Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития психологического знания




Официальную историю научной психологии принято отсчитывать с 70-х годов ХIХ века. Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе, которая независима от тела, живет собственной жизнью и покидает человека вместе с последним дыханием. Древнегреческие философы - Гераклит (ок. 544—483 до н.э.), Демокрит (ок. 460 — ок. 371 до н.э.), Платон (428—348 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.) и др. - представляли душу отдельного человека как пламя или движение воздуха, и как слабый отпечаток мировой души — Космоса.

Одним из главных вопросов, который волновал философов, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот. Французский философ Р. Декарт (1596—1650) считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. Тело материально и действует по законам механики. Душа - нематериальна, она способность мыслить, помнить и чувствовать.

В ХVII – ХVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук вместо понятия «душа» в науке появилось понятие «сознание». Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциации. Это направление получило название ассоцианизма. Английский философ Дж. Локк (1632—1704) рассматривал сознание ребенка при рождении как «чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена». Поэтому он придавал большое значение формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного - к плохим. Эта идея получила значительное отражение в психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли воздействий среды для развития и воспитания человека.

Возникновение научной психологии. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело развитие физиологии.

Историю научной психологии считают с 1879 г. - года открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832— 1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Психология стала экспериментальной наукой.

В. Вундт, Э. Титченер (1867—1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы — ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому название структурализма.

Представителей другого направления — функционализма — интересовал вопрос как функционирует психика. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Гальтон (1822—1911), У.Джеймс (1842—1911), Д. Дьюи (1859—1952). Функционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что главное для психологов - понять функцию сознания, то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи. Функционалисты уделяли внимание практическому применению психологии, в т.ч. практике обучения. Так, У. Джеймса считал, что главные усилия учителя должны быть направлены на выработку у ребенка привычек, которые в дальнейшей жизни принесут ему наибольшую пользу. Американский психолог Д. Дьюи (1859-1952) посвятил свою книгу проблемам развития мышления. И структурализм и функционализм занимались изучением осознанных явлений.

Одновременно в конце ХIХ — начале ХХ в. было предпринято множество попыток изучить психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными. В результате психология разделилась на два направления: одно с помощью точных научных методов изучало простые психологические процессы - ощущение и восприятие. Второе изучало высшие психические процессы — память, мышление, которые такими способами не могли изучаться. Для этих целей был создан другой метод - интроспекции - самонаблюдения за функционированием психики и ее субъективное описание.

Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки.

В начале ХХ в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений — бихевиоризм — обратилось к изучению поведения, психоанализ — к изучению бессознательных процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.