№ тем
| Темы и их объем в часах
Контрольные вопросы
| Цели и задачи занятий
| Проблемные вопросы
|
1.
| Предмет и метод теории государства и права – 1 час
1. Предмет и строение теории государства и права.
2. Методы теории государства и права.
3. Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.
4. Функции теории государства и права
| Цель: ознакомить слушателей с содержанием предмета и особенностями методов теории государства и права.
Задачи:определить суть понятия предмета теории государства и права, выявить критерии классификации методов теории государства и права, дать представление о месте теории государства и права в системе общественных наук.
| Понятие предмета теории государства и права. Практическая значимость специальных методов теории государства и права. Общность теории государства и права с другими общественными науками. Место, роль и функции теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.
|
2.
| Происхождение государства и права – 2 часа
1. Социальная властьи нормыдогосударственного периода: общая характеристика.
2. Основные закономерности возникновения государства и права.
3. Разнообразие теорий происхождения государства и права.
4. Формы происхождения государства и права.
| Цель:ознакомить слушателей с теоретическими концепциями по генезису государства и права.
Задачи: определить причины возникновения государства и права, выявить необходимые условия появления элементов государства в догосударственный период.
| Исследование проблемы происхождения государства и права. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права. Взаимосвязь государства и права.
|
3.
| Сущность и социальное предназначение государства – 1 час
1. Сущность государства и ее проявления.
2. Государственная власть как разновиднотсь социальной власти.
3. Понятие и признаки государства.
| Цель:ознакомить слушателей с методологическими подходами в анализе государственности, его сущности, дать четкое представление о понятии «государство».
Задачи: определить эволюцию сущности и назначения государства, рассмотреть формы и способы осуществления государственной власти.
| Эволюция понятия, сущности и назначения государства. Соотношение государственного, национального и народного суверенитета. Отличие государства от других социальных институтов.
|
4.
| Научные основы типологии государства – 1 час
1. Определение различных типов государств.
2. Формационный подход в типологии государств.
3. Цивилизационный подход в типологии государств.
| Цель:ознакомить слушателей с критериями классификации государств и их типам.
Задачи: рассмотреть понятие «типология» государств и факторы, определяющие типы государств.
| Особенности формационного и цивилизационного подходов в типологии государств, критерии их классификации. Особенности государств древнего периода, среднего периода, Нового и Новейшего времени.
|
5.
| Форма государства – 2 часа
1. Понятие формы государства и ее элементов.
2. Форма правления и ее виды.
3. Форма государственного устройства.
4. Политический режим
| Цель:ознакомить слушателей с элементами форм государства.
Задачи: определить факторы, влияющие на форму государства, рассмотреть особенности элементов форм правления.
| Понятие формы государства. Формы правления в различных типах государств. Особенности национально-территориального и административно-территориального устройства государств. Соотношение формы государства и политического режима.
|
6.
| Функции государства – 1 час
1. Понятие функций государства.
2. Критерии классификации функций государства.
3. Основные внутренние функции государства.
4. Основные внешние функции государства.
5. Формы осуществления функций государства.
| Цель:ознакомить слушателей с понятие, значением и особенностями функций государства.
Задачи:определить содержание основных функций государства, рассмотреть формы и методы осуществления функций государства.
| Критерии классификации функций государства. Эволюция функций государства. Особенности функций государства на современном этапе.
|
7.
| Механизм (аппарат) государства – 1 час
1. Понятие и структура механизма государства.
2. Государственный орган и его признаки.
3. Классификация органов государства.
4. Принципы организации и деятельности органов государства.
| Цель:ознакомить слушателей с понятием и структурой государственного аппарата, принципами его организации и функционирования.
Задачи: рассмотреть особенности построения государственного аппарата, определить его роль и значение в обществе.
| Понятие механизма государства. Критерии классификации государственных органов. Система органов государства Республики Казахстан. Соотношение понятий «механизм государства», «механизм осуществления государственной власти» и «государственный аппарат».
|
8.
| Правовое государство и гражданское общество – 1 час
1. Идеи развития правового государства.
2. Понятие и признаки правового государства.
3. Понятие и структура гражданского общества.
| Цель:ознакомить слушателей с понятием и признаками правового государства и гражданского общества.
Задачи: рассмотреть зарождение и эволюцию концепции правового государства, выявить атрибутивные характеристики института правового государства.
| Идеи правового государства в трудах Платона, Ш.-Л. Монтескье и Дж Локка. Основные признаки и черты правового государства. Перспективы развития гражданского общества в Республике Казахстан.
|
9.
| Понятие права, его признаки и функции –2 часа
1. Понятие и признаки права.
2. Принципы права.
3. Социальное назначение и сущность права.
4. Функции права.
5. Концепции современного правопонимания
| Цель:ознакомить слушателей с сущностными характеристиками права и содержанием понятия права.
Задачи: раскрыть принципы права, его отличие от социальных норм первобытного общества, рассмотреть теоретическое и практическое значение категории «сущность права».
| Понятие и принципы права. Объективное и субъективное в праве. Общая характеристика материального и процессуального права, публичного и частного права. Содержание функции права, формы реализации. Естественно-правовая теория. Историческая школа права. Социологическая теория права. Психологическая теория права.
|
10.
| Право в системе социальных норм – 1 час
1. Понятие и классификация социальных норм.
2. Право и обычай.
3. Право и религиозные нормы.
4. Взаимосвязь права и морали
| Цель:ознакомить слушателей с общей характеристикой системы социальных норм и их классификацией.
Задачи:определить содержание и значение групп социальных норм, рассмотреть роль и место права в системе социальных норм.
| Понятие содержания системы социальных норм. Взаимосвязь и взаимодействие права и обычая, права и религии, права и морали.
|
11.
| Норма права – 1 час
1. Понятие и признаки правовых норм.
2. Классификация правовых норм.
3. Структура правовых норм.
4. Способы изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта.
| Цель:ознакомить слушателей с сущностной характеристикойправовых норм
Задачи: рассмотреть особенности социального функционирования правовых норм, критерии классификации правовых норм.
| Общая характеристика правовых норм и структурных элементов. Соотношение нормы права статьи закона. Значение классификации правовых норм для практики правового регулирования.
|
12.
| Источники (форма) права – 1 час
1. Понятие формы права.
2. Основные виды источников права в современных государствах.
3. Нормативный правовой акт и его особенности.
4. Пределы действия нормативных правовых актов и иных источников права.
| Цель:ознакомить слушателей с понятием формы права как способом выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, понятие нормативного правового акта, иерархической структурой
Задачи: рассмотреть соотношение понятий формы и источника права и их видов.
| Понятие формы права в материальном, идеологическом и юридическом смыслах. Соотношение формы права и источника права. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Обратная сила закона. Виды законов. Пределы действия нормативно-правовых актов.
|
13.
| Правотворчество– 2 часа
1. Понятие и принципы правотворчества.
2. Виды правотворчества.
3. Систематизация нормативных правовых актов
| Цель:ознакомить слушателей с понятием правотворчества, рассмотреть виды систематизации нормативно-правовых актов.
Задачи:представить определениеправотворчества и его видов, характеристику особенностей правотворческого процесса, рассмотреть проблемы систематизации нормативно-правовых актов.
| Виды правотворчества. Референдум. Делегированное законодательство. Необходимость систематизации нормативно-правовых актов. Кодификация как наиболее совершенная форма систематизации законодательства.
|
14.
| Типы права и основные правовые системы современности – 2 часа
1. Понятие и классификация правовых систем.
2. Общая характеристика Романо-германской правовой системы.
3. Особенности англо-саксонской правовой системы.
4. Мусульманское право.
| Цель:ознакомить слушателей с особенностями основных правовых систем современности.
Задачи: дать аналитический обзор сравнительного исследования национальных правовых систем, раскрыть основные качественные характеристики.
| Критерии классификации правовых систем. История формирования основных правовых систем. Особенности основных правовых систем современности.
|
15.
| Правосознание и правовая культура – 1 час
1. Понятие и структура правового сознания.
2. Виды правового сознания.
3. Право и правосознание.
4. Правовая культура: понятие, формы и функции
5. Деформация правового сознания и пути их преодоления.
| Цель:ознакомить слушателей с особенностями правового сознания и правовой культуры.
Задачи: рассмотреть определение правового сознания и правовой культуры, их значимость в развитии правового государства и гражданского общества.
| Понятие и особенности правового сознания, правовой культуры и правового воспитания. Структура и функции правового сознания. Формы и методы осуществления правового воспитания. Формы проявления правового нигилизма и пути их преодоления.
|
16.
| Реализация права – 1 час
1. Понятие реализации норм права.
2. Формы реализации норм права.
3. Применение права как особая форма реализации норм права.
4. Стадии правоприменительного процесса.
5. Пробелы в праве и способы их восполнения
| Цель:ознакомить слушателей с вопросами реализации права как процесса правового регулирования.
Задачи: определить критерии классификации норм права, рассмотреть особенности правоприменительного процесса
| Понятие и формы реализации права. Применение права как деятельность государства по обеспечению права. Особенности актов правоприменения. Пробелы в законодательстве.
|
17.
| Толкование нормативно-правовых актов – 1 час
1. Понятие и необходимость толкования нормативных актов.
2. Способы толкования нормативных актов.
3. Виды толкования по субъектам.
4. Виды толкования по объему.
| Цель:ознакомить слушателей с понятием и сутью толкования права.
Задачи: определить значение толкования права, его способы и результат толкования.
| Понятие и виды толкования нормативных актов. Особенности аутентичного толкования. Акты толкования и их особенности. Соотношение нормативных правовых актов, актов правоприменения и актов толкования.
|
18.
| Система права и система законодательства – 1 час
1. Понятие и элементы системы права.
2. Общая характеристика основных отраслей права.
3. Понятие системы законодательства.
4. Соотношение системы права и системы законодательства.
| Цель:ознакомить слушателей с элементами системы права, дать представление о функционировании системы права и системы законодательства.
Задачи: определить органическую связь системы права и системы законодательства.
| Отрасль права как основной структурный элемент системы права. Отрасли права и их особенности. Формирование новых отраслей в условиях развития казахстанской государственности.
|
19.
| Правовые отношения – 2 часа
1. Понятие правовых отношений.
2. Виды правовых отношений.
3. Содержание правовых отношений.
| Цель: ознакомить слушателей с содержанием и особенностями правовых отношений.
Задачи: дать анализ классификации правовых отношений, определить содержание правовых отношений.
| Право и правоотношения. Место правоотношения в механизме правового регулирования. Виды правоотношений. Субъекты правоотношений, их виды. Содержание правоотношений. Юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
|
20.
| Правомерное и правонарушение – 2 часа
1. Понятие и классификация правомерного поведения.
2. Понятие правонарушения и его виды.
3. Юридический состав правонарушения.
4. Виды юридической ответственности.
| Цель:ознакомить слушателей с понятием правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности.
Задачи:определить соотношение понятий «правомерное» и «противоправное».
| Психология правомерного поведения. Виды правомерного поведения. Свойство противоправности правонарушений. Элементы состава правонарушения. Виды правонарушений. Основание юридической ответственности.
|
21.
| Юридическая ответственность – 1 час
1. Понятие юридической ответственности.
2. Принципы юридической ответственности.
3. Виды юридической ответственности.
4. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
| Цель: ознакомить слушателей с понятием юридической ответственности и его видами.
Задачи: рассмотреть цели и принципы юридической ответственности.
| Понятие юридической ответственности. Цели и принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Гражданско-правовая ответственность. Дисциплинарная ответственность. Административная ответственность. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
|
22.
| Законность и правопорядок – 1 час
1. Понятие и принципы законности.
2. Субъекты закона и законности.
3. Содержание, форма и структура правопорядка.
4. Соотношение законности и правопорядка
| Цель:ознакомить слушателей с понятиями законности и правопорядка, дать анализ их основных сторон.
Задачи:определить категории законности, субъектов закона и законности, гарантии обеспечения законности и правопорядка.
| Понятие законности и правопорядка. Принципы и гарантии обеспечения законности и правопорядка. Реализация принципа равенства всех перед законом и судом.
|
23.
| Право и личность – 1 час
1. Понятие и классификация прав человека и гражданина.
2. Правовой статус личности.
3. Государство и личность: взаимная ответственность.
| Цель:ознакомить слушателей с понятиями прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Задачи:рассмотреть классификацию прав личности, определить правовой статус личности и его структуру.
| Признаки прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав человека. Соотношение личности, государства и права.
|