Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая культура

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому бо­лее глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура -это и уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в необ­ходимости соблюдать юридические нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений, это и культура правотворческой и правореализующей деятельности.

Такое широкое понимание правовой культуры представляется наиболее правильным, потому что высокий уровень и качество каждого из составляющих ее элементов позволяют говорить о высоком уровне правовой культуры обще­ства.

Правовая культура-это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определен­ным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойст­венно уважительное отношение к праву и, в-третьих оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Правовая культура предполагает:

-определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

-надлежащую степень знания населением законов;

-высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

-качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

-специфические способы правовой деятельности;

-результаты правовой деятельности в виде духовных и материализован­ных благ, созданных людьми.

Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые сравнивают "изобретение" законов появлению, например, колеса Закон как инструмент общественных отношений - пока непревзойденное всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порож­дает право.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.

Об уровне правовой культуры свидетельствуют такие процессы, как пар­ламентские процедуры по принятию законов и отправлению правосудия по уго­ловным или гражданским делам.

"Если попытаться классифицировать многообразные проявления право­вой культуры, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, пра­вовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения Состав­ные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое сово­купностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых дей­ствий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности", -утверждает В.В. Лазарев.

Правовую культуру, как и правовое сознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культу­ру. Правовая культура общества охватывает его духовную атмосферу, ценности, входящие в правовую надстройку. Например, нормативные правовые акты, ак­ты применения права и т.д. Групповая правовая культура - это правовая куль­тура группы, коллектива, которая включает заинтересованность в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка. Инди­видуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчи­нение своего поведения требованиям права, правовых норм. Не всякого челове­ка, знающего и понимающего правовые установления, можно считать человеком правовой культуры. Я считаю, что таким человеком является тот, у кого знание законов доведены до уровня внутренней потребности строгого соблюде­ния их предписаний, кто в своей практической деятельности исполняет их в си­лу внутреннего убеждения. Правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Источник правовых знаний лица, как правило, нахо­дится в прямой зависимости от уровня его образования, возраста, рода занятий и т.п. Лица с низким уровнем образования обычно черпают правовую информа­цию в окружающей их микросреде; лица старших возрастов могут опираться на личный правовой опыт и т.д. Именно личный правовой опыт субъекта позволя­ет ему отделить действующие правовые нормы от тех, которые по той или иной причине не применяются государственными органами. Существование таких правовых норм не проходит бесследно для правосознания субъекта.

Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинте­ресован в этом знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями права.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. На мой взгляд эти оценки относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явления будут употреб­ляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка -другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, нахо­дящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере.

В настоящее время создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:

-формирование чувств права и законности;

-освоение достижений логико-правового мышления;

-совершенствование законодательства;

-повышение уровня законопроектных работ;

-увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

-совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

-разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

-изучение памятников права и правоприменительной практики как осно­вы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое обеспечение юридиче­ских учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Современная общественно - политическая ситуация в Казахстане оказы­вает большое влияние на правовое сознание, правовую культуру граждан РК. Вот что говорит по этому поводу Президент РК Нурсултан Абишевич Назарба­ев: "Еще в прошлом веке в науке утвердилось такое понятие, как "аномия"- со­стояние растерянности человека в резко изменившихся условиях, когда устояв­шаяся системе ценностей переосмысливается, в корне меняются жизненные идеалы. Это нелегкое испытание не только для отдельного гражданина, но и для всего общества. И несмотря на то, что абсолютное большинство казахстанцев поддерживает реформаторский курс, мы должны отдавать себе отчет в том, что многие, восприняв необходимость перемен, так сказать сердцем, еще не ос­мыслили разумом их сути, испытывают неуверенность, не вполне ясно пред­ставляя свое будущее".

Поэтому одной из главных задач в республике стоит задача правового всеобуча, ибо благодаря правовым знаниям человек воспринимает и перерабатывает адресованную ему как члену общества социальную информацию, оцени­вает свои и чужие действия и поступки, определяет конкретные цели и выбира­ет средства их достижения.

Было бы утопичным желанием сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и отрицание права - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях, по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

- обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

- создать базу для значительного расширения объема и повышения уров­ня правового поведения адресатов права;

- обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обя­занности за свои законные интересы;

- осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте ре­ального действия принципа " незнание закона не освобождает от ответственно­сти";

- активизировать правомерное поведение.

"Составной частью, причем важнейшей, правовой культуры общества является правовая культура отдельных граждан. Она включает в себя знание права и убежденность в необходимости строго следовать правовым предписа­ниям", - пишет В.К Бабаев.

Особенно важна правовая культура в работе юриста. Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, ра­ботником, правотворческой или правоприменительной сферы или он занимает­ся иной деятельностью. Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний, для гражданина-юриста необходим такой ми­нимум знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье.

Прежде всего, сам юрист должен быть образцом высокой правовой куль­туры в отношениях с гражданами, с подчиненными. Он сам должен строго и точно соблюдать правовые предписания, должен активно бороться за закон­ность.

Профессиональная правовая культура предполагает способность юриста подавлять свои внутренние эмоции, уметь владеть собой в любых ситуациях.

Правовая культура связана также с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает не только социально-психологические его элементы, но и юридически значительное поведение лю­дей, высокий уровень правотворчества и совершенство законодательства, за­конность и эффективность юридической практики, четкость и ясность правовых предписаний и т.п. Если сказать иначе, элементами правовой культуры являют­ся правосознание граждан Р.К; умение и навыки эффективного исполнения и использования права в социальной практике, в деятельности граждан и должно­стных лиц; правовая активность граждан.

Показателем правовой культуры общества являются высокое качество законодательство (его продуманность, согласованность, сочетание динамично­сти со стабильностью, способность эффективно регулировать общественные отношения), совершенная техника подготовки, принятия и опубликования нор­мативных актов, решение процедурных законодательных вопросов. Правовая культура правоприменительных органов проявляется в знании зако­нодательства лицами, применяющими его, умении правильно реализовать юри­дические нормы, в четко налаженной работы правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения, в вежливом и внимательном отношении к гражданам, обращаю­щимся в правоприменительные органы.

Формирование подлинно государственного правосознания должност­ных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и регио­нальных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свобод­ная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуаль­ные, групповым, классовым, если они стремятся к собственной выгоде, игно­рируя при этом право и правопорядок.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной сте­пенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по рас­пространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компо­нентом идеологической функции любого государства. По мере развития и со­вершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправ­ления и общества в целом.

Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представ­лений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально орга­низованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную сис­тематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общест­венных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании -
правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профес­сиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологиче­ское воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение за­конности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной рефор­мы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъек­тов правоохранительной системы.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, пра­вовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации, особое место здесь занимает про­блема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый граж­данин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании граж­данами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения. Оп­ределяющая роль в системе источников правовой информации, а также право­вому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).

 

 

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Соотношение понятий правовое сознание и правовая культура: их взаимовляиние и взаимосвязь.

2. В чем заключается правовая культура будущего юриста?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституция РК — Алматы, 1995.

2. Постановление Президента Р.К «О мерах по организации право­вого всеобуча в РК». /Каз.правда -95г, 10.06.

3. Концепция формирования нового социально – экономического поведения граждан РК.Алматы, -1995.

4. Ибраева А. «О праве и правовой культуре» // Вестник М-ва юсти­ции Р.К.- 1995-№ 12- с.27-30.

5. Ерджанов Т. Мораль и право: (проблемы взаимодействия)// Юридическая газета. 123 Р.К - 1995 - № 15 (22-29 апр.с.З).

6. Бабаев В.К. Теория современного советского права.Н-Новгород, 1991 г. стр.39-46.

8. Алексеев С.С. Теория права. М.,1994

9. Лившиц Р.В. Теория права. М.,1994.

10. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». Алматы, 1995.

11. Кудрявцев В.Н.Дазимирчук В.П. Современная социология права. Алматы, 1995

13. Фарбер И.В. Правосознание как форма общественного сознания.- М.,1996

14. Щегорцов В.А. Социология правосознания. -М.,1975

15. Соколов М.Я. Профессиональное сознание юристов. - М.,1988

16. Сальников В.П. Правовая культура работников милиции. - М.1983

17. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методи­ка. М., 1990

18. Пиголкин А.С.Общая теория права. М., 95, стр. 144-148

 

ТЕМА: ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

1. понятие правомерного поведения личности

2. причины правонарушения

3. юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие правосознания, его структура, виды и роль в правовом регулировании общественных отношений | Понятие правомерного поведения личности и причины правонарушения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.