Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ факторов, определяющих эффективность рыночной деятельности




Эффективность- категория комплексная и может быть оценена лишь на основе системы показателей. Социально-экономический потенциал рынка товаров и услуг определяется совокупной способностью наличных ресурсов обеспечивать его функционирование с наибольшей эффективностью, оцениваемой с позиции наиболее полного удовлетворения потребностей в продуктах и услугах с единицы ресурсов. Оценка социально-экономического потенциала экономики в целом, ее отраслей и секторов, сфер деятельности и отдельных фирм в методологическом плане представляет собой комплексную проблему, так как эта способность зависит не только от объема наличных материальных и трудовых ресурсов, но и от совокупности других факторов, количественная характеристика влияния некоторых из них затруднена.

Такими факторами роста социально-экономического потенциала рынка товаров и услуг являются:

  1. рост объема материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов- экстенсивный фактор
  2. рост качества всех ресурсов- интенсивный фактор; сбалансированность всех видов ресурсов между собой- экстенсивный фактор
  3. рациональность размещения ресурсов по отраслям сферы обращения, сегментам рынка, организациям и т.п.- интенсивный фактор
  4. эффективность использования ресурсов, обеспечивающая получение возможно большего результата с единицы ресурсов, что увеличивает потенциальные возможности этих ресурсов.

Материальные и трудовые ресурсы являются факторами про­изводственной деятельности в сфере обращения, носителями ее социально-экономического потенциала. Отношения показателей результатов функционирования рынка к показателям общего объема ресурсов, обслуживающих процесс товарного обращения, или к объему каждого вида ресурсов (материальных или трудо­вых) позволяют определить уровень эффективности использова­ния ресурсов. На основе их изучения в динамике можно выявить основные тенденции изменения эффективности использования имеющих­ся ресурсов, т.е. изменение эффективности реализации социально-экономического потенциала рынка товаров. Показатели уровней эффективности целесообразно сопоставлять также по странам, регионам, различным секторам рынка товаров и др.

Показатели уровня эффективности использования текущих затрат этих ресурсов, связанных с достижением полученных результатов, всегда больше уровня эффективности использования ресурсов, так как не все имеющиеся ресурсы задействованы в каждом процессе. Сопоставление их темпов роста позволит охарактеризовать изменение эффективности использования имеющихся трудовых и материальных ресурсов, степени реализации потенциальных возможностей рынка. Методология оценки эффективности сферы обращения, эффективности использования ресурсов и затрат предполагает необходимость выбора показателей, наиболее полно характеризующих результаты, ресурсы и затраты рынка товаров, а также методики их исчисления. Выбор показателя результата (эффекта) функционирования рынка товаров является наиболее дискуссионным вопросом методологии, что связано со спецификой деятельности сферы обращения.

Эта специфика состоит в том, что, обслуживая процесс обращения товаров, сфера обращения одновременно участвует и в производстве валового внутреннего продукта страны, т.е. ее деятельность носит производственный характер. Поэтому система показателей результатов для наиболее полной характеристики эффекта должна включать как показатели ее обращенческой деятельности, так и показатели ее производственных результатов.

Исследование эффективности функционирования рынка товаров и услуг можно проводить в разных аспектах и на разных уровнях хозяйствования, оценивать эффективность отдельных рыночных процессов и видов деятельности (эффективность процесса реализации, отдельно эффективность рекламы и т.п.) и процесса товарного обращения в целом, эффективность деятельности отдельных юридических лиц — предприятий, организаций, фирм, бирж и др., а также каждой отдельной отрасли и всей этой сферы в целом.

Исходя из задач анализа для оценки социально-экономических результатов функционирования рынка продуктов и услуг, целесообразно использовать следующую систему показателей:

  1. валовая добавленная стоимость
  2. прибыль
  3. товарооборот

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

БЛОК-ПОКАЗАТЕЛЬ (в статистике рынка)—группа статистических пока­зателей, объединенных общими целями и содержанием соответствующих рыноч­ных процессов и явлений, которые они призваны характеризовать.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ, созданный в предприятиях рыноч­ной сферы, — один из главных показателей рынка в СНС, характеризует ту часть стоимости конечных продуктов и услуг, которая образована в результате деятельности предприятий сбыта, закупок, торговли и услуг.

ВНУТРИФИРМЕННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (в статистике рынка) — отчетность по тем или иным параметрам рыночной деятельности, которую фирма, занимаю­щаяся сбытом, торговлей или оказанием услуг, устанавливает своим предприя­тиям для собственных нужд (государством не регламентируется и не контроли­руется), используется в маркетинге.

ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ (в статистике рынка) — 1) несплошное обследование отдельных предприятий и фирм, которое проводится органами го­сударственной статистики с целью получения достоверной (репрезентативной) информации об их рыночной деятельности; может постепенно вытеснить сплош­ную отчётность; 2) несплошное обследование потребителей, которое проводится или органами государственной статистики, или маркетинговыми службами с целью изучения покупательского спроса и получения информации о покупательских мнениях и предпочтениях; 3) выборочная сеть «торговых корреспондентов», ко­торая организуется фирмами для получения конъюнктурной информации; 4) по­стоянное выборочное наблюдение (панель) семейных бюджетов.

ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (в сфере товарного обращения)—прира­щение стоимости продукта и услуги, характеризующее вклад предприятий сбы­та, закупок, торговли и услуг в создание национального продукта.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ НАЛОГ — понятие, согласно которому все субъек­ты рыночной деятельности (юридические лица) обязаны в соответствии с зако­нодательными актами безвозмездно представлять государственным органам оп­ределенную информацию, в том числе статистическую, в установленном объеме

и в указанные сроки.

МАССОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ — государственные учреждения, учреждения социально-бытовой сферы, учреждения науки и культуры, учебные заведения, компании, кооперативы, ассоциации и т. п., приобретающие товары для собст­венных нужд, удовлетворения потребностей обслуживаемых ими контингентов, выполнения профессиональных обязанностей и т. п., но не для производственного

потребления и не для перепродажи.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА — право предпринимателей сохранять в тайне ту информацию, разглашение которой может нанести им коммерческий ущерб; не затрагивает информацию, которую государство собирает в виде обязательной отчетности; однако при этом государственный орган берет на себя строгое обя­зательство соблюдать полную анонимность информации, не разглашать ее и использовать только в сводном виде; понятие К. Т. не противоречит информа­ционному налогу.

ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК — то же, что рынок отдельного товара.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА — система взаимосвязанных статистических по­казателей, построенная в виде набора счетов и таблиц, в ряде которых отража­лся рыночные явления и процессы.

ОПРОСЫ (в статистике рынка)—способ получения информации от насе­ления (потребителей), широко практикуемый при изучении покупательского спроса, мнений и предпочтений покупателей; нередко опрос проводится среди работников торговли; формой опроса является анкетирование (см. гл. 3).

ОТЧЕТНОСТЬ (в статистике рынка)—форма статистического наблюдения; предприятия сбыта, торговли, услуг, получившие государственную лицензию, обязываются представлять в установленные сроки и по определенной форме отчеты органам государственной статистики по основным показателям своей деятельности; ее разновидность — внутрифирменная отчетность.

ПАРТНЕР (на рынке)—участник рыночного процесса: продавец или поку­патель, вступивший в деловые отношения с другим участником рынка, как пра­вило, с намерением купить или продать товар (имеет и другой смысл — как уча­стник совместного предприятия).

ПОКУПАТЕЛЬ — 1) юридическое лицо или индивидуум, участник рыноч­ного процесса, приобретающий права собственности на товар у продавца в об­мен на деньги; 2) физическое лицо, покупающее товар в торговом предприятии для личного потребления.

ПОТРЕБИТЕЛЬ — индивидуум, использующий продукты и услуги для удов-летворени^ личных потребностей; в качестве коллективного потребителя может выступать семья, Совместно использующая некоторые товары; потребителем мо­гут быть производственные предприятия (производственный потребитель), уч­реждения, кооперативы, ассоциации, предприятия и т. п. (массовые потребите­ли).

ПРЕДМЕТ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТОВАРОВ (продуктов и услуг) — мас­совые явления и процессы рыночной деятельности, которые могут быть выражены количественно.

ПРОДАВЕЦ—1) юридическое лицо или индивидуум, участник рыночного процесса, уступающий права собственности на товар покупателю в обмен на деньги; 2) физическое лицо, занимающееся непосредственной продажей (отпуск-ком) товара и обслуживанием покупателя,

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ —производственное предприятие, приобретающее продукты (сырье и готовые средства производства и некоторые предметы потребления и услуги (производственного назначения) для осуществ­ления производственных функций (производства других товаров).,

РЫНОК ТОВАРОВ (продуктов и услуг)—система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями, подразделя­ется на рынок средств производства, рынок товаров потребительского назначе­ния и рынок услуг.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТОВАРОВ (продукттов и услуг)—иерархическое построение показателей, базирующихся на основных категориях рынка и имеющих своей целью отразить рыночную, деятель­ность; показатели сгруппированы в виде пяти блоков: рыночной конъюнктуры; состояния и поведения цен; наличия и движения товарной массы; рыночной ин­фраструктуры и социально-экономических результатов рыночной деятельности.

СНС — система национальных счетов.

СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ (продуктов и услуг) — раздел (отрасль)-социально-экономической статистики, изучающий состояние и развитие рынка, его масштаб, состав, основные тенденции и закономерности, зависимость рынка от воздействия комплекса факторов, с одной стороны, и влияния) рынка на экономику и социальную жизнь — с другой (предмет статистики рынка).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

АГЕНТ (производителей, по сбыту, по покупкам и др.) — юридическое или физическое лицо, участвующее в товародвижении по поручению продавца или покупателя, но не принимающее прав собственности; уровнем канала товародви­жениями является.

АКТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ — разовый обмен товара на деньги; является еди­ничным элементом товарооборота; обладает всеми его признаками и свойствами.

БАЛАНС ТОВАРОВ (продуктов)—система показателей, связывающих фор­мирование товарных ресурсов (товарного предложения) и их использование; в то же время — метод анализа товарных связей продавцов и покупателей на опг товом рынке.

БАЛАНС ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ розничного товарооборота — сис­тема показателей, связывающих товарные ресурсы (товарное предложение) с розничным товарооборотом (в стоимостных единицах); в то же время — метод анализа сбалансированности предложения и спроса на потребительском рынке.

БРОКЕР (в оптовой торговле) — юридическое лицо, посредничающее между продавцом и покупателем, получающее за это комиссионное вознаграждение, иногда участвующее в финансовых расчетах оптовой торговли; прав собственно­сти на себя не принимает и не является уровнем канала товародвижения.

ДЖОББЕР— торговый посредник, оптовая фирма, покупающая и продаю­щая товары; может быть уровнем канала товародвижения; особенность Д. — не имеет складской сети и продает товар «с колес» (без промежуточного завоза на склады).

ДИЛЕР— торговый посредник, оптово-розничная фирма, покупающая товар у производителя и продающая его потребителям; занимается послепродажным обслуживанием; является уровнем канала товародвижения.

ДЛИНА КАНАЛА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ— число его уровней, см. также звенность товародвижения.

ДИСТРИБЬЮТОР — 1) торговый посредник (в широком смысле); 2) круп­ная оптовая фирма, занимающаяся закупкой, хранением и продажей товаров; является уровнем канала товародвижения.

ДОЛЯ (УДЕЛЬНЫЙ ВЕС) ТОВАРА В ТОВАРООБОРОТЕ — отношение

(обычно процентное) размера продажи одного товара или товарной группы к общему объему продажи всех или части товаров; характеризует место товара в товарообороте; исчисляется в фактических и сопоставимых ценах.

ДОЛЯ (УДЕЛЬНЫЙ ВЕС) ОТДЕЛЬНОГО СУБРЫНКА В ОБЩЕМ ОБЪ­ЕМЕ ТОВАРООБОРОТА — отношение товарооборота отдельного субрынка (на­пример, городского рынка сельскохозяйственных продуктов) к товарообороту всего рынка; исчисляется по сопоставимому кругу товаров (с учетом различий в качестве) и в сопоставимых ценах.

ЗВЕННОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ (КОММЕРЧЕСКАЯ) — число перепро­даж товаров, или число уровней канала товародвижения.

ЗВЕННОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ (СКЛАДСКАЯ) — число складов, ко­торые миновал товар на пути от производителя к потребителю.

ИНДЕКС ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА (струк­турных сдвигов населения) — субиндекс системы индексов переменного и фиксированного состава, отражает влияние изменений в структуре населения (возраст­ной или социальной) на динамику или региональные сопоставления среднего товарооборота на душу населения.

ИНДЕКС ДОЛИ — показатель изменения товарной структуры товарообо­рота; представляет собой отношение доли (удельного веса) отдельного товара или товарной группы в текущем периоде с базисным.

ИНДЕКС ЛОКАЛИЗАЦИИ ТОВАРООБОРОТА —показатель географиче­ской ассоциации, используется в региональном анализе; представляет собой от­ношение удельных весов товарооборота и факторного признака в общем объеме по всей территории.

ИНДЕКС ТОВАРООБОРОТА — относительная величина, позволяющая срав­нивать совокупность разнородных товаров текущего периода с базисной сово­купностью (в ценах соответствующих периодов); характеризует изменение: стои­мости реализованной товарной массы, денежной выручки продавца, расходов покупателя на приобретение товаров.

ИНДЕКС ТОВАРООБОРОТА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ — относительная величина, позволяющая уравнивать товарооборот на душу населения текущего периода с базисным; дает возможность исключить влияние динамики численно­сти населения; исчисляется в фактических и сопоставимых ценах.

ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА —относительная величина, позволяющая сравнивать изменение совокупности разнородных това­ров в сопоставимых ценах; отражает влияние изменения количественного фак­тора (количества товаров и их ассортимента) на динамику стоимости товаров; исчисляется в ценах базисного периода (по схеме Ласпейреса) и в ценах теку­щего периода (по схеме Пааше).

ИНДЕКС ЦЕННОСТНОГО ФАКТОРА ТОВАРООБОРОТА —строится так же как индекс цен (см. гл. 4); отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота.

ИНДЕКСНАЯ ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ (АДДИТИВНАЯ) — представляет собой разложение абсолютного прироста товарооборота; исчисляется как сумма частных факторных приростов товарооборота.

ИНДЕКСНАЯ ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ (МУЛЬТИПЛИКАТИВНАЯ)—представляет собой разложение индекса товарооборота по факторам; исчисляется как произведение соответствующих факторных индексов.

КАНАЛ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ (то же, что и канал распределения или ка­нал сбыта) —совокупность производителей, торговых посредников и конечных потребителей, в определенной последовательности участвующих в процессе до­ведения товара от производителя до потребителя; К. Т. состоят из некоторого числа уровней, выделяются прямые К. Т. (без участия посредников) и косвен­ные, с одним и более уровнями.

КОЭФФИЦИЕНТ АРИТМИЧНОСТИ ПОСТАВКИ — показатель, характери зующий степень отклонения фактической поставки от договорных размеров по согласованным периодам поставки.

КОЭФФИЦИЕНТ ВАРИАЦИИ ПОСТАВКИ — показатель, обратный коэф­фициенту равномерности поставки; исчисляется как процентное отношение среднеквадратического отклонения фактической поставки от среднего уровня по­ставки к этому среднему уровню.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗВЕННОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ (КОММЕРЧЕ­СКИЙ)— показатель, характеризующий число перепродаж товара на пути от производителя к потребителю (т. е. уровней канала товародвижения); исчисля­ется как отношение валового товарооборота к чистому с поправкой на измене­ние товарных запасов.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗВЕННОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ (СКЛАДСКОЙ)— показатель, характеризующий число складов, которые прошел товар на пути от производителя к потребителю; исчисляется по накладным и другим докумен­там.

КОЭФФИЦИЕНТ ЛОКАЛИЗАЦИИ ТОВАРООБОРОТА —показатель гео­графической ассоциации, характеризующий обусловленность территориального распределения товарооборота влиянием каких-либо факторов; исчисляется как 1/2 линейного отклонения удельных весов каждого региона в общем объеме товарооборота и в общем объеме факторного признака, деленном на 100; чем ближе К. Л. Т. к 0, тем теснее связь, чем ближе к 1, тем она слабее.

КОЭФФИЦИЕНТ РАВНОМЕРНОСТИ ПОСТАВКИ — показатель, характе­ризующий степень выполнения договорных обязательств о поставке товаров равными партиями через равные промежутки времени; определяется как разница между 100% и коэффициентом вариации поставки.

ОТГРУЗКА — отпуск товара оптовому покупателю.

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ—1) первый этап товародвижения, где в качестве покупателей выступают оптовые посредники, производственные и массовые по­требители; 2) подотрасль торговли, специализирующаяся на оптово-посредниче-ских операциях.

ПОТРЕБИТЕЛЬ (на рынке) — последнее звено товародвижения, конечный покупатель товара.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (на рынке) — индивидуальный покупатель, население, конечный покупатель на потребительском рынке, в рознич­ной торговле.

ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВЫЙ — конечный покупатель на оптовом рынке, государственные, кооперативные, частные учреждения и предприятия, учебные заведения, учреждения социально-бытового типа и т. п., приобретающие товары для осуществления своей профессиональной деятельности, но не для производ­ственных целей.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ —конечный покупатель на опто­вом рынке, производственные предприятия, приобретающие товары (средства производства и предметы потребления) для производственных нужд.

ПРОДАЖА ТОВАРОВ — процесс обмена товаров на деньги, синоним това­рооборота; иногда понимается как продажа продукта.

ПРОДАЖА УСЛУГ — процесс обмена услуг на деньги, самостоятельная часть товарооборота.

ПРОДУКТ — предмет, обладающий полезными свойствами и предназначен­ный для продажи (специфический продукт, не имеющий материально-вещественной формы — интеллектуальный продукт); П. — одна из форм товара.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ (на рынке)—первый продавец товара и участник кана­ла товародвижения.

РАВНОМЕРНОСТЬ ПОСТАВКИ — поступление товара равными партиям» через одинаковые промежутки времени.

РИТМИЧНОСТЬ ПОСТАВКИ — поступление товара в сроки и в количестве, установленными договором (контрактом).

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ—1) заключительный этап товародвижения; 2) подотрасль торговли, специализировавшаяся на продаже товаров населению.

САЛЬДО ВВОЗА-ВЫВОЗА — показатель межрегиональных товарных связей; исчисляется как разность между объемами товаров, вывозимых за пределы региона, и товаров, ввозимых в регион.

СБЫТ—1) продажа товара его собственником; 2) продажа товара производителем или специализированной сбытовой фирмой.

СТАТИСТИКА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И ТОВАРООБОРОТА — раздел ста­тистики рынка (см. гл. 1), изучающий процессы перемещения и купли-продажи товаров.

ТАБЛИЦА ВВОЗА-ВЫВОЗА — расшифровка шахматного баланса, позво­ляющая сопоставить в табличной форме показатели производства и потребле­ния, ввоза и вывоза, рассчитать их сальдо.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ТОВАРООБОРОТА —относительный по­казатель, позволяющий сравнивать товарооборот различных регионов, как пра­вило, исчисляется на душу населения в сопоставимых (стандартных) ценах.

ТОВАР — предмет (продукт) или действие (услуга), обладающие полезны­ми потребительскими свойствами и предназначенные для продажи.

ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ТОВАРООБОРОТА — 1) совокупность отдельных товаров или товарных групп, находящихся по отношению друг к другу в опре­деленных пропорциях; 2) доля каждого товара или товарной группы в общей совокупности товаров; 3) качественная характеристика состава товарооборота с потребительских позиций.

ТОВАРОДВИЖЕНИЕ — процесс перемещения товара в географическом и экономическом пространстве: физическое передвижение товара и процесс пе­рехода товара от одного к другому собственнику,

ТОВАРООБОРОТ—1) процесс обмена товаров на деньги, совокупность единичных актов купли-продажи; 2) стоимость проданных товаров, эквивалент­ная денежной выручке продавца и расходам покупателя на приобретение това­ров; 3) косвенная характеристика удовлетворенного покупательского спроса.

ТОВАРООБОРОТ ВАЛОВОЙ — сумма всех перепродаж товара на пути от производителя до потребителя.

ТОВАРООБОРОТ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ — показатель, характеризующий уровень индивидуального товарного потребления; исчисляется как отно­шение розничного товарооборота к среднегодовой численности населения; ис­пользуется как показатель, исключающий влияние численности населения в ди­намических и межрегиональных сопоставлениях.

ТОВАРООБОРОТ ОПТОВЫЙ —продажа товара крупными партиями произ­водителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для по­следующей перепродажи, а также производственным или массовым потребите­лям.

ТОВАРООБОРОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ —товарная масса, вовлеченная в сферу товарного обращения; продажа товаров производителями.

ТОВАРООБОРОТ РОЗНИЧНЫЙ — продажа товаров населению.

ТОВАРООБОРОТ МЕЛКООПТОВЫЙ — продажа товаров сравнительно не большими партиями юридическим и физическим лицам по ценам ниже оптовых: и выше розничных.

ТОВАРООБОРОТ ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЙ — продажа товаров тор­говыми предприятиями.

УРОВЕНЬ КАНАЛА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ — торговый посредник, прини­мающий на себя права собственности, т. е. покупающий и продающий товар; производитель и конечный покупатель (потребитель) в число У..К. Т. не входят (см. Длина канала товародвижения).

УСЛУГА — полезное действие, направленное на удовлетворение определен­ных потребностей и осуществляемое в обмен на деньги; услуга является особой формой товара.

ШАХМАТНЫЙ БАЛАНС — табличная модель межрегиональных товарных связей.

ВАРИАЦИЯ ЦЕН — колеблемость цен вокруг представительного и устой­чивого уревня (чаще всего среднего), обусловленного перекрещивающимся влиянием различных социально-экономических факторов; обычно оценивается с помощью коэффициента вариации.

ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ТОВАРЫ — субституты (удовлетворяющие одну и ту же потребность), комплектующие или сопутствующие товары. Например, для х-модели автомобиля субститутом является у-модель, комплектующими товарами — запасные или сменные части, сопутствующими — бензин, масла и т. п.

ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ — показатель, характеризующий динамику инфля­ции; обычно исчисляется как индекс потребительских цен.

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН — показатель, отражающий динамику цен на потребительские товары (продукты) и услуги; строится по ценам товаров-представителей, входящих в потребительскую корзину; обычно имеет форму индекса Ласпейреса.

ИНДЕКС СРЕДНИХ ЦЕН — отношение средних цен текущего периода к базисному; представляет собой индекс переменного состава и может быть разложен на два субиндекса: фиксированного состава (индекс цен в неизменной-структуре продажи) и индекс структурных сдвигов (индекс влияния изменени в структуре продажи на динамику среднего уровня цен).

ИНДЕКС ЦЕН (ОБЩИЙ)— относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности разнородных товаров; строятся индексы: агрегатный, когда количество товаров учитывается в натуральных единицах, средний арифметический (индекс цен Ласпейреса) и средний гармонический (индекс цен Пааше), когда продажа учитывается в стоимостных единицах.

ИНДЕКС ЦЕН ЛАСПЕЙРЕСА —индекс цен, взвешенных по весам базис­ного периода; основная форма индекса, используемая в практике статистики цен

ИНДЕКС ЦЕН ПААШЕ — индекс цен, взвешенных по весам текущего пе риеда.

ИНДЕКС ЦЕН ФИШЕРА (идеальный индекс) — средняя геометрическая произведения индексов цен Пааше и Ласпейреса.

ИНДЕКС СООТНОШЕНИЯ ЦЕН — относительная величина, позволяюща сравнивать цены одного субрынка с другим; строится по формуле агрегатног индекса цен, где в качестве весов используется структура продажи одного субрынков; вариантом И. С. Ц. является территориальный индекс цен.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН — отношение цен трварев-предста вителей текущего периода к базисному.

ИНФЛЯЦИЯ — повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванные нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ЦЕН— процентное изменение однако из взаимозависимых товаров вследствие изменения цены другого (базового) товара на один процент.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА — набор товаров-представителей, по которым исчисляется общий индекс потребительских цен.

СРЕДНЯЯ ЦЕНА — обобщающий показатель уровня цен; исчисляется во времени и в пространстве, а также по однородным группам товаров; для расчета С. Ц. используются разные формы средних величин: средняя арифметическая (простая и взвешенная), когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении; средняя гармоническая, когда в качестве весов используются данные о продаже товаров в стоимостном выра­жении. Иногда в качестве весов применяются косвенные показатели: численность населения, время, в течение которого продавался товар; абсолютные веса могут быть заменены относительными.

СТАТИСТИКА ЦЕН — раздел статистики рынка и социально-экономической статистики, изучающий состояние, изменение, колеблемость и структуру цен.

СТРУКТУРА ЦЕН —удельный вес отдельных ценообразующих элементов в продажной (оптовой или розничной) цене.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ ЦЕН — относительные показатели, поз­воляющие сравнивать цены различных регионов; строятся по формуле агрегат­ного индекса, где в качестве весов используются стандартные структуры прода­жи — одного из регионов или же средние по всей территории.

ТОВАР-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ —конкретная марка, артикул или малая товар­ная группа, в основе которой общность потребительского назначения.

УРОВЕНЬ ЦЕН — обобщающий, или средний, показатель, характеризующий состояние цен за какой-то период времени, по определенной территории, пе со­вокупности предприятий (субрынков), по набору товаров или товарных видов с близкими потребительскими качествами, по социальным группам потребите­лей и т. д.; определяется как индивидуальная цена, средняя цена или отношение цены к среднему доходу потребителей.

ТОВАРНЫЙ ЗАПАС — товар, ожидающий момента продажи.

ОБОРОТ ТОВАРА — единичный завершенный акт смены владельца товара посредством его покупки, трансформации в товарный запас и последующей про­дажи.

КРУГООБОРОТ ТОВАРНОЙ МАССЫ —непрерывный, стохастический про­цесс вращения товарной массы в каналах рынка.

ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ — понятие, осредняющее кругооборот то­варной массы. Представляет собой законченный процесс; его истоки — вовлече­ние товара в сферу товарного обращения и завершение — переход в сферу по­требления.

РЕЗЕРВНЫЙ (СТРАХОВОЙ) ОБЪЕМ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ — постоянное количество товарной массы, гарантирующее своему владельцу бесперебой­ную работу торгового предприятия или склада в непредвиденных случаях.

МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ ОБЪЕМ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ — величина, которая свидетельствует о необходимости пополнения запаса товаров.

МАКСИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ — максимально возможная их величина при условии поступления всех заказанных товаров.

СРЕДНИЕ ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ — показатель, характеризующий уровень запаса товаров как в-целом, так и по отдельным товарам.

СРЕДНЕЕ СОСТОЯНИЕ СКЛАДА —характеристика полноты использова­ния складских помещений.

ЗАПАСОЕМКОСТЬ — показатель, характеризующий объем товарных запа­сов на единицу товарооборота.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТОВАРООБОРОТА ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ —показатель, характеризующий число дней торговли, на которые хватит товарных запасов до момента их полного истощения.

СКОРОСТЬ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ —число оборотов (продаж), через которые прошел товар, находясь в сфере товарного обращения.

ВРЕМЯ ОДНОГО ОБОРОТА — число дней, в течение которых товар на­ходился в форме товарного запаса.

НЕХОДОВЫЕ И ЗАЛЕЖАЛЫЕ ТОВАРЫ— товары, не пользующиеся спросом, низкого качества, потерявшие товарный вид, технически устаревшие или вышедшие из моды.

БАЛАНС ДВИЖЕНИЯ ТОРГОВОЙ СЕТИ — способ расчета численности и размера торговых предприятий.

ИНДЕКС ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА в торговле (сфере услуг) — показатель динамики товарооборота на одного работника в сопоставимых ценах с учетом трудоемкости продажи (обслуживания).

ИНДЕКСНЫЕ МОДЕЛИ ЧИСЛЕННОСТИ И РАЗМЕРА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ — показатели развития торговой сети и роли фактора кон­центрации торговли.

ИНДЕКСНЫЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТОРГОВЫМИ ПРЕД ПРИЯТИЯМИ—показатели динамики плотности торговой сети и роли отдель­ных факторов в этом процессе.

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих рыночную деятель­ность.

КОЭФФИЦИЕНТ ПЛОТНОСТИ ТОРГОВОЙ СЕТИ —отношение числа предприятий или их площади к численности населения (умножается на 10 тыс.); исчисляется также обратный показатель — отношение числа жителей к числу предприятий или их пшощади.

МАГАЗИН — основной тип предприятий розничной торговли, главные при­знаки которого: наличие торгового зала, помещений для хранения товаров, под­готовки товаров к продаже, административных и подсобных помещений.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА —совокупность материальных элементов (зданий, сооружений, оборудования, информационных средств, транспорта и т. п.), а также научно обоснованных методов их эффек­тивного использования в целях обеспечения рыночной деятельности.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ (плотность торговой сети) — экономический и социальный показатель качества торгового обслуживания; исчисляется как число торговых предприятий (пред­приятий массового питания, услуг) или их площадь (число мест для посетите­лей) на 10 тыс. чел. населения; используется также в региональном анализе.

ОПТОВАЯ БАЗА — основной тип предприятий оптовой торговли, главные признаки которого: наличие складских помещений, лабораторий по контролю товаров, помещений для доработки, расфасовки, упаковки и подсортировки то­варов, устройств для приема и отгрузки товаров, административных, подсобных и бытовых помещений.

ПЛОТНОСТЬ ТОРГОВОЙ СЕТИ —то же, что обеспеченность населения торговыми предприятиями.

ПРЕДПРИЯТИЕ ТОРГОВОЕ (сбыта, массового питания, услуг)—юриди­ческое лицо, выполняющее функции торговли (сбыта, услуг) и обладающее соб­ственным или арендованным помещением (зданием); часто торговым предприя­тием называют торговую единицу.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ (ЭФФЕКТИВНОСТЬ) ТРУДА В ТОРГОВЛЕ (сбыте, сфере услуг)—товарооборот (продажа услуг) на одного работника с учетом трудоемкости продажи.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ (УСЛУГ) - число покупателей (клиентов), которое может быть обслужено при данной фор­ме торговли (услуг) за рабочий день или час.

РАЗМЕР ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ (УСЛУГ) — площадь торгового по мещения (в том числе торгового зала); в предприятиях массового питания и услуг — число мест для клиентов; в оптовых торгово-сбытовых предприятиях — площадь или емкость складских помещений.

СКЛАДСКАЯ СЕТЬ— совокупность помещений для хранения товаров в оп­товой и розничной торговле.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ — совокупность торговых предприятий, продающих отдельные виды или группы товаров.

ТОРГОВАЯ ЕДИНИЦА (единица сферы услуг)—территориально обособ­ленное помещение (здание или его часть), соответствующим образом оборудо­ванное, выполняющее функции приема, хранения, подготовки к продаже и про­дажи товаров (обслуживания клиентов).

ТОРГОВАЯ СЕТЬ — совокупность торговых предприятий (торговых единиц).

ТРУДОВОЙ КОНТИНГЕНТ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР — число занятых в предприятиях сферы товарного обращения (включая сферу услуг)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ — торговое предприятие, продающее широкий или узкий комплекс товаров.

ВАЛОВОЙ ВЫПУСК— объем реализованного наложения, представляющего собой разность между стоимостью товаров, поступающих на рынок, и стои­мостью их реализации (на микроуровне — валовой доход).

ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ —часть валового выпуска, остающаяся, после исключения промежуточного потребления. Отражает вклад от­раслей товарного обращения, обслуживающих рыночные процессы, в создание валового внутреннего продукта (см. Валовой выпуск).

ЗАТРАТОЕМКОСТЬ — издержкоемкость.

ИЗДЕРЖКОЕМКОСТЬ — показатель, обратный уровню издержек обращения

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ —выраженные в денежной форме текущие за-4 траты живого и овеществленного труда, связанные с осуществлением процесса товарного обращения, с функционированием рынка товаров.

ИНВЕСТИЦИИ— единовременные затраты (капитальные вложения), свя­занные с воспроизводством основных фондов рынка товаров.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ СФЕРЫ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕ­НИЯ— затраты сферы обращения на единицу стоимости продукции и услуг других отраслей.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛНЫХ ЗАТРАТ —общие (прямыми косвенные) за­траты отраслей сферы товарного обращения на единицу стоимости продукции других отраслей, осуществленные по всей цепочке технологических связей.

НОМЕНКЛАТУРА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ — систематизированный и утверждаемый в установленном порядке единый перечень видов расходов на рыночные процессы.

ОБОБЩАЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ— показатели эффек­тивности использования совокупных ресурсов социально-экономического потен­циала рынка товаров, а также показатели эффективности использования затрат живого и овеществленного труда, рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема ресурсов или затрат.

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ — издержки, изменение объема которых находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота (расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, на упаковку, на процесс купли-продажи и др.) (см. Издержки обращения).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА — отношение результата функциониро­вания рынка товаров (объема товарооборота, реализации товаров и услуг) к среднегодовой численности занятых.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ —стоимость всех продуктов (кроме основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода в процессе обращения товаров, доведения их до потребителя путем реализации.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ — основной показатель экономической эффективности торговли (сбыта, услуг); исчисляется как относительный уровень прибыли к то­варообороту, издержкам обращения и т. д.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА ТОВАРОВ —

совокупная способность трудовых, материально-технических, финансовых и дру­гих ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ — функционирова ние рынка товаров: достижение максимальных результатов на единицу ресур­сов экономического потенциала рынка продуктов и услуг или на единицу теку­щих затрат, связанных с достижением данного результата (объема товарообо­рота, реализации товаров и услуг, объема валовой добавленной стоимости, при­были и др.).

УРОВЕНЬ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ— объем издержек обращения на 100 руб. товарооборота.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ —определенные соотношения (неравенства) темпов роста основных показателей функционирования рынка товаров и услуг (результатов, ресурсов и затрат).

УСЛОВНО-ПОСТОЯННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ —стоимость затрат живого и овеществленного труда на товарное обращение, изменение объема ко­торых не зависит от изменения объема товарооборота (административно-управленческие и тому подобные расходы).

ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ — средняя стоимость основных фондов сферы товарного обращения на одного занятого в этой сфере.

ФОНДОЕМКОСТЬ — показатель, обратный уровню фондоотдачи.

ФОНДООТДАЧА— объем результата функционирования рынка товаров на «диницу среднегодовой стоимости его основных фондов.

ЭФФЕКТ функционирования рынка товаров — совокупность экономических, социальных и финансовых результатов, характеризуемых системой показателей (см. Социально-экономическая эффективность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.