Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические этапы развития Средневековой философии, проблема отношения веры и разума

Философия в эпоху Средневековья и Возрождения.

1. Исторические этапы развития Средневековой философии, проблема отношения веры и разума.

2. Статус и функции философии в Средневековой культуре. Основные принципы Средневековой философии.

3. Философия Эпохи Возрождения.

Предпосылки средневековой философии:

· кризис рабовладельческого строя, формирование сословных отношений, распространение христианства;

· утверждение социально-политической и духовной монополии церкви;

· признание Библии в качестве основного регулятора всех социальных отношений.

Хронологические рамки. V – XV вв. (II – XV вв.).

Основные периоды. 1) Апологетика (II – IV вв.); 2) Патристика (V – VIII вв.); 3) Схоластика (IX – XIV вв.).

Апология (лат.) – защита. Тертуллиан, Ориген. Защита христианского учения в аргументах «за» и «против». Отстаивание христианства перед язычеством и апологией. Характерно: противопоставление веры разуму, толкование Библии рациональному познанию. Формула периода: «Верую, ибо абсурдно». Ориген – единство тела и духа.

Патристика – отец. Учение отцов церкви, разработка христианской догматики, систематизация церковной доктрины. Начинает действовать лозунг «Философия – служанка богословия». Именно в патристику философия как род духовной деятельности теряет самостоятельность. Функция философия – экзогетическая (искусство толкования Библии). Патристика: западная / латинская патристика (Августин Блаженный), восточная / греко-византийская (Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов). Систематизировалось церковное знание на три блока: теология, христология, учение о человеке, о его судьбе. Августин Блаженный – единственный в период патристики философ. 354-430 гг. «О граде Божьем», «Исповедь». Формула – «Верую, чтобы понимать».

Основные идеи:

- широкая трактовка религиозной веры;

- противопоставление души и тела;

- идея стрелы времени;

- идея свободы человека (выбирать между добром и злом);

- концепция теодицеи (оправдание Бога за существование зла). Бог создал только добро, а зло – недостаток добра;

Схоластика. Рациональное обоснование западно-христианского вероучения. Синтез католического богословия и логики Аристотеля. Время университетов, где преподается богословие. Ранняя схоластика. Ансельм Кентерберийский и Росцеллин. Зрелая схоластика. Фома Аквинский. Поздняя схоластика. Пьер Абелиар и Уильям Оккам.

Фома Аквинский. Монах-доминиканец. Идея гармонии веры и разума. 1225 – 1274 гг. Истина одна. Идти к истине можно двумя путями: путь веры (правильный и короткий) и путь разума (длинный, тернистый, сложный). Но оба пути все равно приведут к истине. Вывел 5 основных доказательств бытия Бога.

Вся схоластика: спор между реализмом и номинализмом о первичности понятий и вещи. Реализм: понятия существуют реально, до вещей. Кентерберийский, Аквинский. Номинализм: понятия существуют после вещей как их имена. Абелиар, Оккам.

Оккам. «Сущности не следует преумножать без необходимости».

19.09.2012

Принципы средневековой философии.

û Теоцентризм. Бог – центр мироздания, абсолютная ценность, наивысшие бытие.

û Креационизм. Принцип сотворения Богом мира.

û Персонализм. Человек – наивысшее, наиболее совершенное творение Бога. Бог создал человека по своему образу и подобию.

û Супранатурализм. Человек ставится во главу природы. Природное в человеке упраздняется.

û Символизм. «Через вещи видимые раскрыть вещи невидимые». Мир полон тайных знаков Божьих.

û Провиденциализм. Бог не только создал мир, но он правит миром на основе своей воли.

û Принцип откровения. Знания можно получить только путем веры.

û Эсхатологизм. Мир конечен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исторические типы развития античной философии | Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.