Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация и развитие цивилизаций СЛ. 100

Последние десятилетия развития мировой цивилизации характеризуются существенными экономическими, социальными и идеологическими трансформациями. Западная цивилизация доказывает собственное превосходство неуклонным повышением качества жизни ее членов. Т.е. основополагающие принципы Западной цивилизации: инновационность, рационализм, прагматизм, эффективность, позволяют поддерживать и развивать демократию, обеспечить соблюдение прав человека, создать условия для экономического роста.

По данным Ф. Броделя в 1800 г. доход на душу населения, подсчитанный в долларах и ценах США, составил: США – 266$, Китай – 228 $ (в 1950 г. – 170 $), Западная Европа в целом – 213 $, Индия – 160-210 $ (в 1900 г. – 140-180 $), Франция (1781 - 1790 гг.) – 170-200 $; Япония (1750 г.) – 160 $. Однако, когда в 1976 г. Западная Европа достигла среднего жизненного уровня в 2325 $ в год, Китай имел 369 $, а "третий мир" в целом – 355 $.

Наглядно видно, что, если до 1800 г. жизненный уровень Запада в целом соответствовал средним показателям основных стран традиционного Востока, то в последней трети ХХ века разрыв достиг 6-7 раз, а на исходе XX в. составляет более чем деся-тикратную величину.

Как отмечает Ф.Бродель, мир до и после промышленного переворота коренным образом различается. В Европе были сформированы предпосылки для свершения экономической революции, которая обеспечила уничтожение межцивилизационной конкуренции и господство западной цивилизационной модели.

Подобная ситуация стала первопричиной развития на Востоке комплекса неполноценности по отношению к Западу, который негативно влиял на социальное и экономическое развитие незападных стран, деформировал ценностно-мотивационные установки и институты локальных цивилизаций, за-ложил основы радикальных социальных, национальных и конфессиональных движений, зачастую использовавшие по-своему интерпретированные западные.

Успехи и лидерство Запада для других цивилизаций становятся примером для подражания и одновременно вызовом.

Многие локальные цивилизационные сообщества стремятся сохранить и усилить свою цивилизационную идентичность, использовать способности к толерантному отношению к другим культурам для адаптации западных принципов ведения хозяйства к национальным условиям (Китай, Япония, Индия, Юго-Восточная Азия). В Латинской Америке предпринимаются попытки "американизировать" комплекс своих базовых культурных ценностей (Мексика, Аргентина). Африканская и мусульманская цивилизации, осознавая проблемы собственного развития, в условиях нарастания экономического разрыва между западом и незападом, реагирует усилением религиозного фундаментализма.

Глобализация, связанная с существенными экономическими и социальными трансформациями, оказывает определенное негативное влияние, как на западную, так и незападную цивилизацию.

Выборы в Италии в 2006 г. снова заставили говорить о кризисе западной демократической модели. Американские выборы 2000 года, когда буквально несколько сотен голосов избирателей в штате Флорида решили судьбу будущего президента. Французские выборы 2002 года, где во второй тур вышел внесистемный Ле Пен. Американские выборы 2004 года, расколовшие страну на два непримиримых лагеря. Немецкие выборы 2005 года, когда ни одна партия и даже ни одна коалиция не получили большинства в парламенте.

Механизм демократической передачи власти не то чтобы совсем вышел из строя – каждый раз элиты находили приемлемый выход из кризиса и смена власти происходила без катаклизмов, - но дает все более очевидные сбои. Маятник современной демократии залипает в самые ответственные, в самые опасные моменты.

Все это происходит на фоне резкой поляризации общества практически во всех странах, причем поляризации не только социальной, но и региональной. На нынешних выборах в Италии… север и юг страны проголосовали диаметрально противоположным образом.

Сегодняшнее противостояние же идет в основном по линии обще-мировоззренческих установок, эстетических пристрастий, типов риторики, личностей лидеров. Но именно это противостояние сегодня оказывается крайне значимым и разрушительным. И это принципиально новая ситу-ация, новый вызов, ответить на который политическая система западных стран пока не готова.

 

Для западной цивилизации вызовы глобализации связаны со следующими факторами: СЛ.101

· ускоряющиеся перемещение больших человеческих массивов приводят к "разводнению" цивилизации иммигрантами, имеющими отличающиеся жизненные установки и ценности;

· в большинстве стран Европы и Северной Америки наблюдается усиление социального расслоения, которое связано с особенностями постиндустриального производства с сужающимся кругом интеллектуалов и специалистов-управленцев высокого класса. Подобные изменения приводят к повышению «элитарности как организующего принципа экономической жизни, политической сферы, системы образования… ослаблению демократических структур и институтов гражданского общества…торжеству прагматизма, деидеологизированной. Ра-циональности, "эффективности", "профессионализма" как высших добродетелей, что ведет к заметному понижению нравственного уровня в обществе, особенно в его верхних эшелонах, росту преступности».

Глобализация перманентно и существенно сужает область действия государства, а следовательно, оказывает неблагоприятное воздействие на институты семьи и собственности, которые выступают «столпами единого цивилизационного каркаса». Поэтому борьба за сохранение национальной государственности считается по своей сути борьбой за право цивилизации и цивилизаций на жизнь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Православная цивилизация СЛ.98 | Будущее всемирной цивилизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.