Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления западной психологии




Бихевиоризм. Название этого направления происходит от английского слова behavior - поведение. Его разрабатывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874— 1949), Дж. Уотсон (1878—1958) и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Ученые-бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли, чувства — слишком субъективны, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Психология стала пониматься ими как наука о поведении. Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах: «S – R» - стимул - реакция

Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией — любое ответное действие. Поведение определяется сложной совокупностью стимулов окружающей среды. Реакция может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной (все формы человеческой деятельности, например, прием пищи, написание текста, игра). Речь человека также относилась к реакциям. Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека, а данные, полученные на животных, непосредственно переносились на человека.

В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма, признали, что формула «стимул - реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, причем не только у человека, но и у животных. Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм — познавательные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными представителями которого являются Э. Толчен (1886—1959), К. Халл (1884—1953), Б. Скиннер (1904—1990).

Центральными для бихевиоризма и необихевиоризма были вопросы научения, т.е. того, каков процесс приобретения индивидуального опыта и каковы условия достижения наилучших результатов. Одно из современных течений бихевиоризма называется «теория социального научения». Его основатель А. Бандура считает, что научение у человека может происходить двумя основными путями: 1) прямым; непосредственным подкреплением; 2) подкреплением косвенным - за поведением других людей и последствиями такого поведения.

Бихевиоризму и школе социального научения психология обязана наличием множества четких, проверяемых фактов, тонкими экспериментальными приемами. Во многом благодаря этим направлениям психология стала объективной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений.

Бихевиоризм связан с механистическим взглядом на человеческую психику, игнорированием воли, эмоций, потребностей человека, его активности и вытекающими отсюда представлениями о жесткой обусловленности поведения и развития человека внешними обстоятельствами.

Психоанализ. Основателем этого направления стал австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1856—1939) и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов. Фрейд начал изучать неосознаваемое поведение, описал личность как сложную структуру, в которой присутствует наряду с сознанием, еще и сфера бессознательных влечений, которая влияет на поведение человека. Критерии психоаналитического направления:

1. Человек – это целостная структура, включающая в себя сознание и огромную область неосознаваемого. Решающее значение в поведение отводится сфере инстинктов, мотиваций и эмоций. А психика рассматривается как арена борьбы, которая идет между сознание человека и его инстинктами.

2. Предмет психологии - изучение целостной личности, которая имеет сознательную и бессознательную области. Заслуга Фрейда в целостном подходе к рассмотрению личности.

Психология до Фрейда опиралась на интроспекцию (самонаблюдение). Фрейд также использовал интроспекцию, но он понимал, что изучать подсознательные процессы невозможно этим методом, т.к. человек не может адекватно оценить и описать то, что не осознается.

Особое внимание Фрейд придавал проблемам раннего детства, в котором человек получает опыт физического и психологического благополучия, опыт общения с первым окружением – родители, братья, сестры и т.д. И если ребенок в детстве получил психологическую травму, она уходит на подсознательный уровень. Поэтому, чтобы убрать проблему клиента, необходимо вернуть человека в детство, заставить его осознать и пережить проблему и освободиться от нее – простить родителям детские обиды и жить дальше. Обращение к детскому опыту для понимания переживаний взрослого было важнейшим открытием З. Фрейда.

Причина не в ситуации, а в субъективном ее восприятии и переживании.

З. Фрейд исходил из того, что существуют две основные мотивационные силы, направляющие жизнь человека - это инстинкты жизни и смерти. К первому относится сексуальность (эрос). Ко второму — разрушительные силы, которые могут быть направлены вовне (агрессия, ненависть) и внутрь себя (мазохизм, самоубийство). Психическая энергия, связанная с инстинктом жизни, получила название либидо, а связанная с инстинктом смерти - мортидо. Инстинкт жизни и инстинкт смерти находятся в постоянном конфликте, противоборстве.

Психика, с точки зрения 3. Фрейда, состоит из трех частей:

1. «Ид» («Оно») — наиболее примитивная часть психики, относится к сфере бессознательного.. Здесь находятся инстинкты (сексуальный, агрессивный). «Ид» действует в соответствии с принципом наслаждения и не считается с реальностью.

2. Эго, или «Я», руководствуется принципом реальности, служа своеобразным посредником между Ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы, идущие от Ид, находит косвенные, окольные пути их удовлетворения. Эго («Я») тесно связано с Ид («Оно»), получает из него энергию и служит удовлетворению идущих от Ид стремлений, влечений.

3. Супер-эго, или сверх-Я развивается из Эго в процессе усвоения ребенком норм поведения и ценностей родителей. Три основные функции Супер-эго — нравственное сознание, формирование идеалов и самонаблюдение. После того как Супер-эго сформировалось, функции контроля за поведением ребенка, которые изначально осуществлялись родителями, начинает осуществлять ребенок самостоятельно. Эго и Супер-эго частично относятся к сфере сознания, а частично — к сфере бессознательного. Это становится ареной борьбы между влечениями, идущими от Ид, требованиями Супер-эго, необходимостью соответствовать реальности. Иногда внутренний конфликт приобретает травматический характер.

Последователи З.Фрейда: дочь Анна Фрейд, Карел Юнг, Альфред Адлер, Карел Хорни. К.Г. Юнг (1875—1961) считал, что либидо характеризует не только сексуальную энергию, но жизненную энергию в целом, в которой сексуальные импульсы составляют лишь часть. Он считал, что, помимо «личного бессознательного», описанного 3. Фрейдом, существует и коллективное бессознательное - часть психики, содержащая опыт человечества. Оно является общим для всех людей и передается по наследству. Коллективное бессознательное существует в виде архетипов. Архетипы проявляются в мифах и сказках, содержат общие темы у разных народов.

К.Г. Юнга выделил психологические типы людей: экстравертов и интровертов.

А. Адлер (1870—1937), считал движущей силой развития стремление к превосходству и чувство неполноценности. Он утверждал, что ребенок рождается с чувством неуверенности в себе, что обусловлено его зависимостью от окружения. Это чувство порождает стремление к превосходству, т.е. к самоутверждению.

Э. Эриксон (1902—1994) разработал концепцию развития личности человека от рождения до смерти. В основе этого процесса — обретение представления о собственной полноценности, тождественности самому себе во времени, способности управлять своим «Я»в различных ситуациях.

Примерно с 60-х гг. прошлого века статус психоанализа, как теоретического подхода к личности стал снижаться. Это направление не подходит к современному пониманию действительности и людей, т.к. психоанализ говорит, что человек мало изменяем и сделать с ним ничего нельзя, поэтому это направление в настоящий момент модифицируется.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Название происходит от слова «гештальт» (нем. «форма, образ, структура»). Ее основателями являлись М. Вертгеймер (1880—1943), К. Коффка (1886—1967), В. Келер (1887—1967). Психика, как они считали, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов). Центральным для них явилось представление, что целое не сводимо к сумме отдельных его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Идеи гештальтпсихологии разрабатывались немецким психологом К. Левиным (1890—1947).

Генетическая психология Ж. Пиаже. Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1960) разработал теорию развития интеллекта. Ж. Пиаже рассматривал развитие в процессе адаптации ребенка к окружающему миру. Центральным звеном этой адаптации является умственное развитие ребенка, которое проходит ряд стадий, и обеспечивается созреванием нервной системы, формированием опыта общения с разными людьми и овладения предметами, объектами окружающего мира. Теория Ж. Пиаже оказала громадное влияние на развитие психологии.

Когнитивная психология (от лат. соgпitо — знание, познание). Ее возникновение и развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники, кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации. Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Однако, когнитивная психология отождествляет мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым сложный внутренний мир человека, рассматривая его как относительно упрощенные схемы и модели.

Гуманистическая психология возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Наиболее известными представителями этого направления являются К. Роджерс (1902—1987) и А. Маслоу (1908—1970).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 13317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.