Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система статистических показателей оценки качества промышленной продукции




Многообразие видов деятельности (планирование, маркетинго­вые исследования, работа с поставщиками, анализ и контроль процессов в организации и др.) приводит к необходимости при­менения самых различных характеристик и показателей качест­ва. Их выбор связан с особенностями организации, технологий производства, свойств и назначения продуктов и услуг.

Количественная характеристика качества может отражать од­но или несколько свойств продукции и учитывать условия ее со­здания, эксплуатации или потребления. Показатели качества мо­гут отражать массу, размер, процентное содержание вещества, трудоемкость изготовления, безотказность в работе и др.

В зависимости от характеризуемых параметров (свойств) раз­личают единичные и комплексные показатели качества.

Большое значение для комплексной оценки качества слож­ной продукции имеет выбор эталона качества. Для получения комплексной оценки один экземпляр продукции выбирается за эталон. Качество остальных экземпляров выражается в единицах эталонного качества.

Качество продукции может быть представлено в натуральных и стоимостных единицах измерения. Если качество изделия может быть оценено потребителем только по одному параметру, то проблема заключается в выборе этого параметра.

Качество многих видов продукции может оцениваться на­дежностью. Наиболее распространенными показателями надеж­ности являются: исправность, неисправность, работоспособность, отказ, полный отказ, частичный отказ, безотказность, долговечность,

ремонтопригодность, надежность, восстанавливаемость, сохраняемость.

Для прогнозирования отказов необходимы фактические дан­ные о частоте отказов за время использования оборудования по назначению.

При обработке информации применяется величина, обратная частоте отказов – «среднее время между отказами».

Для исследования надежности используются достаточно

Причинами изготовления ненадежной продукции могут быть:

• отсутствие регулярной проверки соответствия стандартам;

• ошибки в применении материалов и неправильный кон­троль материалов в ходе производства;

• неправильный учет и отчетность по контролю, включая ин­
формацию об усовершенствовании технологии;

• не отвечающие стандартам схемы выборочного контроля;

• отсутствие испытаний материалов на их соответствие;

• невыполнение стандартов по приемочным испытаниям;

• отсутствие инструктивных материалов и указаний по прове­дению контроля;

• нерегулярное использование отчетов по контролю для усо­вершенствования технологического процесса.

Наибольшее распространение в исследованиях надежности получил показатель «интенсивность отказов». Он обозначается греческой буквой (лямбда):

где n - число выбывших из строя изделий;

N - общее число изделий;

— среднее время испытаний.

Среднее время испытаний определяется по формуле

где — число изделий в испытательной группе;

продолжительность испытаний данной группы.

 


где — количество отказавших изделий в данной группе;

- количество отказов за одно и то же время испытаний;

- продолжительность испытаний для вывода изделия из строя.

В условиях рыночной экономики все большее значение при­обретают эстетические показатели качества (внешний вид, фор­ма, соответствие моде и др.); эргономические показатели (гигие­нические, антропологические, психофизиологические), учиты­вающие удобство эксплуатации; патентно-правовые показатели (патентная зашита, патентная чистота и др.).

Для многих видов продукции сохраняют свое значение пока­затели сортности (высший, первый).

Качество изделий (услуг) может оцениваться по нескольким параметрам с учетом требований потребителей.

Например, оценка качества обслуживания авиапассажиров может строиться с учетом того, что требования к качеству исходят из некоторых предпочтений (продолжительность полета, ком­фортность условий и т.д.). Тогда уровень качества может быть оценен по определенной шкале: «отлично», «очень хорошо», «хорошо»,

«удовлетворительно», «плохо». В данном случае проблема заключается в получении количественной оценки качества.

Сводная оценка качества (Ксв) может быть получена путем расчета коэффициента качества В. А. Трапезникова. В этом слу­чае вычисляют коэффициенты качества по каждому параметру (К i), а затем получают обобщенную оценку по формуле

Пример Качество изделия оценивается по двум пара­
метрам путем сравнения фактического уровня качества с этало­ном. По первому параметру коэффициент качества составил 0,9
(т.е. качество ухудшилось на 10%); по второму — 1,1 (т.е. качество
улучшилось на 10%).

Тогда изменение уровня качества: т.е. качество ниже эталонного. Сводная оценка не равна 1, так как она являет­ся нелинейной.

Повышение качества требует выбора поставщиков сырья, ма­териалов, комплектующих деталей. Интегральная оценка постав­щика состоит из частных оценок:

1. Уровня качества поставляемой продукции.

2. Уровня организации поставок.

3. Степени лояльности поставщика.

4. Перспективности поставщика.

По результатам оценки каждый из поставщиков условно по­лучает одну из четырех оценок:

A — отличные.

В- надежные.

C - ненадежные.

D — неудовлетворительные.

Для обобщающей оценки качества поставщиков использует­ся балльный метод.

В результате проверки качества продукции может быть обна­ружен брак. Это означает, что продукция не соответствует ГОСТу, ТУ и другим требованиям, изложенным в документах аналогич­ного характера.

Брак может быть обнаружен как на предприятии — производи­теле продукции, так и потребителями. Брак, выявленный в про­цессе потребления продукции, называется рекламацией и свиде­тельствует о неудовлетворительном качестве продукции и работы.

Учет брака ведут по изделиям, отдельным операциям или ви­дам работ в натуральном или трудовом (нормо-часах) выраже­нии; по себестоимости забракованной продукции. При произ­водстве разнородной продукции общий размер брака определя­ется в трудовом или денежном выражении. Потери от брака оцениваются только в денежном выражении.

Для характеристики брака и потерь от брака рассчитывают следующие показатели:

· абсолютный размер брака в денежном выражении

· абсолютный размер потерь от брака

· процент брака и процент потерь от брака

Рассмотрим пример расчета показателей брака и потерь от брака(таблица).

В нашем примере основной причиной брака явилась постав­ка некачественного сырья или иных видов материальных ре­сурсов.

Относительный размер потерь от брака увеличился на 3,1 -2,7 = 0,4%.

Можно определить стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака . Для этого сле­дует фактический объем продукции в ценах предыдущего года () умножить на долю окончательного брака в производствен­ной себестоимости ().

Или

Таблица - Расчет показателей брака, д. е.

 

Номер Показатель Предыдущий Отчетный
строки   год год
  Себестоимость окончательного брака 10 000 14 000
  Расходы по исправлению брака    
  Абсолютный размер брака 10 800 14 750
  (стр. 1 + стр. 2)    
  Стоимость брака по цене использования    
       
  Суммы, удержанные с лиц, виновников брака  
       
  Суммы, взысканные с поставщиков  
  Абсолютный размер потерь от брака    
  (стр. 3 - стр. 4 - стр. 5 - стр. 6)    
  Произведенная продукция по произ- вдственной 290 000 320 000
  водственной себестоимости    
  Относительный размер брака 3,7 4,6
  (стр. 3: стр. 8 100%)    
  Относительный размер потерь от 2,7 3,1
  брака (стр. 7: стр. 8 100%)    

Пусть для нашего примера q1P0 = 250 000 д. е.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.