КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая культура
Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому более глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура. Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура -это и уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в необходимости соблюдать юридические нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений, это и культура правотворческой и правореализующей деятельности. Такое широкое понимание правовой культуры представляется наиболее правильным, потому что высокий уровень и качество каждого из составляющих ее элементов позволяют говорить о высоком уровне правовой культуры общества. Правовая культура-это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определенным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойственно уважительное отношение к праву и, в-третьих оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит. Правовая культура предполагает: -определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности; -надлежащую степень знания населением законов; -высокий уровень уважения норм права, их авторитета; -качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; -специфические способы правовой деятельности; -результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми. Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые сравнивают "изобретение" законов появлению, например, колеса Закон как инструмент общественных отношений - пока непревзойденное всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает право. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют такие процессы, как парламентские процедуры по принятию законов и отправлению правосудия по уголовным или гражданским делам. "Если попытаться классифицировать многообразные проявления правовой культуры, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения Составные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое совокупностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых действий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности", -утверждает В.В. Лазарев. Правовую культуру, как и правовое сознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культуру. Правовая культура общества охватывает его духовную атмосферу, ценности, входящие в правовую надстройку. Например, нормативные правовые акты, акты применения права и т.д. Групповая правовая культура - это правовая культура группы, коллектива, которая включает заинтересованность в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка. Индивидуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям права, правовых норм. Не всякого человека, знающего и понимающего правовые установления, можно считать человеком правовой культуры. Я считаю, что таким человеком является тот, у кого знание законов доведены до уровня внутренней потребности строгого соблюдения их предписаний, кто в своей практической деятельности исполняет их в силу внутреннего убеждения. Правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Источник правовых знаний лица, как правило, находится в прямой зависимости от уровня его образования, возраста, рода занятий и т.п. Лица с низким уровнем образования обычно черпают правовую информацию в окружающей их микросреде; лица старших возрастов могут опираться на личный правовой опыт и т.д. Именно личный правовой опыт субъекта позволяет ему отделить действующие правовые нормы от тех, которые по той или иной причине не применяются государственными органами. Существование таких правовых норм не проходит бесследно для правосознания субъекта. Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями права. Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. На мой взгляд эти оценки относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явления будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка -другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. В настоящее время создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести: -формирование чувств права и законности; -освоение достижений логико-правового мышления; -совершенствование законодательства; -повышение уровня законопроектных работ; -увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения; -совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности; -разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений; -изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования. Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Современная общественно - политическая ситуация в Казахстане оказывает большое влияние на правовое сознание, правовую культуру граждан РК. Вот что говорит по этому поводу Президент РК Нурсултан Абишевич Назарбаев: "Еще в прошлом веке в науке утвердилось такое понятие, как "аномия"- состояние растерянности человека в резко изменившихся условиях, когда устоявшаяся системе ценностей переосмысливается, в корне меняются жизненные идеалы. Это нелегкое испытание не только для отдельного гражданина, но и для всего общества. И несмотря на то, что абсолютное большинство казахстанцев поддерживает реформаторский курс, мы должны отдавать себе отчет в том, что многие, восприняв необходимость перемен, так сказать сердцем, еще не осмыслили разумом их сути, испытывают неуверенность, не вполне ясно представляя свое будущее". Поэтому одной из главных задач в республике стоит задача правового всеобуча, ибо благодаря правовым знаниям человек воспринимает и перерабатывает адресованную ему как члену общества социальную информацию, оценивает свои и чужие действия и поступки, определяет конкретные цели и выбирает средства их достижения. Было бы утопичным желанием сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и отрицание права - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях, по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие: - обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни; - создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права; - обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанности за свои законные интересы; - осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа " незнание закона не освобождает от ответственности"; - активизировать правомерное поведение. "Составной частью, причем важнейшей, правовой культуры общества является правовая культура отдельных граждан. Она включает в себя знание права и убежденность в необходимости строго следовать правовым предписаниям", - пишет В.К Бабаев. Особенно важна правовая культура в работе юриста. Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником, правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью. Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний, для гражданина-юриста необходим такой минимум знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье. Прежде всего, сам юрист должен быть образцом высокой правовой культуры в отношениях с гражданами, с подчиненными. Он сам должен строго и точно соблюдать правовые предписания, должен активно бороться за законность. Профессиональная правовая культура предполагает способность юриста подавлять свои внутренние эмоции, уметь владеть собой в любых ситуациях. Правовая культура связана также с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает не только социально-психологические его элементы, но и юридически значительное поведение людей, высокий уровень правотворчества и совершенство законодательства, законность и эффективность юридической практики, четкость и ясность правовых предписаний и т.п. Если сказать иначе, элементами правовой культуры являются правосознание граждан Р.К; умение и навыки эффективного исполнения и использования права в социальной практике, в деятельности граждан и должностных лиц; правовая активность граждан. Показателем правовой культуры общества являются высокое качество законодательство (его продуманность, согласованность, сочетание динамичности со стабильностью, способность эффективно регулировать общественные отношения), совершенная техника подготовки, принятия и опубликования нормативных актов, решение процедурных законодательных вопросов. Правовая культура правоприменительных органов проявляется в знании законодательства лицами, применяющими его, умении правильно реализовать юридические нормы, в четко налаженной работы правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения, в вежливом и внимательном отношении к гражданам, обращающимся в правоприменительные органы. Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальные, групповым, классовым, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и правопорядок. Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления. История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом. Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов. Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации, особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения. Определяющая роль в системе источников правовой информации, а также правовому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ: 1. Соотношение понятий правовое сознание и правовая культура: их взаимовляиние и взаимосвязь. 2. В чем заключается правовая культура будущего юриста? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РК — Алматы, 1995. 2. Постановление Президента Р.К «О мерах по организации правового всеобуча в РК». /Каз.правда -95г, 10.06. 3. Концепция формирования нового социально – экономического поведения граждан РК.Алматы, -1995. 4. Ибраева А. «О праве и правовой культуре» // Вестник М-ва юстиции Р.К.- 1995-№ 12- с.27-30. 5. Ерджанов Т. Мораль и право: (проблемы взаимодействия)// Юридическая газета. 123 Р.К - 1995 - № 15 (22-29 апр.с.З). 6. Бабаев В.К. Теория современного советского права.Н-Новгород, 1991 г. стр.39-46. 8. Алексеев С.С. Теория права. М.,1994 9. Лившиц Р.В. Теория права. М.,1994. 10. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». Алматы, 1995. 11. Кудрявцев В.Н.Дазимирчук В.П. Современная социология права. Алматы, 1995 13. Фарбер И.В. Правосознание как форма общественного сознания.- М.,1996 14. Щегорцов В.А. Социология правосознания. -М.,1975 15. Соколов М.Я. Профессиональное сознание юристов. - М.,1988 16. Сальников В.П. Правовая культура работников милиции. - М.1983 17. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методика. М., 1990 18. Пиголкин А.С.Общая теория права. М., 95, стр. 144-148
ТЕМА: ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1. понятие правомерного поведения личности 2. причины правонарушения 3. юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |