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Основное различие между ними состоит в том, что в лабораторном эксперименте испытуемый знает, что у него что-то проверяется, что он проходит какое-то исследование. В естественном эксперименте испытуемые этого не знают, т.к. эксперимент проводится в привычных для них условиях, о его проведении их не информируют.

Каждый из указанных видов эксперимента имеет свои достоинства и свои недостатки. Главное достоинство естественного эксперимента в том, что испытуемые не подозревают о введенных в их деятельность изменениях. Однако при этом виде эксперимента трудно фиксировать интересующие экспериментатора особенности деятельности детей.

В лабораторном эксперименте, наоборот, имеются большие возможности для сбора и точной фиксации данных, если он проводится в специально оборудованной для этого лаборатории. Но осознание учеником как себя вести может влиять на ход его деятельности.

В последующие десятилетия в нашей стране был проведен целый ряд длительных и очень значимых естественных экспериментов в области обучения. В частности эксперименты Д.Б. Эльконина и в.В. Давыдова позволили выделить условия воспитывающего и развивающего обучения, а также возрастные возможности детей в усвоении научных знаний.

Любой эксперимент включает в себя следующие этапы:

1. Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче;

2. Планирование хода эксперимента;

3. Проведение эксперимента: сбор данных;

4. Анализ полученных экспериментальных данных;

5. Выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.

Как лабораторный, так и естественный эксперименты подразделяются на констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент используется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. Например, исследовать представления детей шестилетнего возраста о живом и неживом.

В области педагогической психологии особенно важен формирующий эксперимент. Его применяют тогда, когда необходимо проследить усвоение новых знаний и действий при введении различных условий в процессе их формирования.

Кроме наблюдения и эксперимента возрастная и педагогическая психология использует также вспомогательные методы: беседа, изучение продуктов деятельности, тесты, анкетирование и др.

Развитие личности изучается с помощью бесед с детьми, письменных опросов и косвенных методов. К последним относятся проективные методы. Они основаны на принципе проекции – перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств. Например, в тесте КАТ неуспевающий ученик сочиняет историю о том, как мальчика–лентяя ругает отец за очередную “двойку”, а отличница наделяет того же персонажа противоположными качествами и повествует о его выдающихся успехах. Тот же механизм проявляется в окончании рассказов, которые придумывают дети (методика завершения рассказа), в продолжении фраз (методика неоконченных предложений) и т.д.

Беседа используется в разных вариантах. В одних случаях исследователь создает условия для его естественного возникновения. В этом случае собеседник подозревает, что он является предметом изучения. В других случаях человек соглашается на беседу, зная, что он является испытуемым. Подбор вопросов для беседы с детьми – большое искусство. Они должны быть понятными и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки.

Анкетирование. Подготовка анкеты – ответственная, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: содержание вопроса и их форма – открытые или закрытые (“да”,”нет”), их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), количество и порядок следования вопросов. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым.

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который об этом знает, но и о других людях, событиях и т.д.

Анализ продуктов деятельности (сочинений, контрольных по математике, рисунков и т.д.). Например, в детских рисунках отражаются особенности эмоционального состояния, особенности восприятия предметов, характер отношений с окружающими людьми. В педагогической психологии этот метод позволяет, например, по допущенным ошибкам получить информацию о процессе усвоения; в частности, об условиях, мешающих или способствующих этому процессу.

Отношения между детьми, сложившиеся в классе, позволяет определить социометрический метод. Ребенку представляется возможность выбрать трех сверстников, к которым он лучше всего относится, например, отвечая на вопрос:”С кем ты хочешь сидеть за одной партой?”. Выборы детей раскрывают структуру отношений в классе: больше всего выборов получают “звезды”– самые популярные дети в классе; есть дети предпочитаемые, дети, которых мало кто выбирает, отвергаемые, изолированные – их никто не выбирает, они в наибольшей степени нуждаются в помощи.

Интеллектуальное развитие личности изучается с помощью разнообразных методик, но главным образом – стандартизированных тестов.

Первые попытки экспериментального исследования развития ребенка были сделаны в начале ХХ века. Министерство просвещения Франции заказало известному психологу Альфреду Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 года начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные шкалы умственного развития.

В настоящее время популярностью пользуется тест Векслера, который включает вербальные и невербальные задания. По результатам исследования вычисляется IQ – интеллектуальный коэффициент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.