Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ качества продукции. Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее




Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

К обобщающим показателям, характеризующим качество всей продукции независимо от ее вида и назначения, относят:

1) объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

2) удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска продукции;

3) уд. вес продукции высшей категории качества в общем объеме выпуска продукции;

4) средний коэффициент сортности;

5) уд. вес продукции, соответствующей мировым стандартам в общем объеме выпуска;

6) удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме выпуска продукции.

Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из свойств продукции. Они подразделяются на показатели такие как:

1) назначения, характеризующие приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения. На­пример, показатели: мощность двигателя, произво­дительность станка, грузоподъемность и т.д.;

2) надежности и долговечности;

3) технологичности изделия, характеризуют эффективность конструкции машин и технологии их изготовления. К ним относятся показатели блочности и агрегатности конструкций, выражающие простоту монтажа изделия, удельной трудоемко­сти, материало- и энергоемкости, и т.д.;

4) эргонометрические, позволяющие определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. К показателям этой группы относят степень освещенности, влажности, шума, вибрации, за­пыленности и др.;

5) эстетические;

6) стандартизации и унификации, определяющие степень использования в продукции стандартизированных составных частей изделия (сборочных единиц, узлов) и уро­вень их унификации (конструктивной преемственности);

7) патентно-правовые, характеризующие удельный вес оте­чественных изобретений в данном изделии (показатели патентной защиты, патент­ной чистоты);

8) показатели транспортабельности;

9) экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Целесообразно анализ качества осуществлять на стадии проектирования. С 1 января 1992 года в Республике Беларусь введена сертификация продукции.

Сертификация — это процедура, посредством которой ав­торитетным органом проверяется и удостоверяется соответ­ствие отдельных видов продукции требованиям, определен­ным в нормативно-технических документах. Уровень каче­ства оценивается во всех странах на соответствие принятым Международной комиссией по стандартизации нор­мативно-техническим документам, известным в деловом мире как стандарты ИСО.

Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции в действующих оптовых ценах (без НДС и акцизов). Данные для анализа берутся из оперативно-техничес­кого учета и отчетности.

Аналитическими показателями, характеризующими качество, являются удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;:

, (7.7)

, (7.8)

где У – удельный вес сертифицированной продукции, процентов;

К – коэффициент сертифицированной продукции;

СП – объем выпуска сертифицированной продукции, тыс. руб.;

Q – объем выпущенной продукции в действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс. руб.

Сопоставляя фактический удельный вес или коэффици­ент сертифицированной продукции с аналитическими пока­зателями за прошлый год или заданием, можно судить о выполнении задания повышения качества или изменении ка­чества по сравнению с прошлым годом.

При невыполнении задания по выпуску сертифицирован­ной продукции необходимо проанализировать номенклатуру сертифицированной продукции и установить, по каким видам продукции фактический объем не достиг планового уровня.

Важнейшим направлением аналитической работы являет­ся анализ новых видов продукции (работ, услуг), а именно анализируются следующие показатели:

1) уровень модернизации продукции как отношение объе­ма модернизированной продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах;

2) уровень обновления продукции как отношение объема новой продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах.

Рассчитанные показатели сопоставляются с плановыми показателями за предыдущий период, за ряд лет.

Кроме того, наряду с вышеуказанными показателями определяется и анализируется коэффициент сортности и средневзвешенная цена. Показатели сортнос­ти рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех, где либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая про­мышленность). В этих отраслях обобщающими показателями качества является средний коэффициент сортности и средневзвешенная цена.

И средний сорт, и средняя цена определяются по средней арифметической взвешенной.

Средневзвешенная цена рассчитывается по формулам:

, (7.9)

 

, (7.10)

где и – средневзвешенная плановая и фактическая цена за отчетный период соответственно, руб.;

Кi0 и Ki1–количество i-той продукции (в натуральных единицах измерения) по плану и по факту соответственно;

Цi0 и Цi1– цена i-того изделия соответственно по плану и по факту, руб.

 

Уровень выполнения плана по качеству продукции определяется следующим образом:

 

, (7.11)

где Ук – уровень выполнения плана по качеству, процентов.

Косвенным показателем качества выпускаемой продук­ции являются также потери от брака. Брак производства не является прямым параметром (показателем) качества продукции, однако стоимость и уровень брака продукции является важнейшей характеристикой качества, технического и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о реальном положении дел на предприятии с качеством выпускаемой продукции.

Факторная модель для проведения анализа имеет вид:

βср   Σ Ni * βi
= -------------------
  Σ Ni

где βср – средний уровень брака по предприятию за отчетный период (в коэффициентах или %),

βi – уровень брака по i-му изделию (в коэффициентах или %),

Ni – объем выпуска i-го изделия в натуральном выражении (шт., м., л., и т.д.)

Затем, выявляются причины снижения качества и допущенного брака по местам их возникновения, центрам ответственности. Разрабатываются мероприятия по устранению брака и повышению качества. Основными причинами снижения качества являются: низкое качество исходного сырья; низкий технический уровень основных фондов; низкий уровень организации и технологии производства; недостаточная квалификация рабочих; аритмичность производства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.