Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Растущего человека




ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И

Развитие. Особенности процесса развития. Проблема условий и движущих сил развития в зарубежной и отечественной психологии. Л.С. Выготский о ступенях культурного развития. Закон динамики возрастов. Социальная ситуация развития и кризисы развития. Периодизация психического развития в концепциях зарубежных и отечественных психологов. Понятие о ведущем виде деятельности. Взаимосвязь развития и обучения.

 

Развитие. Особенности процесса развития.

Одной из важнейших проблем возрастной психологии является проблема развития ребенка.

Развитие – это высший тип движения от одного качественного состояние к другому качественному состоянию. Развитие надо отличать от роста. Под ростом Д.Б. Эльконин подразумевал количественные изменения в процессе совершенствования той или иной психической функции. Он говорил: “Если не удается обнаружить качественных изменений – это рост”. Говоря о взаимосвязи между ростом и развитием, следует сказать, что развитие включает в себя явления роста как предпосылку и характеристику количественной стороны преобразований.

По мнению Б.Г. Ананьева и Л.С. Выготского, развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. Развитие прогрессивное – развитие вперед, развитие регрессивное – развитие назад. Соответственно выделяют акселератов – детей, опережающих в развитии; ретрагрантов – детей, отстающих в развитии.

Другая особенность развития состоит в том, что развитии, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

 

Проблема условий и движущих сил развития в зарубежной и отечественной психологии.

 

Долгое время проблема условий и движущих сил развития рассматривалась в плане воздействия двух факторов: наследственности и среды.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривался как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития – и его темп и его предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития (С. Холл, З. Фрейд).

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки – в идеях философа ХVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представители третьего направления считают, что оба фактора взаимодействуют, “конвергируют” друг с другом. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Они пересекаются, т.е. происходит конвергенция.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского. Он подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Таким образом, факторами психического развития считают наследственность, среду и активность развития. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, то действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Отечественные психологи считают, что наследуются несколько моментов – темперамент, задатки способностей, генетический код человеческого вида, патология, заложенная в генетическом коде, особенности внешнего вида, предающиеся по наследству. Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Второй фактор – среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности, культуре, языке, определяющие систему воспитания детей. Социальным опытом ребенок овладевает не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с другими людьми. В связи с этим возникает проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных ступенях развития разная. Можно сказать, что ребенок начинает свое психическое развитие в человеческом мире, где происходит передача индивиду достижений развития вида, в отличии от животных, у которых это происходит в результате действия наследственности. Примером может послужить овладение речью. Эта способность не является врожденной, а возникает в онтогенезе. Что же касается наследственных, биологических особенностей ребенка, то они составляют лишь необходимые условия возможности формирования этих способностей и функций. Так, например, для того, чтобы у ребенка сформировался речевой слух, конечно необходимо, чтобы он обладал органами слуха и речи. Однако только объективное существование речевых звуков в окружающем мире может объяснить, почему у него формируется речевой слух. (Приложение5)

Особый интерес вызывает действие третьего фактора – активности. Человеческий ребенок рождается самым беспомощным. Это позволяет как можно лучше присвоить опыт. Но это всегда активный процесс. Чтобы овладеть предметом или явлением, нужно активно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении. Только собственная активность ребенка по овладению действительностью, опосредованное его отношениями и общением со взрослыми является движущей силой психического развития ребенка. Активность ребенка выражается в подражательных (слова, игры, манера поведения), исполнительных (ребенок совершает действия, к которым его принуждает взрослый) и самостоятельных действиях.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, опираясь на ряд экспериментальный и теоретических исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного.

Уже на высших ступенях животного мира, но еще до человека, был отмечен интересный факт: обезьяна в некоторых случаях приспосабливалась к новым и затруднительным для нее условиям не непосредственно, а с помощью употребления внешних орудий (палок, ящиков и т.п.).

Такого факта у маленького ребенка мы еще не замечаем. Ребенок должен развиваться до 1,5 – 2 лет, чтобы впервые сформировалась способность употреблять внешние предметы как орудия. Этот факт определяется прежде всего тем, что главным в развитии ребенка является отсутствующий у животных процесс усвоения или “присвоения” опыта, который накоплен человечеством на протяжении общественной истории. Таким образом, ребенок не приспосабливается к окружающей среде, а присваивает исторический и видовой опыт. Приспособление – это изменение своих свойств под влиянием окружающей среды. Присвоение – это воспроизведение индивидом каких-то образцов.

Еще одна из одна особенность человеческого мозга, обеспечивающая психическое развитие – его пластичность. У животных процесс формирования мозга почти заканчивается к моменту рождения и большая часть мозгового вещества “занята” инстинктами, а у ребенка формирование мозга продолжается и после рождения, какая-то часть мозгового вещества “заполнена” инстинктами, но большая его часть готова к принятию информации (Приложение 6).

 

Л.С. Выготский о ступенях культурного развития. Закон динамики возрастов.

 

Л.С. Выготский считал рождение ребенка концом биологического и началом социального типа его существования. Он говорил, что для маленького ребенка мир внешних объектов сначала совершенно чужой, но постепенно ребенок сближается с ним и начинает овладевать этими объектами, начинает функционально использовать их как орудия. Это первая ступень в культурном развитии, когда в помощь прирожденным и простейшим приобретенным движениям образуются новые формы поведения.

“Вторая ступень культурного развития характеризуется возникновением в поведении ребенка опосредованных процессов, перестраивающих поведение на основе использования стимулов-знаков. Эти приемы поведения, приобретенные в процессе культурного опыта, перестраивают основные психологические функции ребенка, вооружают их новым оружием, развивают их”– Л.С. Выготский. Таким образом, все природные психические функции в процессе развития перестраиваются и становятся культурными психическими функциями. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым., в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризуется, т.е. становиться его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер– к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии. В формулировке Л.С. Выготского важнейший закон развития высших психических функций звучит следующим образом: “Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая”. В этой формулировке содержится две важнейшие мысли. Первая – психические процессы у человека с самого начала социальны и по своему происхождению, и по своему содержанию. Вторая – идея об интериоризации как процессе перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические. В общих чертах интериоризация проходит следующие три этапа:

1. Сначала взрослый, используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, или обращая внимание на что-то, или просто обращаясь к нему;

2. Ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3. Ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, т.е. обращается к самому себе во внутреннем плане. (Приложение 7).

Л.С. Выготский считает, что человечество развивается благодаря внедрению искусственных средств, что именно они перестраивают психику человека. В этой связи ученый приводит анекдот, рассказанный известным схоластом древности Буриданом:”На одинаковом расстоянии от осла стоят два одинаковых стога сена. И осел, не сумевший решить к какому стогу сена пойти, умирает с голоду”. Выготский считает, что человек ”вдвигает” в неразрешимую ситуацию искусственное средство. Таким образом, человечество пошло по пути развития исскуственных средств и благодаря им и психические функции становятся высшими. Такими средствами, орудиями внутренней психической жизни являются знаки. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия и овладеть ими. Они обладают двойной природой: материальной (являются материальными предметами, имеющими свою внешнюю форму – зрительную, слуховую и т.д.) и идеальной (содержат в себе значения, которые вбирают в себя идеальные представления – образы – некоторых предметов, процессов или явлений). Таким образом, знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму. Самым распространенным примером знаков являются слова человеческой речи. Например, слово “зима” имеет вполне определенную предметную форму (его можно увидеть или услышать, записать). Но суть этого слова не в сочетании конкретных звуков или букв, а в том, что оно вызывает в сознании человека совершенно определенный образ, который никак не связан с его звуковой или графической формой. В самом деле, само сочетание звуков “з-и-м-а” не содержит ничего “холодного”,”белого”,”снежного”, и в то же время это слово вызывает именно эти ощущения и представления. В качестве таких средств могут выступать и различные образцы, правила или способы действия. Ученик Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконин связывал становление произвольного и осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу. Важно, чтобы этот образец стал образцом, с которым ребенок сравнивал свое поведение. Это и есть осознание своего поведения и отношение к нему.

 

Социальная ситуация развития и кризисы развития.

 

Процесс развития в каждую возрастную эпоху представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Возраст – это относительно замкнутый период, значение которого определяется его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития.

Самым начальным и существенным моментом при общем определении динамики возраста является понимание отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, происходящих в развитии в течении данного периода. Но ребенок растет, совершенствуются его психические процессы, изменяется его структура личности, это уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться от бытия ребенка более раннего возраста. А если социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью, и если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста. Исследования показывают, что такая перестройка и составляет главное содержание критических возрастов.

Л.С.Выготский сформулировал основной закон динамики возрастов:”Движение силы развития ребенка в том или ином возрасте с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончания данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей возрастной ступени.”

Кризис развития – это процесс закономерный, неизбежный. Периоды между кризисами называются латентными периодами. На протяжении латентного периода происходит накопление каких-то состояний, в момент кризиса происходит разрушение этих состояний и образование новых, более высших. Кризисы могут быть бурно протекающими и мягкими, но совсем избежать кризиса нельзя.

Сензитивный период – это период, наиболее благоприятный для развития каких-либо психических функций (например, сензитивный период развития речи – 1-3 года; обучения грамоте – 6-7 лет и т.д.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.