Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие правосознания, его структура, виды и роль в правовом регулировании общественных отношений

 

Правосознание -это своеобразный фильтр, через который пропускается факторы, влияющие на право. Каждый юрист по-разному определяет понятие правосознания. Так, на­пример, профессор Дюрягин И.Я так определяет это понятие: "правосознание -это форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей, классов, общества о праве и об урегулированном им поведении." А Ба­баев В. К более раскрывает это понятие: "правосознание - это совокупность правовых идей, представлений, эмоций, в которых выражается субъективное отношение людей, социальных групп, общества в целом к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права." Итак, как особая форма общественного сознания, правовое сознание представ­ляет гобой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настрое­ний, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относи­тельно права и его роли. Люди по-разному понимают право и связанные с ним явления общественной жизни, различно относятся к правовым нормам, юриди­чески значимым действиям, т.е имеют разное правосознание.

Правосознание включает в себя как отношение к действующему праву, так и к праву прошлому, праву желаемому, т.е будущему. " Отношение людей к праву будущему является мощным фактором создания более совершенного, бо­лее справедливого и прогрессивного законодательства.

Объясняется это тем, что правосознание опережает право, - пишет В.К. Бабаев. - Действующая норма всегда оценивается людьми, корректируется в сознании людей, и такие представления являются прообразами будущей нормы. Прежде чем быть принятой, любая норма формируется в голове людей, яв­ляется правосознанием. Правосознание в этом смысле всегда предшествует праву".

Как особая форма сознания, правовое сознание представляет собой со­вокупность представлений относительно права и его роли.

Оно предполагает:

-осмысление и ощущение необходимости права;

-оценку права;

-осознание необходимости создания развитой системы законодательства;

-осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нор­мативных актов;

-восприятие процесса и результатов реализации права;

-соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политически­
ми и т.д).

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, правед­ного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведе­ния. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерно­го и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи фор-мальзованность, определенность и категоричность. Ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую оче­редь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осущест­вления прав человека и, гражданина.

Что же такое правовая форма сознания?

"Правосознание как специфическая форма общественного сознания по­рождено объективными условиями жизни людей. Возникнув как результат рас­кола общества на классы и связанного с ним изменения общественных отноше­ний, правосознания на всех этапах исторического развития является продуктом отражения общественного бытия людей", - считал К. Маркс.

Среди многих общественных факторов, влияющих на содержание право­сознания и его развитие, определяющую роль играет экономический строй об­щества, экономические отношения. Однако обусловленность правосознания экономическими отношениями нельзя понимать как прямую зависимость каж­дой правовой идеи только от экономической структуры общества. " Экономиче­ский строй, -подчеркивал В.И. Ленин, лишь в конечном счете определяет соз­нание людей, но не исчерпывает собой содержание общественного бытия, оп­ределяющего сознание в целом."

Непосредственно же на содержание правового сознания оказывает влияние вся совокупность общественных идей и отношений: политические, правовые, бытовые отношения, действующие в обществе право, мораль, уро­вень общей и политической культуры, традиции и другое.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения право­сознания являются реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, результат правового регулирования - правоотношения, меха­низм правового регулирования, поступки людей в сфере права, а также право­вые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Правосознание черпает для себя материал во всей полноте реальной жизни общества, а не ис­ключительно в правовых отношениях.

С точки зрения механизма познания правосознания создает в уме чело­века определенную социально-правовую "картину" окружающей его действи­тельности. Благодаря когнитивной функции правосознания личность узнает о существовании в обществе определенных правовых отношений; о том, как ре­гулируются социальные отношения правом, что запрещается и что поощряется законодателем; о том, какими правами и обязанностями обладает субъект пра­вовых отношений и конкретно данная личность; о праве; о принципах и идеях государства о том как личность может участвовать в определении своих прав и обязанностей, в реализации своего политического и правового статуса, каким образом влиять на принятие тех или иных законодательных актов.

Важнейшей функцией правосознания является идеологическая функция. Ее значение определяется тем, что предметы отражения правосознания - госу­дарство и право это общественные явления, в которых в концентрированной форме находят выражения такие глубокие, общезначимые социальные процес­сы как общение между нациями и народами, взаимоотношения личности и об­щества.

Функции правосознания не сводятся к идеальному отражению социаль­но-правовой действительности. Правовое сознание входит в качестве важней­шей составной части в систему регулирования непосредственно поведения лю­дей в правовой сфере, а также подключается к действию других элементов сис­темы правового регулирования - созданию юридических норм и всех форм их реализации.

"Правосознание не просто и не только " отдельная часть" механизма "*"' правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом", - утверждает С.С Алексеев. Правосознание вы­ступает в качестве идеологического и социально- психологического фактора ' функционирования всей системы правового регулирования.

Правосознание выполняет также функцию моделирования. Результатом действия функции правового моделирования является формирование опреде­ленных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных от­ношений. Правосознание участвует в определении моделей должного поведе­ния не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокупности отношений экономических, политических, этических, рели­гиозных и др.

Правосознание призвано не только отражать поведение людей в сфере действия права, но и участвовать в качестве определяющего элемента в регу­лировании этого поведения, выдвигая определенные требования и предписания, которые объективно нуждаются в законодательном закреплении.

Нормы права, непосредственно являются продуктом правосознания. От правосознания как идейного источника норм права, зависит их содержание в тот или иной период характер воздействия норм на общественную жизнь.

Правосознание участвует не только в создании норм права, но и в опре­делении необходимости регулирования тех или иных социальных процессов, общественных отношений правом, в определении круга прав и обязанностей участников будущих правоотношений, в выборе способа правового регулирова­ния и т.д.

Таким образом, выступая идейным источником права, правосознание выполняет присущую ему нормативно- прогностическую функцию. Рассмотренные выше функции правового сознания тесно связаны между собой и выступают в сознании индивида неотрывно друг от друга. Итак, роль правосознания проявляется в его функциях:

- познавательной (гносеологической);

- прогностической (моделирования);

- регулирующей;

- воспитательной.

По своей структуре правосознание разделяется на правовую идеологию и правовую психологию. Ту и другую составляющие можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или об­щества в целом (общественное).

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный мо­мент познания. Это прежде всего область чувств, эмоций, настроений, пред­ставлений, иллюзий. Чувства уверенности в справедливости закона, прочности правопорядка, нетерпимого отношения к правонарушениям создают высокий психологический настрой, атмосферу уважения к праву и составляют основное содержание правовой психологии, которая проявляется на уровне общественно­го правосознания.

"Вместе с тем в психологических элементах отражение общественного бытия происходит не обобщенно, как к правовой идеологии, а конкретизирова­но, оно связано с конкретными правовыми реальностями, непосредственно про­являющимися в чувствах, настроениях людей", - доказывает И.Я Дюрягин. Вот почему наибольшее значение психологические элементы имеют на уровне ин­дивидуального правосознания. На основе психологических элементов форми­руются идеологические элементы, а идеология в свою очередь оказывает влия­ние на формирование психологии, дает ей духовную пищу.

Правовая психология - это неосознанное или не до конца осознанное и
продуманное отношение к праву, правовым явлениям. В правовой психологии
есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через со­
блюдение обычаев, традиций и вообще всего того что вошло в привычку людей.
В качестве подвижной части правовой психологии выступают настроения. Они
всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями
можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздейст­
вию. Важнейшее звено правовой психологии - самооценка личности, т.е умение
критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия действую­
щим нормам права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворе­
ния своими поступками, или, напротив, отрицательного отношения к ним.

Как уже было отмечено выше в структуру правосознания, наряду с пра­вовой психологией входит правовая идеология. Правовая идеология - это сово­купность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Правовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мыш­ления. " Она включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь", - отмечает В.В. Лазарев. Правовая идеология прявляется как в индивидуальном, так и в общественном правосознании. Веду­щими в правовой идеологии являются идеи:

- неотъемлемых прав и свобод человека;

- закона как акта высшей юридической силы;

- законности;

- охраны права государством и связанность самого государством правом. * Правовая идеология отражает общественные отношения как систему, что помогает определять, какие именно общественные отношения требуют пра­вового регулирования, какой именно метод правового регулирования необхо­дим для конкретной группы общественных отношений. " Правовой идеологии имманентна идея внутреннего единства системы регулирования. Правовая пси­хология не отражает систематично весь комплекс общественных отношений.

Отражение носит ограниченный характер, охватывает прежде всего из­менения, происходящие в ближайшей к индивиду или группе сфере жизнедея­тельности", - делает заключение В.А. Щегорцев.

Правовая идеология занимает особое место в общественном развитии. Будучи явлением духовной жизни, она неотделима то общества, систематиче­ски влияет на все стороны жизни людей. Ей принадлежит решающая роль в вы­работке правосознания классов и индивидов. Правовая идеология оказывает значительное влияние на другие формы общественного сознания. Правовая идеология формируется представителями классов, социальных групп.

Указанные элементы правосознания настолько связаны между собой, что их можно отделить друг от друга только абстрактно. Основой взаимосвязи сторон является отражение ими единого комплекса объективных процессов и явлений общественного развития. " Правовая идеология и правовая психология оказывают активное влияние на создание ценностно-нормативной ориентации общества. Правовая идеология является непосредственной основой для созда­ния правовых норм-ценностей. Но при этом она использует и опирается на суж­дение, оценки, представления, накопленные в сфере социально-правовой пси­хологии", - считает В.А Щегорцов.

Отражение бытия правовой идеологии носит, как правило, научный ха­рактер, а социально - правовой психологией - эмпирический.

Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это две взаимодействующие части пра­восознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характе­ра и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства, " властвует над со­бой". С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. " Без "человеческих эмоций", - указывал В.И Ленин, - никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины". Правовая психо­логия индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи.

Некоторые авторы в структуре правового сознания выделяют поведенче­ские элементы. К ним они относят юридические мотивы поведения, внутрен­нюю установку и готовность действовать. Эти элементы правосознания накапливают в себе идеологические и психологические элементы и непосредственно смыкаются с волевой позицией человека, с психологической стороной процесса практической деятельности по достижению поставленной цели. Идеологиче­ские и психологические элементы служат своего рода идейно-психологической базой, предпосылкой деятельности, а поведенческие элементы - непосредст­венным внутренним ее импульсом. Исходя из того, кто является носителем пра­восознания, можно говорить о правосознании индивидуальном, коллективном и общественном. Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием при­сущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное поло­жение, разные уровни культуры, образования и т.д. предопределяют и различия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно может быть передовым, у других, напротив, отсталым.

Групповое правосознание выражает отношение к праву, правовым явле­ниям и их оценку со стороны определенных социальных образований и отража­ет общие интересы и потребности каждой из социальных групп, соотношение этих интересов с интересами всего общества.

Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившейся в обществе в целом. Общественное правосознание отражается в групповом, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на индивидуальное правосознание. Вот что пишет по этому поводу В.К Бабаев: " Массовое и груп­повое сознание выражается не как иначе как через правосознание индивидуаль­ное. Но в каждом человеке проявляется оно через призму личных интересов, черт характера, поэтому было бы неточным сказать, что групповое и массовое правосознание - это сумма суждений о праве каждого из членов социальной группы, класса, народа".

В зависимости от своего уровня правосознание подразделяется на обы­денное или эмпирическое, научное или теоретическое и профессиональное.


 


Правосознание

 


Обыденное (эмпирическое)

научное теоретическое

професси­ональное

 


Обыденное правосознание складывается стихийно под влиянием кон­кретных условий жизни людей, личного жизненного опыта и конкретных фак­тов. Наибольшее место в нем занимают психологические элементы, и сущест­вует оно обычно на индивидуальном и групповом уровнях. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые яв­ления.

Научное правосознание - это теоретическое осмысление права и право­вых явлений. Научное правосознание в отличие от обыденного формируется на базе глубоких исследований социальной действительности и широких правовых обобщений. Его содержание преимущественно составляют правовая идеология и комплекс обобщающих теоретических значений о праве, а формами выраже­ния выступают нормативные правовые акты, юридическая наука, обобщения юридической практики. Именно научное правосознание является непосредст­венным источником правотворчества, служит совершенствованию юридиче­ской практики.

Профессиональное правосознание -это специализированные правовые знания, используемые в работе профессионалов-юристов. "Особое значение на­учной разработки проблем правосознания юристов обусловливается его ролью в системе правового регулирования, без хорошо отлаженного механизма кото-рого немыслим нормальный ход общественного развития", -считает Н.Я Соко­лов. Юристы - активные участники процесса правотворчества, а также после­дующего воплощения требований закона в жизнь. От уровня правового созна­ния юридических работников во многом зависит состояние законности и право­порядка, реализация демократических принципов. Я считаю, что отсутствие у юристов развитого правосознания или его деформация не только затрудняет борьбу с правонарушениями, но и может стать одной из причин этих негатив­ных явлений. Всестороннее изучение комплекса научных и практических про­блем профессионального сознания юристов провели и продолжают заниматься этим вопросом такие юристы-академики, как В.Н. Кудрявцев, С.В. Боботов, О.А. Гаврилов, В.Н. Казмирчук, Е.А. Лукашева, И.Л Петрухин и многие другие. Пра осознание юристов выступает прежде всего как один из видов группового профессионального правосознания. Н.Я Соколов определяет правосознание юристов " как одну из коллективных форм правового сознания, выступающую как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентации и дру­гих структурных образований правового сознания общности людей, профессио­нально занимающихся юридической деятельностью которая требует специаль­ной образовательной и практической подготовки. Профессиональное сознание характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармо­нически сочетаются в нем с умением и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов. Результатом профессионального правосознания являются решения юридических дел.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обязательность толкования | Правовая культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.