Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели уровня цен

Виды уровней цен Формулы Экономическое содержание показателей и уровень наблюдения
1. Индивидуальный уровень цен р Цена конкретной единицы товара на определенный момент
2. Средние цены Средняя арифметическая взвешенная , Средний уровень цены товара-представителя (федеральный и местный).
где - средняя цена; Средний уровень цены по товарной группе (федеральный и региональный)
- стоимость реализованной продукции; Средние цены предприятий-производителей (федеральный и региональный)
р – цена товара; q – количество товаров;  
, где pi – цена товара в городах района; di - доля численности населения города в общей численности района (или доля потребительских расходов) Средняя взвешенная цена конкретного товара. Применяется при исчислении среднемесячной цены товара на региональном уровне
Средняя гармоническая взвешенная Средние цены приобретения (федеральный и региональный). Средние цены на отдельные виды платных услуг (федеральный и региональный) и т.п.
3. Обобщающие показатели уровня цен Стоимость набора из 25 основных продуктов питания , где - стоимость набора из 25 основных продуктов питания Исчисляется по федерации, отдельным регионам и городам России ежемесячно
Покупательная способность денежных доходов населения , где Ci - покупательная способность среднедушевого дохода населения по i -му товарному эквиваленту; Д – величина среднедушевого денежного дохода населения; - средняя цена товара-представителя в среднем по России Характеризует потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами (товарный эквивалент среднемесячного денежного дохода). Исчисляется ежегодно на федеральном и региональном уровнях и по социальным группам населения.

 

Индексный метод является основным методом всестороннего статистического исследования цен. Индексный метод позволяет изучить изменение цен во времени и пространстве или по сравнению с любым эталоном, а также выявить роль цен как фактора динамики сложных экономических явлений. В практике сложных статистических работ применяется система как частных (индивидуальных) индексов, так и система общих индексов. Частный (индивидуальный) индекс цен характеризует соотношение уровней цен одного вида товара.

Индекс цен – относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики) или в пространстве (территориальный индекс). Общий индекс цен – относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности разнородных товаров. При построении как индивидуальных, так и общих индексов применяется различная база сравнения: при постоянной базе сравнения исчисляются базисные индексы цен; при сравнении с предыдущим периодом – цепные индексы цен.

В научной литературе агрегатные индексы цен с фиксированными весами получили известность как «индекс Пааше» и «индекс Ласпейреса». Эффект Гершенкрона – систематическое опережение индексом Ласпейреса индекса Пааше.

На изменение средних цен оказывает влияние изменение уровней самих цен (индексируемых величин) и изменение в структуре изучаемой совокупности. С целью количественного измерения меры влияния этих факторов в статистике исчисляется система индексов цен переменного, фиксированного состава и индекс структурных сдвигов. Индекс цен переменного состава представляет произведение индекса цен фиксированного состава и индекса структурных сдвигов.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он исчисляется как отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Потребительский набор, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров, непродовольственных товаров и платных услуг. Расчет производится ежемесячно, ежеквартально, нарастающим итогом за период с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на предприятиях торговли, сферы услуг всех видов собственности и типов торговли (государственные, муниципальные, кооперативные, акционерные, арендные, частные, коммерческие) и на рынках. Наблюдения проводятся во всех регионах Российской Федерации.

Существенным признаком цен как элемента рыночного механизма являются их постоянные колебания, отражающие меняющуюся ситуацию на рынке, колебания спроса и предложения, различия в качестве товаров, технологии продажи, покупательной способности отдельных социальных слоев, а также конкуренцию.

Изменчивость рыночных цен в определенных пределах следует рассматривать не только как проявление нестабильности экономики, но и как естественный инструмент обеспечения важных пропорций рынка. Причем чем сбалансированнее рынок, тем стабиль­ней размах колебаний цен, тем устойчивее средний уровень цены. Однако полная стабилизация цен, стопроцентная ликвидация их колеблемости

В статистическом анализе вариации цен можно выделить следующие направления: оценка различий цен в пределах одного товара и товарной группы с однородными потребительскими свойствами, между дорогими и дешевыми разновидностями и сор­тами товара; определение сте­пени устойчивости вариации цен во времени; статистическое исследование колеблемости цен по территории: регионам, в городской и сельской местно­сти, в разных типах поселений; опре­деление различий цен одноименных товаров, реализуемых на раз­личных субрынках; изучение вариации цен покупки различными социальными и экономическими категориями населения (в частности, группами по доходу).

Анализ вариации цен в своей основе опирается на основные статистические показатели и методы исследования ко­леблемости: размах вариации, среднее линейное и среднее квадратическое отклонения, коэффициент вариации.

При необходимости более глубокого изучения проблемы колеб­лемости цен по территории используются статистические методы изучения взаимосвязи: коэффициент эластичности, регрессионная модель зависимости коэффициента вариации цен от значений по­казателей, характеризующих обследуемые группы регионов (сред­него уровня цен, показателя вариации среднедушевого денежного дохода, численности населения и т. д.).

Уровень инфляции характеризуется темпом увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предыдущем периодом и исчисляется на основе индекса потребительских цен, обычно за год в процентах. В практике и теории условно различают несколько уровней инфляции: низкая, ползучая, галопирующая, гиперинфляция и суперинфляция.

Устранение влияния изменения цен на макроэкономические показатели осуществляется тремя различными методами.

Первый метод заключается в процессе дефлятирования стоимостного показателя из текущих цен в цены предыдущего периода с помощью индекса-дефлятора. Индекс цен – дефлятор ВВП представляет собой агрегированный индекс цен. Он исчисляется путем деления величины анализируемого показателя в фактических ценах на его величину в сопоставимых (постоянных) ценах.

Индекс-дефлятор ВВП – отношение ВВП в текущих ценах к объему ВВП в постоянных ценах предыдущего года. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребления основных фондов в результате изменения цен, а также номинальной массы чистых налогов. Принято исчислять индекс по формуле Паше.

Вторая группа показателей призвана характеризовать влияние инфляционных процессов на уровень и структуру доходов и расходов населения, а также на уровень жизни народа в целом и его отдельных социальных групп.

К этой группе показателей могут быть отнесены система показателей потребительских цен и динамика цен на товары народного потребления, система показателей доходов и расходов населения, показатели покупательной способности рубля и покупательной способности средней заработной платы работающих, стоимость набора 25 основных продуктов питания, показатели динамики среднемесячной заработной платы и многие другие.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4 статистика цен и инфляции в коммерческой деятельности | Тема 5 статистика труда и рыночной инфраструктуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.