Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды международных коммерческих операций

(определения, виды и содержание)

I. Виды МКО

1) Основные - осуществляемые на возмездной основе между контрагентами разных стран (непосредственными участниками этих операций), в их числе: 1 – обмену товарами в материальной форме (э/и операции); 2– обмену НТ знаниями в форме торговли патентами, лицензиями и «ноу-хау»;

3 – обмену техническими услугами(консультативный и строительный инжи-нириниринг);

4 - арендные операции;

5 - международному туризму;

6 - предоставлению консультативных услуг в области информации и соверше-нствованию управления, обмену кинофильмами и телепрограммами.

Специфическую сферу международного коммерческого дела составляют опе-рации в области производственного и научно-технического сотрудничества, так называемые приведенные МКО (см.А2-А3), в их числе договора:

· о специализации и кооперировании производства;

· об организации совместного строительства обьектов и их эксплуатации;

· о поставках крупных промышленных обьектов с компенсацией(оплатой товарной продукцией).

· о кооперации в области научных исследований и др.

Данные соглашения реализуются на основе заключения международных тор-говых сделок, поэтому область производственного и НТ сотрудничества входит в сферу международной торговли

2) Обеспечительные - обеспечивающие международный товарооборот (опра- ции товародвижения) и связанные с продвижением товаров и услуг от продавца к покупателю, в их числе операции:

· по международным перевозкам грузов;

· транспортно-экспедиторские;

· по страхованию грузов;

· по хранению грузов при международной перевозке;

· о проведению международных расчетов.

Исходя из изложенного выше понятие «международная торговля» вклю-чает в себя не только осуществление МКО с материальными ценностями, но и другие виды торгово-экономических операции.

Правовой формой, опосредующей МКО, является международная торговая сделка, обязательным условием которой является ее заключение с иностранным партнером.

Международная торговая сделка ( далее внешнеторговая сделка - ВТС)- договор (соглашение, контракт) заключенный между двумя или несколькими сторонами, на ходящихся в разных странах, по поставке установленных коли-чества и качества товара или оказания услуг и ОИС, в соответствии с согласован-ными сторонами условиями.

Согласно Венской Конвенции ООН(1980г.) «О Договорах международной куп-ли-продажи товаров» и Новой Гаагской Конвенции(1986г)«О праве, применимом к договорам МКПТ- д оговор не будет считаться международным, если он зак-лючен между сторонами разной государственной (национальной ) принадлеж-ности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одно-го государства (филиалы или «дочки» компаний разных стран, находящихся на территории одной страны).

В тоже время договор будет признан международным, если он заключен меж-ду сторонами одной государственной(национальной) принадлежности если их коммерческие предприятия находятся на территории разных государств.

Стороны в МД КПТ(ВТС) относятся к особой категории предпринимателей, именуемой коммерсантами, деятельность которых во многом подчиняется особому правовому режиму, который освобождает их от ряда сложностей в доказательстве принятия договора (свобода волеизьявления в соответствии с принципом автономии воли сторон; устная форма заключения сделки(в ряде стран) и д.р.).

Кроме этого в международной коммерческой практике взаимное волеизьявление может принимать любую форму ВТС (лицензионное, арендное и т.д.), предусматривающих поставку товаров в материальной форме, и сопровож-даемые как обеспечивающими, так и сопутствующими услугами (перевозки, стра-хования хранения, инжиниринговые, лицензионными и др.), а так же облекаться в форму заказа или тендера.

Особенности современных международных коммерческих операций.

В условиях экономической интеграции и глобализации экономики современ-ные МКО характеризуются следующими отличительными чертами:.

1. усложнение продукции (комплектные предприятия, сложные технологи-ческие комплексы и т.д.) и расширение поставок промежуточной продукции поступающей в международный товарооборот потребовало удлинение сроков исполнения контрактов.

2. комплексный характер сделок на поставку оборудования, предусматривающих поставку оборудования, машин и материалов в комплексе с технологией и сопутствующими услугами. В их числе: инженерно-консультаци- онное обслуживание, строительство обьектов и услуги по развитию их инфра-структуры.

3. рост масштабов сделок в форме крупных соглашений по экономическому сотрудничеству и включающих в себя не только поставку оборудования и пре-доставления сопутствующих услуг, но и обязательств по финансированию, стра-хованию и т.д.

4. расширение практики поставки обьектов «под ключ»- обязательства постав-щи ка на весь комплекс работ, включая освоение проектной мощности обьекта.

5. совместное (компаниями различных стран) осуществление крупномасштабных сделок путем создания консорциумов. Стороной в таких сделках выступает головная компания, как правило, инжиниринговая фирма.

6. целенаправленный характер сделок. Их ориентация на конкретного потребителя и установления долговременных связей с поставщиками сырья, компонентов и пр.

7. предоставление экспортером кредита импортеру при крупномасштабных сделках, который может погашаться как в денежной, так ив товарной форме.

8. установление прямых межфирменных связей с потребителями, что позволяет компаниям- производителям устанавливать более тесные контакты с рынком, изучать спрос и потребности, выживать в условиях обострения конкуренции на мировом рынке.

II. МКО с участием торговых посредников и их классификация*

Международные коммерческие операции с участием торговых посредников имеют огромное значение в современной внешнеторговой практике и занимают от 50 до 75% всего товарооборота мировой торговли (в зависимости от вида товара или услуги).

Посредники (midleimen) - лица, которые связывают стороны, желающие заключить сделку Посредники действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта то-вара и других областях. Работают за счет поручителя получая за это вознаграждение

Отличительными чертами различия одного вида посредника от другого являются три принципиальных вопроса:

1 - отношение к праву собственности на товар;

2 - обьема прав и полномочий посредника с точки зрения возможности его контроля со стороны клиента и его подотчетности клиенту;

3 - порядка начисления и выплаты ему вознаграждения.

 

* О целях привлечения и целесообразности использования посредников (см. приложение №1).

Все внешнеторговые посредники делятся на две категории:

1. Купцы (merchant) - владельцы товара - торгуют за свой счет и от своего име-ни. Приобретает товар на основе обычного договора МДКПТ и в праве перепродавать его в дальнейшем где угодно, кому угодно и по какой угодно цене, к ним относятся:

а) Торговые фирмы - осуществляют дилерские операции от своего имени и за свой счет;

б) Экспортно / импортные фирмы и торговые дома;

в) Оптовые и розничныефирмы, в их числе:

· дилеры - посреднические фирмы, занимающиеся перепродажей товаров от сво-его имени и за свой счет (2- продажа ценных бумаг на фондовых биржах);

 

· дистрибьюторы (распределители) - занимаются распродажей товара, определенных дилерскими соглашениями и имею исключительное право по отдельным группам товаров;

· коробейники(челноки);

· стокисты - дилерские фирмы, осуществляющие э\и операции на основе специального договора о консигнации с консигнационного склада;

· торговец по договору - торгует на основе спец. договора о предостав-лении права на продажу, и в отличии от купца имеет ограниченные права по торговой территории и сроке продажи, а так же запрещении продавать товар других организаций («оговорка о неконкуренции»)

2. Агенты - торгуют чужим товаром, к ним относятся:

а) Агенты представители - организуют деловые контакты доверителей (прин-ципиалов) с импортерами товаров;

б) Агенты поверенные - работают с доверителем (принципиалом) на основе договора - поручения;

в) Независимые торговые представители( поверенные ) - привлекают фирмы, орга-ни и отдельных лиц к соверщению сделок от имени и за счет доверителей;

г) Комиссионеры - торговые посредники, которые продают и покупают товары от своего имени, но за счет и по поручению поручителя (комитента);

д) Брокеры(маклеры) - торговые фирмы, организации или отдельные лица, которые подыскивают взаимозаинтересованых продавцов и покупателей, сводят их, но сами в сделке не участвуют. Как правило торгуют крупными партиями товаров получая вознаграждение (2 - 3% от суммы сделки).

Агенты, в зависимости от своих полномочий, бывают: простыми, исключительными (монопольными) и монопольными с ограничениями.

II.1. Виды посреднических операции

В зависимости от вида посредников, обьемов их полномочий и характера от-ношений с клиентами различают четыре вид посреднических операций (в по-рядке убывания их значимости и роль в осуществлении сделок купли-продажи), в том числе:

1 - операции по перепродаже;

2 - договор комиссии, включая его разновидности - консигнационное соглашение ( договор комиссионной консигнации);

3 - агентское соглашение;

4 - брокерские посреднические услуги, которые так же называют простым посредничеством.

Посреднические операции бывают:

· дилерские - посредник действует от своего имени и за свой счет;

· комиссионные- посредник действует от своего имени но за чужой счет;

· операции по договорам-поручения (агентские поручения) - посредник дей-ствует от чужого имени и за чужой счет;

II.1. Виды посреднических договоров и соглашений

1. Агентское соглашение - договор между агентом ( посредником) и принци-пиалом (экспортером; владельцем товара), включает предельные полномочия для агентов(цену,срок поставки и т.д). Кроме этого АГ включает взаимные права и обя-занности агента и принципиала в т.ч. условия вожнаграждения (до10%).

Следует учитывать различия в определениях об АГ в национальных законодательствах.

2. Договор комиссии - договор между комитентом (принципиалом)- владель-цем товара и комиссионером (посредником). Последний заключает и исполняет ВТК от своего имени (являясь контрактодержателем), не являясь владельцем товара. Имеет типовую форму и по форме близок к МДКПТ, Чаще носит разовый характер.

3. Договор консигнации - договор, когда консигнант (экспортер) поставляет то-вар на склад консигнатора (посредника) для его реализации на рынке в течение оп-ределенного срока. По договору за комитентом (владельцем товара) сохраняется право собственности на товар до момента его продажи покупателю.

Консигнация - условия продажи товара через консигнационные склады посредни-ков. Хранение товара и его предпродажная подготовка осуществляется за счет вла-дельца товара со сроком хранения на складе от 1 до 7.5 лет. Вознаграждение до 10% плюс все затраты посредника. Консигнация бывает: простой; частично возвратной и безвозвратной.

Дополнительные договора и документы при исполнении посреднических операций:

1. Договор делькредере( del creder e - поручительство комиссионера перед комитен-том за исполнение договора, заключенного им с третьим лицом.

2. Договор доверительности (договор-поручение )- заключаемый агентом-поверен- ным с доверителем(принципиальм), согласно которого доверенный получает право заключать сделки и принимать другие обязательства от имени и за счет доверителя.

После того как заключается договор-поручение, представители переходят в раз-ряд поверенных.

3. Доверенность - документ, в котором фиксируются полномочия представителя совершать сделки от имени другого лица (доверителя). Выдается в письменном ви-де и бывает: разовой; специальной- на совершение однородных сделок; общая (гене-неральная) - на управление имуществом доверителю

II.4. Целесообразность привлечения посредников

Основной целью привлечения посредников является повышение экономич-ности внешнеэкономических операций за счет следующих 6-ти факторов:

1 - повышение оперативности сбыта продукции;

2 - посредники, находясь ближе к покупателю, более оперативно реагируют на из-менение рыночной коньюктуры, что позволяет реализовать товар на более благо-приятных для экспортера условиях;

3 - привлечение посредников позволяет повысить конкурентоспособность товара за счет сокращения сроков поставки с промежуточных складов, предпродажного сервиса и технического обслуживания;

4 - некоторые посредники авансируют экспортеров, вкладывая собственный капи- тал в создание и функционирование сбытовой сети;

5 - посредник, находясь в более близком контакте с конечным потребителем товара, является источником важной первичной информации о уровне качества и конку- рентоспособности товара;

6 - при работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте товаров определенной номенклатуры, как правило возникает дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.

Привлечение посредников становится экономически нецелесообразным, если они не обеспечивают дополнительной прибыли по сравнению с той, которую получат производители продукции при самостоятельном сбыте продукции.

Кроме этого при их использовании возрастает степень рисков

Следует отметить, что в современных условиях и перспективе, институт тор-говых посредников в сочетании с их инвестиционно-кредитными возможностя-ми, богатым опытом и информированностью в сфере мировой товарной конью-ктуры, позволяет им выступать в качестве организаторов продвижения това-ров и услуг на внешние рынки и активно соперничать с промышленными ком-паниями.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Который на единицу своей цены удовлетворяет больше потребностей, на более высоком уровне, чем товары-аналоги | Цели и задачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.